Часть 6 Печать

- А я заметил, что хороший специалист обычно и хороший человек, - прокомментировал размышления Сенатора Костюшев. - Разве плохой парень был Юрий Гагарин, любимец планеты Земля. А сам Королев? Кстати, ИЛ-18Д, самолет, на котором мы летим, был личным самолетом Главного Конструктора Сергея Павловича Королева, естественно, и космонавтов. И стол этот, и салон - Королева. Летал, правда, он на нем всего несколько раз. А сейчас, видите, что делается, исторический самолет в аренду сдают для перевозки пассажиров, а скоро, вероятно, на свалку отправят, как моторесурс выработает.

- Умопомрачительно! Даже не верится, что это самолет Королева! - воскликнул Москвич и с восхитительным почтением погладил стол, как бы прикасаясь к чему-то святому.

А Костюшев продолжил:

- Про Гагарина, Королева и наших космонавтов рассказывать не буду. О них все читали... Да и люди они - близкие нам по духу, по воспитанию. А вот о человеке, воспитанном в другом обществе, в Америке, но оказавшемся, действительно, великим специалистом и Человеком - о космонавте Армстронге - расскажу... Да, пожалуй, можно сказать так: нет плохих наций, народов, народностей, а есть люди хорошие и дерьмо.

... Нил Армстронг считается самым гениальным, смелым и хладнокровным космонавтом и астронавтом планеты Земля.

Поразительно, но он научился летать и получил летные права раньше, чем права на вождение автомобиля, - в шестнадцать лет. Был летчиком-испытателем военно-воздушных сил США. И первым в мире на ракетоплане Х-15 достиг скорости шесть с половиной тысяч километров и высоты более шестидесяти километров, то есть долетел до кромки космоса на самолете. На пределе человеческих возможностей, когда скорость самолета как бы опережала саму мысль, Армстронг не ошибался, приводя в восторг руководителей полетов.

- Послушай, Нил, - спрашивали его, - у тебя предки не из компьютеров?

- Вполне возможно, - отвечал Нил. - Но это не исключает, что задающие подобные вопросы произошли от шимпанзе.

Лестные характеристики военных начальников открыли Нилу дорогу в космос. И здесь, как и в авиации, он одним из первых проводил опасные эксперименты и испытания, не один раз чудом оставаясь живым. Во время выполнения программы «Аполлон» по стыковке и расхождению космического корабля и ракеты «Аджена» на орбите корабль начал вращаться вокруг своей оси, кувыркаться и перестал поддаваться контролю. Армстронг почувствовал, что от быстрого вращения теряет способность ориентироваться, управлять приборами. В этом коловороте, отделившись от ракеты, корабль мог столкнуться с ней, как с цистерной, наполненной горючим. Земля в такой ситуации ничем помочь не могла. И за считанные секунды до катастрофы, которая уже дышала холодом космоса, Армстронг нашел решение - запустил вспомогательный реактивный двигатель, предназначенный для торможения при возвращении на землю, остановил вращение, подчинил корабль своей воле и благополучно произвел расстыковку. Но была израсходована часть резервного топлива, которое гарантировало благополучный спуск на землю, и требовалось для корректировки вхождения корабля в атмосферу под нужным углом...

Не доверяя компьютеру, Армстронг взялся за ручку управления. Они нырнули в атмосферу и полетели к земле спиной, приставив к иллюминаторам зеркала, - так легче было следить за приближающейся поверхностью планеты. Они со вторым пилотом Дэвидом Скоттом были готовы ко всему. Но повезло, приземлились они в океане, в пяти километрах от расчетной точки. Эта посадка была признана лучшей во всей американской программе освоения космоса. Теперь, уже не шутя, говорили об Армстронге, что у него, и правда, предки - компьютеры.

Летом 1968 года Армстронг едва не погиб во время катастрофы с тренажером лунного отсека корабля «Аполлон». Ему удалось выброситься с парашютом за несколько секунд до того, как тренажер разбился. Это определило окончательный выбор - командиром корабля «Аполлон-11», нацеленного на Луну, назначили именно Нила Армстронга.

