Потребительский рынок и рынок услуг Печать

5.7. Потребительский рынок и рынок услуг

Потребительский рынок - особая сфера экономики, являющаяся своего рода индикатором проводимой в стране социально-экономической политики. Этот рынок первым претерпел фундаментальные изменения в период реформ, достигнув значительных позитивных результатов. Сегодня потребительский рынок Мурманской области все больше отвечает стандартам высокоорганизованной торговли и способен удовлетворить взыскательного покупателя. Товарная насыщенность рынка достаточно устойчива.

Существенно выросло количество торговых организаций, активно развиваются новые форматы торговых предприятий и сферы услуг. Отрасль сохраняет лидирующее положение в сфере малого бизнеса, как по числу предприятий, так и по численности занятых в ней работников. Потребительский рынок становится наиболее устойчивой сферой, пополняющей муниципальные бюджеты денежными средствами. Однако основная специфика данного рынка области заключается в ограниченных возможностях производства товаров потребительского назначения и соответственно повышенной зависимости хозяйственного комплекса и населения от ввоза различных товаров.

Региональный потребительский рынок Мурманской области включает два укрупненных сегмента: 1) рынок товаров и 2) рынок платных услуг, - которые взаимодействуют между собой и обеспечивают потребности населения области. Современные региональные пропорции потребительского рынка формируются под влиянием различных факторов, основными из которых являются: спрос (мотивации и предпочтения потребителей); региональные пропорции воспроизводства; территориальная организация торговой системы; институциональная структура потребительского рынка.

Анализ структурно-объемных показателей потребительского рынка региона позволил выявить ряд тенденций, характеризующих его современное состояние (табл. 27).

Товарооборот как основной показатель деятельности предприятий потребительского рынка сохранял в 2000-2007 гг. устойчивую тенденцию к росту и увеличился в 3,1 раза. Расширение товарооборота подкреплялось ростом денежных доходов населения. Кроме того, на развитие потребительского рынка региона оказали влияние усиление активности на рынке банковских услуг и увеличение объемов кредитования населения (объем выданных кредитов населению области за 2007 г. вырос на 34%). Несмотря на кризис и существенное снижение кредитования населения, в 2008 г. по-прежнему сохранились высокие темпы роста розничного товарооборота в Мурманской области. Реальный его прирост был выше, чем средний по Северо-Западному федеральному округу (10,3%), хотя чуть меньше, чем средний по стране (13,0%). Более высокий, чем средний прирост, был зарегистрирован по группе непродовольственных товаров (15,2%, при темпе прироста продовольственных товаров 10,3%). Однако ценовой фактор определил повышение доли продовольственных товаров в макроструктуре розничного товарооборота на 0,7 процентных пункта (до 53,6% против 52,9% в 2007 г.), что свидетельствует о снижении реальных денежных доходов населения. Ситуация усугубляется наметившейся тенденцией роста безработицы в регионе. Данное
обстоятельство, к сожалению, снижает потенциальную и фактическую емкость потребительского рынка, т.е. объем товара, который может потребить или потребляет рынок.

Тем не менее, процесс развития торговой инфраструктуры идет достаточно активно. В 2007 г. площадь введенных в действие торговых предприятий в регионе составила 26,5 тыс. м2 (207,2% к 2006 г.). Активно развиваются сетевые форматы торговли: продовольственные розничные сети «Евророс» и «Провизион», а также отдельные предприятия нового формата - гипермаркет «Рамстор»; осуществляется строительство гипермаркета «Окей», «Гимея-продукт» (условное название «Провизион»). В секторе непродовольственных товаров активно развивается региональная сеть магазинов «Сейд».

Существенно расширилась сеть предприятий общественного питания и составила в 2007 г. 879 мест. Лидерами в этом плане оказались Мурманск, Печенгский район, города Кировск и Апатиты. Но по-прежнему этот сектор торговли наиболее развит только в областном центре. Однако в целом основного своего назначения - бизнеса гостеприимства - многим предприятиям добиться не удалось.

Часто это низкий уровень обслуживания, примитивная технология приготовления блюд, нехватка соответствующих профессиональных кадров, что особо ощутимо в сравнении с предприятиями общественного питания крупных городов страны и, конечно же, при выезде за границу.

