Художник украшает свой город Печать

Толковый художник по природе дела своего есть «организатор пространства»

Дизайн интерьера в последнее время стал самой яркой и творческой областью в архитектурном проектировании.

Несколько слов о новом произведении архитектурного дизайна.

Речь идет о реконструкции и оформлении помещения МЭЛСа, что на Пушкинской улице. Головная квартира Мурманской телефонной связи радикально обновлена.

Пишу эту рецензию с полной обывательской непринужденностью и «во первых строках» сообщаю, что автора и надзирателя за его реализацией хорошо знаю. Это художник Николай Завертайло.

Этот бездействующий (по обстоятельствам) архитектор (по образованию) и деятельный известный городу живописец авангардного толка сработал, по-моему, на славу «сделал вещь»... Это подтверждает мою мысль о том, что толковый художник по природе дела своего есть «организатор пространства», работающий с формой и цветом, и в силу известной эмоциональной неизбежности — выразитель некоего мироощущения, «труженик гармонии».

Все это есть в элегантном, красивом и покойном оформлении телефонного офиса.

Цветовая и пространственная организация вестибюля уже приглашает в мир четкости, ясности и покойного порядка. Два-три синих, несколько оттенков серого, уравновешенная гамма тепло-холодных отношений. Больше плоскости и линейная строчка ограждения из стали и стекла и в ответ ей в потолочной плоскости рустовка синими рейками. В оформлении стен сочетание гладкого пластика и объемного линкруста.

Просторная полированная панель натяжного потолка, имея зеркальный эффект, создает ощущение высоты, воздушности, образует приятный «иррациональный» люк в рациональной плотности соседних плоскостей. Все соответствует духу современного офиса, профессиональной специфике МЭЛСа, где реальное соседствует с виртуальным.

Но, и это личностная особенность всего дизайна, в каждом объеме, дабы не засушить пользователя четкостью смены плоскостей и проемов, вводится элемент нарушения прямоугольности и симметрии, некая мозаическая игра в нерегулярность. В случае вестибюля - альтернатива регулярности вертикалей и горизонталей плоскостности стен, гнутая волна правой, вводящей во внутреннее пространство первого этажа стены. Эффект дополняется ее фактурной шершавостью. Это как в меню обеда — набор вкусовых оттенков. Здесь это гамма ощущений от разной степени гладкости материалов — от зеркального блеска до ноздреватой поверхности этой криволинейной стены. Этого рода сюрпризы, сбои симметрии и арифметики строгих ритмов вводит художник во все подразделения организуемого им квадратных ячеек витража нерегулярно смешаны с играющим фигурным прозрачным стеклом. В нем возникают причудливо деформированные куски внешнего мира, детали городского пейзажа. Совершенно волшебный эффект!

Лестничные проемы решены в теплой серо-охристой гамме. Здесь появляется на каждых двух маршах подъема горизонталь границы между желтоватой каменной (под кирпичную кладку) панели с ровной верхней плоскостью Она при каждом подъеме понижается до нуля и снова, с новым проемом, возникает хороший, уже почти динамичный эффект.

Длинные, узковатые (от самой конструкции здания) коридоры расширены светлой колеровкой и оживлены во всех четырех плоскостях. На полу — нерегулярной кладкой крупной мозаикой из ковровых покрытий, на потолке светящиеся квадраты перебегают с одной на другую сторону линейки потолка. На стенах попытка ненавязчиво развлечь идущего по коридору, обозначить некую человечность, реализована узкой бегущей строчкой продолговатых живописных панно. Они покойно провожают идущего, напоминая характерную для города строчку портового пейзажа (намеком: земля - вода, дома - корабли...) Без останавливающей узнаваемости. С помощью символики ритма цветных красочных «намазок».

Этой же идее гуманизации, оживления и повышения культурной ценности интерьеров служат абстрактные картины-панно.
Возникает уровень высокой жизни, где при всей деловитости и лаконизме есть место искусству, голосу художника. Этот элемент возникает в кабинетах, в конференц-зале (студии), в пространной приемной.

В помещении столовой норма строгости снижается теплыми, «гастрономическими» цветами.

Итак. Дизайн помещения, по-моему, совершенно равен мировым стандартам.

Мало того, обнаруживает лицо его создателя, наклонение его ума и таланта и соответствует пластическим достоинствам и декоративной природе живописи художника и архитектора Николая Завертайло. (В том, что он архитектор — сомнений не осталось.)

Поздравляю МЭЛС с хорошим и красивым домом, а Мурманск с ценным подарком, с качественным произведением урбанистической пластики.

Заслуженный художник России Николай Ковалев

Журнал "СЕВЕР строительный" № 1 за 2005 год