Тогда никто не знал, как поведет себя лунная почва, которая могла оказаться трясиной, слегка присыпанной серой, как пепел, пылью.

Отразившись от лунной поверхности, струя газов, разбросавшая камни, могла перевернуть спускаемую кабину. Отрепетировать этот маневр на Земле было невозможно. Там, в зловещем молчании космоса, все было «против», «за» оставались только мужество и хладнокровие астронавтов.

И командир Нил Армстронг во время прилунения еще раз подтвердил, что он «вроде как от компьютеров», потому что модуль летел на скалы и валуны лунной поверхности. Армстронг опять вручную предотвратил аварию и посадил модуль в четырех милях от заранее выбранного расчетного места на сравнительно ровной поверхности...

- А может кто-нибудь представить себя на Луне, и как оттуда смотрится Земля? - вдруг выстрелил вопросом Костюшев.

- Представить трудно, но, вероятно, как Луна, или чуть побольше. Я почему-то не помню снимков Земли. Вероятно, давали мало информации по идеологическим соображениям, - ответил Москвич.

- Нет, публикаций много было в разных журналах и газетах, - возразил Сенатор. - Но на Луне можно было сойти с ума от одной мысли, что в немыслимой дали, на диске с решето, представляющем Землю, есть большие города: Нью-Йорк, Вашингтон, где живут соотечественники Армстронга, есть его любимая женщина, которая изводится от переживаний: вернется он или не вернется? Да, неспроста Армстронга прозвали железным. Но я думаю и о другом, о сотрудничестве людей на самых опасных Дорогах Открытий. Если бы каждый политик конца двадцатого столетия думал об этом, о будущем землян! Сегодня, несмотря на величайшие достижения в науке и технике, человечество катастрофически летит в пропасть.

Только объединение усилий наиболее развитых стран в области энергетики, экологии, медицины, в освоении Космоса сможет спасти человеческую цивилизацию. Не нужны десятки партий, не нужны национальные распри. Надо понимать: мы - земляне. Каждый из нас должен жить хорошо, независимо от национальности и вероисповедания. Идею политической партии знает только тот, кто ее создал. И пытается убедить окружающих в ее целесообразности, но партии всегда создавались и создаются для борьбы за Власть определенной кучки людей, старающихся путем обмана внушить людям, что их партия самая лучшая. По-моему, назрела в мире необходимость в умном мировом диктаторе, способном прекратить на Земле все распри и направить усилия всех стран и народов на создание человеческих условий жизни для землянина-человека, на сохранение человеческой цивилизации. Очень хочется, чтобы политики, руководители религиозных концессий, ученые работали на основе лозунга «Мы люди - земляне, сохраним человеческую цивилизацию!!!» О нашей стране и говорить не хочется - из конца двадцатого столетия рванули к удельным княжествам. К сожалению, политики вообще не думают о конкретном человеке. И Гагарин, и Армстронг для них - средство рекламы...

Сделав такой печальный вывод, Сенатор замолчал.

- Извините, но я еще не закончил рассказ, - продолжил Костюшев. - Мысль была такова, что хороший специалист, как правило, и хороший человек. Это подтвердилось, когда в Звездный Городок приезжал Армстронг. Дом культуры был переполнен. Все с нетерпением ждали встречу с легендарным астронавтом и космонавтом. Когда Армстронг вышел на сцену и с улыбкой встал под большим портретом Гагарина, присутствующие в зале удивились его сходству с Юрой. Нил оказался небольшого роста, стройный. После короткого рассказа о полете на Луну и показанного фильма он попросил выйти на сцену жен Комарова, Гагарина. Из последних рядов поднялись две женщины и медленно продвигались к сцене. Армстронг порывисто шагнул им навстречу, взял за руку Валентину Гагарину, заглянул в лицо и бережно обнял, а Валентина уткнулась ему в плечо. Армстронг аж переменился в лице, задрожали губы - и безжалостный луч юпитера высветил выступившие у него на глазах слезы. Армстронг провел по глазам рукой, попробовал что-то сказать, но только покачал головой и опять обнял Валентину - очень бережно, как бы утешая женщину в ее непоправимом горе. Вот каким чутким оказался «железный Армстронг»! Это моральная сторона дела. Но он передал огромные деньги для семей погибших космонавтов из личных сбережений. Плохой человек мог такое сделать?