Т а б л и ц а 27

Динамика основных показателей торговли

Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Товарооборот, всего, млрд руб. 40,59 46,78 56,75 66,95 83,06 96,46 108,3 127,0
В том числе:                
оборот розничной торговли 20,5 25,0 29,2 34,2 39,3 45,6 53,1 65,2
оборот общественного питания 0,79 1,08 1,35 1,65 1,96 2,56 3,1 3,6
оборот оптовой торговли 19,3 20,7 26,2 31,1 41,8 48,3 52,8 58,2
Доля продовольственных товаров в структуре
оборота розничной торговли, %
55,3 54,4 53,8 53,3 53,3 53,8 53,2 52,9
Ввод в действие объектов торговли, тыс.
кв. м торговой площади
4,5 19,2 8,8 20,5 20,1 25,6 12,8 26,5
Ввод в действие объектов общественного
питания, посадочных мест
267 459 448 738 957 716 751 879
Среднесписочная численность работников
организаций розничной торговли и общественного
питания, тыс. человек
12,3 13,1 12,0 13,5 15,8 16,3 17,1 17,9
Товарные запасы в розничной торговле, в
днях торговли
26 28 30 27 28 31 29 27
Доля оборота розничной торговли, реализуемой
на вещевых, смешанных и продовольственных
рынках
24,3 25,3 25,5 25,3 24 24 20,7 17,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однако следует отметить объективные причины, затрудняющие осуществлять регулирование региональными властями процесса размещения торговых предприятий на территориях городов и их торговую деятельность на рынке, - отсутствие на федеральном уровне закона о торговле. Все это приводит к тому, что практически свернута деятельность потребительской кооперации в сельской местности региона, сократилось число булочных, магазинов «Овощи - фрукты», наблюдается «вымывание» нужного ассортимента из специализированных магазинов. Отступление от специализации приводит к дезорганизации покупателей. Значительный рост числа магазинов затрудняет процедуру проверки качества товаров.

Особой проблемой является уличная торговля. Несмотря на меры по ее сокращению (17,4% по области против 30% по стране), деятельность «стихийных форм» потребительского рынка основывается на прямом нарушении действующего законодательства.

Это - неуплата в должном размере и порядке налогов, арендных и коммунальных платежей, проблемы качества товаров и услуг, низкий профессиональный уровень работников, а также значительные объемы нелегальной и контрафактной продукции. Несмотря на бурный рост, потребительский рынок области обладает определенной спецификой, заключающейся в ограниченных возможностях производства товаров потребительского назначения и соответственно повышенной зависимости населения от ввоза различной продукции. Это обстоятельство обусловливает необходимость развития цивилизованной оптовой системы. Процессы реанимации оптового звена проходят достаточно сложно.

Сегодня розничные предприятия выполняют несвойственные им функции по закупке и хранению больших запасов товаров, что в свою очередь способствует их удорожанию. В то же время многие оптовые организации представляют собой посреднические фирмы и выполняют при этом только сбытовые функции, что также влечет удорожание продукции за счет ценовых надбавок и ухудшение уровня обслуживания конечных потребителей.

Особую роль в системе потребительского рынка играет сфера услуг. Переход к рыночной системе хозяйствования оказал разрушительное воздействие и на эту сферу. Положительная динамика в данном секторе потребительского рынка была закреплена с начала 2000-х годов. За анализируемый период рынок платных услуг населению характеризуется стабильными темпами роста физических объемов. Реальные объемы платных услуг населению в 2007 г. превысили уровень 2000 г. на 63,1%, в том числе по бытовым услугам - в 2,5 раза.

За 2008 г. платных услуг населению оказано на сумму 35,1 млрд руб., что в текущих ценах на 11% больше, чем в 2007 г.; однако в реальном исчислении рост составил всего 0,2%. Тем не менее по отдельным видам услуг отмечен заметный рост: услуг связи - на 27,9%; услуг правового характера, туристских, ветеринарных - на 20%; по ремонту жилья и других построек - на 14%.

Основополагающим фактором, непосредственно оказывающим влияние на спрос населения на платные услуги, по-прежнему остается ценовой фактор, особенно по тем видам услуг, где рост цен опережает по темпам увеличение доходов населения.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области 

Еще статьи по теме "Потребительский рынок":

Потребительский рынок в Мурманской области в январе-марте 2011 года

О состоянии потребительского рынка пищевой продукции Мурманской области

Мониторинг цен на потребительском рынке Мурманской области

На продовольственном рынке Мурманской области ситуация стабильна

Государственный рынок рыбных ресурсов как инструмент реализации партнерских отношений между государством и бизнесом