Порты и портовые сооружения Канады Печать

Канада - крупнейшая морская держава. Берега её омываются водами трёх океанов: Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого.

Побережье имеет множество гаваней, бухт, заливов и рек, удобных для укрытий судов, устройства портов и портовых сооружений.

Благодаря прокладке вдоль него дорог и электрических коммуникаций, и построены национальные, общественные порты и малые судовые гавани. В зависимости от функциональных особенностей одними управляет Министерство транспорта, а другие - в ведении министра рыболовства и океанов страны.

Чтобы у читателя сложилось полное представление о национальных портах (National Harbours), приведу пример о деятельности одного из таких - Галифакса. Основным законодательным документом, на основании которого разработаны Правила по её организации, является Канадский судовой акт (Canada Shipping Act). А местную власть представляет Корпорация порта - Halifax port corpoeation. Она отвечает за управление гаванью, установленной, как все воды, лежащие северо-западнее линии, простирающейся на 50 градусов к востоку и дистанцию 1,066 мили юго-восточнее мыса Плезент Пойнт и включающей акваторию Бедфорда (Bedford Basin) и северо-западного рукава. По разработанным Корпорацией правилам регламентируются деятельность порта, управления, строится обслуживание, заключаются договоры, используется собственность, ведётся обслуживание, распределяются обязанности между работниками. Ежегодно она разрабатывает планы и капитальный бюджет для одобрения провинциальной властью. Корпорация подчиняется Комиссия развития порта Галифакс-Дартмут (Halifax - Dartmouth port commission), которая была создана в июне 1984 года. Состав её назначается на выборной основе от провинции Новая Шотландия, портов Галифакс, Дартмут, Бедфорд и Муниципалитета Галифакс.

В задачи Комиссии входит:

а) содействие эффективной работе порта Галифакс и широте его возможностей;

б) управлять в близком взаимодействии и сотрудничестве с Корпорацией, всеми уровнями власти правительства и его групп сектором частной собственности организаций, трудовых сообществ, фирм, индивидуальных образований, чья деятельность может в любом отношении иметь прямое или косвенное влияние на деятельность и экономическую эффективность порта;

в) помогать советами в управлении всем перечисленным группам;

г) развивать и поддерживать взаимодействие и тесное рабочее сотрудничество с поставщиками и пользователями услугами порта Галифакс;

д) собирать текущую информацию в области транспортировки, включая линейное судоходство, портовых, грузовых, железнодорожных и аэровоздушных тарифов, цен и эффективных портовых факторов порта в общем и в частности;

е) развивать и поддерживать банк информации, собранных данных.

Служба капитана порта (Harbour master) представляет собой небольшое подразделение, состоящее из шести человек. Возглавляет его капитан порта. В основные обязанности службы входят: обеспечивать безопасную навигацию на акватории порта, контролировать швартовки, стоянки и отшвартовки судов, безопасность нахождения у причалов и на рейде, предотвращать загрязнение портовых вод. В её ведении передвижение плавсредств по акватории Галифакса, взаимосвязь с подразделениями порта, расследование аварийных случаев и доведение до корпорации сведений, влияющих на улучшение безопасности плавания.

Суда, использующие портовые воды для коммерческой деятельности, облагаются сборами (Harbour dues). Размер их зависит от принадлежности причальной линии, устанавливают который местный муниципалитет, власти гаваней и причалов. Портовыми сборами плавсредства облагаются один раз в год в полном объёме или частично. При этом они подразделяются на несколько групп. Для примера я привожу данные сборов в канадских долларах от 1994 года. Так, для самоходных судов водоизмещением 100 менее брутто регистровых тонн они составляли 79,74, от 100 до 200 - 159,49 и более 200 бр. peг. т -797,49 и так далее.

При входе и выходе из портовых вод с судов этой группы взимаются сборы:

а) в каждом случае захода туда - 0,0172 доллара за бр. peг. тонну,

б) минимальный сбор - 14,84.

Причальный сбор (Berthage) ведётся с момента подачи первого швартовного конца до момента отдачи последнего:

а) за первые и вторые 12 часов, или любую часть периодов 0,0391 долл. с брутто регистровой тонны;

б) за каждый последующий 12-часовой период времени, или любую его часть 0,0236.