А зачем, спрашивается, необходимо было рваться в космос Георгию Тимофеевичу Береговому, который совершил полет на космическом корабле «Союз-2» 26 октября 1968 года? Он написал десятки рапортов, чтобы его приняли в отряд космонавтов в возрасте сорока четырех лет, хотя в отряд принимали не старше тридцати лет. Зачем? У него все было: звание полковника, хорошая зарплата, уважение, звание Героя Советского Союза он заслужил боевыми летными делами еще в Великой Отечественной войне с фашистами. Он был героем войны, а в строй космонавтов встал новобранцем - на правом фланге уже стояли герои нового времени и нового поколения: Гагарин, Титов, Николаев, Попович, Быковский, Терешкова... За ними торопились другие. И зачем ему было лезть в эту сумасшедшую гонку - жил бы да жил спокойно! Значит, человек он - необыкновенный! Значит, ему хотелось что-то новое и важное пережить и сделать.

Как ни хорохорься, а пятьдесят лет - это не тридцать. И вроде бы в природе все повторяется каждый год - те же клейкие молодые листочки на деревьях, та же свежая травка на газонах и те же, как в прошлом году, первые подснежники на проталинках в лесу - и ты это видел много весен подряд, но все это народилось новое, а сам ты все тот же и... уже другой. Что для природы - вечное обновление, для тебя - уже вчерашний, неповторимый день. Такова философия возраста. А Георгию Тимофеевичу хотелось обуздать время, в удивительном повторении испытания самого себя найти ощущение возврата времени на новом спиральном витке жизни...

(«А верно говорит Костюшев», подумал я. «Матерясь на суматошную жизнь, опутанные жизненными трагедиями, многие капитаны, оставшиеся на берегу на пенсии или закрытые медкомиссией, все-таки не успокаиваются, ищут дорогу в море, где их могут снова ждать неотвратимые жестокие удары судьбы. Спрашивается - зачем?»)

- Итак, мы приехали к чему? Человек - Профессионал... Профессионал - Человек... Но все с большой буквы, тогда - около истины. Кто против? - закончил рассказ Костюшев.

Все молчали, переваривали. Я выглянул в иллюминатор. Безграничный небесный свод. И вспомнился ликующий День для людей планеты Земля - 12 апреля 1961 года, когда старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин первым проложил путь в Космос. Разве все было плохо, разве была одна «чернуха» в жизни, о чем пишут сейчас бойкие борзописцы? Для меня так и остался апрель - голубым, солнечным, зовущим лететь в утро новой эпохи, наполненной вселенской музыкой воспламененных дюз, громовыми раскатами старта, сквозь которые на всю планету еще слышится, еще отдается перекликающийся со звездами восхищенный гагаринский голос.

А сейчас космодром Байконур - территория другого суверенного государства, и за него надо платить арендную плату. Что же это за государство, где большинство - русскоязычное население (до шестидесяти процентов), вдруг стали они чужими на земле, на которой родились и выросли, где до русских и государства-то не было как такового; где на пустошах возникали русские казачьи поселения, а позднее за счет разорения и опустошения центра России на окраине чуть ли не из первобытно-общинного строя сформировано фактическое цивилизованное общество? И именно здесь, возможно, скоро сбросят с пьедестала памятник Юрию Гагарину? Господи, помрачение разума! Как это получилось?

Читать следующую часть

Капитанский дневник