Таким образом выглядят сборы за стоянку судна на якоре в пределах акватории порта:

а) за семь дней ничего не взимается,

б) за первые 12-часовой период, или его часть после 7 дней -0,0098 долларов,

в) за вторые 12 часов, или часть этого отрезка времени после семидневки - 0,0098,

г) за каждый 12-часовой период, или его часть, превышающий указанные периоды, - 0,0059 канадских долларов за брутто регистровую тонну,

д) минимальный суточный сбор более семи дней - 28,80 канадских долларов.

Существует также причальный стандартный сбор (Standard Wharfage) за перегрузку различных грузов, включая рыбу и топливо.

Взимается плата и за электрообслуживание:

за подсоединение и отключение электрических мощностей - 34,60 долларов, за КВТ/час - 0,26,

минимальный месячный сбор - 16,25 канадских долларов.

Снабжение пресной водой у причала производится со скоростью 50 т в час. При подаче двенадцатичасового уведомления стоимость одной тонны 0,88 доллара. Дополнительные средства взимаются за подсоединение и отсоединение шлангов - 44,30 долл. Оплата за операции по швартовке и отшвартовке судна в порту зависит от причальной линии. Существует повышенный её размер для швартовщиков по окончании ими рабочего дня, а также в воскресные и праздничные дни, ночное время.

Поскольку стоимость услуг в порту высокая, капитанам, перед заходом туда рекомендуется своевременно подавать властям информацию о приходе, заказывать лоцмана и прибывать к приёмному бую в 7.00 - 7.30 местного времени, а также любые швартовки, перешвартовки и отшвартовки желательно намечать на рабочее время с 8.00 до 18.00.

Буксирами обслуживает компания Eastern Canada Towing Limited. Все причалы в Галифаксе, Дартмуте и Бедфорде имеют четыре района.

Тарифы буксирных операций зависят как от них, так и от тоннажа судов. Взимается порядка 810 - 2160 долларов. Плата
за швартовные операции плавсредств без главного двигателя увеличена вполовину, за перешвартовку к судоремонтным предприятиям - плюс 25 процентов. Почасовая оплата за буксир равнялась 475 долларам, а в праздничные дни увеличивалась на 12 %. Заявки на буксирное обеспечение принимает дежурный офицер компании без дополнительной платы. Подают их за шесть часов. Если это будет сделано раньше, возьмут дополнительно 25 процентов тарифа, а при снятии после отхода буксира от причала -половина тарифа. Аннулирование заявки при его подходе к борту судна чревато оплатой всех ста процентов тарифа. Кстати, в заявке должна быть оговорена мощность буксира. Если счёт на него не оплачивается в течение месяца, за задержку берётся 1,5 % тарифа за месяц. Все эти правила должны быть на контроле у капитана и агента судна.

Агентское обслуживание в порту основано на договорах между судовладельцем и агентской компанией, которая может предложить различные услуги по снабжению, проведению ремонта и другие. Ранее все советские суда агентировала компания «Кансов». В Галифаксе наиболее популярные: Blue Peter, Kerr Steamship. И снова привожу примеры тарифов обслуживания плавсредств за 1994 год в канадских долларах:

а) за заход в порт для выполнения грузовых операций до 7 рабочих дней - 4700;

б) для бункеровки, отдыха команды и другим причинам до такого же количества дней - 2350;

в) для ремонта, докования до 30 рабочих дней - 7200;

г) за члена экипажа в госпитале до семи дней - 300, более этого периода за каждую неделю - 175 долларов, за лечение больного агентоплачивает и предоставляет судовладельцу счёт лечащего заведения;

е) за организацию смены команды: одного человека - 150, от двух до пяти - 330, от шести до пятнадцати - 750, от шестнадцати до двадцати пяти - по отдельному контракту;

ж) для судов, не заходящих в порт, но требующих решения вопросов через агента у приёмного буя, -1350 долларов;

з) в случае запрета работы судовой радиостанции в порту стоимость одной отправки корреспонденции - 90;

и) отправить сообщение в адрес ДФО: стоимость колеблется от 25 до 50 долларов (вход/выход из зоны - 25 долларов, ежедневные/еженедельные сводки - столько же);

за организацию перегрузочных, бункеровочных операций в пределах канадской зоны - 75;

л) за приёмку рыбы от канадских промысловиков по контрактам «over the side sale» на якоре, доставку её на судно, поставки сырья в зависимости от объектов добычи на долгосрочной основе - 2700 плюс ещё 250 долларов за каждый день сверх трёх суток работы траулера.

Порт Галифакс имеет 27 глубоководных причалов: три для судов, загружаемых способом «накат», столько же специализированных для погрузки зерна, четырнадцать - с транзитными складами, два контейнерных терминала и автопорт.

Кроме того, четыре десятка причалов здесь принадлежат частным компаниям, в том числе девять - нефтяным, при стоянке у которых тарифы ниже, чем у причалов Корпорации.

В порту выполняются все виды ремонтных работ. Компании Halifax Shipyard принадлежит док, длина которого 174,3 метра, ширина - 24,2, высота - 9,1 метра, грузоподъёмность 25 тысяч тонн, а также пять эллингов в Дартмуте. Purdy Bros. Limied занимается судовыми двигателями, котлами и корпусами, a Canadian Westinghouse - ремонтом электрооборудования. Топливо разных сортов можно получить у нефтяных компаний Дартмута. Дизельное, газовое и нефтяное категории «С» поставляет по трубопроводам Imperial Oil Co. Ltd.. Жидкое нефтяное топливо подаётся на суда напором 850 тонн за час, газойль - 533, дизельное - 100. У компании Irving Oil Co. Ltd напор подачи дизельного топлива 100000 галлонов в час, а жидкого - 50000. Компания Ultramar Canada Ltd. снабжает топливом «С», дизельным, лёгким дизельным и газойлем.

В порту также можно получить все виды снабжения, продовольствия и судовых запасов. При бункеровке топливом у причалов нефтяных компаний пресная вода поставляется бесплатно.

Что касается фумигации траулеров, то она выполняется специальными бригадами под контролем инспекции The Department of Agriculture.

Продолжительность этой операции 12-14 часов. На это время команда удаляется с борта и размещается в гостинице, кроме вахты из четырёх человек.

Спасательные операции в море находятся в ведении Управления транспортом. Координация их в водах Канады возложена на военно-воздушные силы государства. В Галифаксе находится центр поисково-спасательных работ.

По приходу в порт капитан судна предоставляет для таможни, или агенту документ последнего освидетельствования его в порту захода. В случае отсутствия такового либо наличии каких-нибудь подозрений таможенный досмотр может быть произведён по полной программе за счёт судовладельца. Старое свидетельство хранится в таможне, а новое выдаётся руководителю экипажа через агента до отхода судна из порта. А по приходу туда капитан должен иметь следующие документы:

а) судовую роль на канадских бланках или бланках ИМКО на английском языке в трёх экземплярах,

б) общую таможенную декларацию тоже за своей подписью в трёх экземплярах,

в) таможенную декларацию команды, которую подписывает как он сам, так и каждый из её членов.

Не допускается наличие у них сигарет более 200 штук, спиртных напитков более одного литра, ну, и, конечно, наркотиков. Драгоценности должны быть внесены в декларацию.

Немало судовых документов руководитель экипажа моряков должен иметь при себе при заходе. Это:

- Международное свидетельство о грузовой марке (International Load Line Certificate) - свидетельство о безопасности судна по конструкции (Cargo Ship Safety Construction Certificate),

- свидетельство о безопасности судна по оборудованию (Cargo Ship Safety Equipment Certificate),

- Международное мерительное свидетельство (International Tonnage Measurement Certificate),

- документ о минимальном количестве команды (Minimum Safe Manning Document),

Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью с дополнением (International Pollution Prevention Centificate),

- свидетельство о дератизации (Deratization Certificate),

- санитарное свидетельство (Sanitary Certificate),

- документы в соответствии с МКУБ и другие в зависимости от характера деятельности судна.

В дополнение скажу, что те из них, что держат курс на порты Канады, не могут не знать требований таможенных властей, суть которых в том, что:

- все коносаменты и манифесты на груз должны быть предоставлены до начала выгрузки судна,

- да грузовых операций агентом оформляется лицензия на право его деятельности в порту,

- строго запрещается выносить с борта что-либо для продажи,

- все излишки табачных и спиртных изделий помещаются в специальную кладовую, которая опечатывается таможней на период захода,

- борт судна не должны покидать имеющиеся на нём животные.

Кроме того, власти не разрешают погрузку на судно автомашин без использования стивидоров. И категорически - без документов купли-продажи. Кстати, таможня и полиция Канады строго контролируют выполнение законов государства. Пренебрежение к ним может привести во время нахождения там иностранных граждан к штрафам и арестам. Например, за распитие спиртных напитков в местах, не предусмотренных для этого.

Рыболовство в Северо-западной Атлантике