Главная ударная сила строительного техникума Печать

Решение об открытии техникума появилось не случайно

На страницах журнала мы неоднократно обращались к вопросу подготовки кадров для строительной отрасли. Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию беседу нашего корреспондента с директором Мурманского строительного техникума Овчинниковым Павлом Владимировичем.

- Расскажите читателям нашего журнала о Мурманском строительном техникуме

- Мурманский строительный техникум является негосударственным образовательным учреждением среднего профессионального образования.

В техникуме ведется подготовка техников-строителей по специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений". Техникум образовался в 2003 году. Решение об открытии техникума появилось не случайно. Анализ тенденций в экономике области и рынка образовательных услуг показал, что подготовка строителей со средним специальным образованием — дело перспективное и нужное.

Подготовка к открытию техникума велась в течение почти двух лет.

Вы прекрасно понимаете, что подготовка бухгалтера или юриста и техника-строителя требует различной технической оснащенности учебного процесса. Нам удалось создать необходимую учебно-лабораторную базу, обеспечить учебный процесс высококвалифицированными преподавателями и, как результат, получить лицензию на обучение по названной специальности. Наш техникум стал первым негосударственным строительным техникумом в России. Открытие Мурманского строительного техникума явилось прецедентом. Сегодня перед нами стоит задача — стать лучшим учреждением среднего профессионального образования в Мурманской области.

- Чем отличается негосударственный техникум от государственного? Статус "негосударственного" отпугивает абитуриентов, их родителей и работодателей.

— Вы совершенно правы, что статус "негосударственного" отпугивает или, в лучшем случае, настораживает абитуриентов. Настораживает ли негосударственный статус учебного заведения работодателя? Разберем ситуацию. К работодателю пришли два техника-строителя. Один закончил негосударственный техникум, а второй государственный. Первый приступил к работе и через 10 минут стал приносить работодателю прибыль, а второго надо еще учить и учить, чтобы допустить к самостоятельной работе. В этой ситуации кому отдаст предпочтение работодатель? Ответ очевиден.

Отвечая на Ваш вопрос, приведу еще один факт. В 2005 г. в Москве у 15 учебных заведений были отозваны лицензии на право обучения по ряду специальностей. Этот факт озвучен СМИ. Но мало кто знает, что среди этих 15 неудачников целых восемь имеют статус государственного учреждения.

И государственный и негосударственный техникумы обязаны реализовывать Государственный образовательный стандарт по специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений". А контроль за качеством обучения возложен на государственные контролирующие органы.

На практике возможности реализации ГОС в государственных и негосударственных техникумах значительно отличаются. В государственных учебных заведениях учебный план утверждается вышестоящей организацией, а в негосударственных самим учебным заведением. Государственное учебное заведение работает в рамках утвержденной сметы. И, если по ГОСу на конкретную дисциплину отведено 40 часов, то оплате будет подлежать только 40 часов и ни часа больше. И если сравнивать наш техникум с аналогичным государственным, то можно увидеть, что на одну из основных дисцилин — "Технология строительного производства" — в государственном будет отведено 20 часов, а в нашем техникуме на эту же дисциплину выделяется 60 часов.

Можно привести и другие доводы в пользу как государственного, так и негосударственного учебного заведения. В конечном итоге на качество обучения влияет не статус учебного заведения, а та идеология и та политика, которая проводится в техникуме.

- Каким образом в техникуме организован учебный процесс?

— Ответ на Ваш вопрос мне хотелось бы начать с конкретизации разницы идеологий, культивируемых в вузах и в учреждениях среднего профессионального образования. Вуз учит отвечать на вопрос "Что надо делать?", техникум учит отвечать на вопрос "Как надо делать?" Исходя из принятой идеологии объем лабораторно-практических занятий у нас в техникуме составляет 68% бюджета учебного времени, а на теоретические занятия приходится 32% аудиторного времени. Наши студенты учатся по вечерней форме 2-5 раз в неделю. Учебный день продолжается 4 академических часа в вечернее время.

Наш техникум отошел от семестровой структуры учебного года. Выносить на сессию в конце семестра в 20 календарных дней семь-восемь экзаменов не целесообразно. В техникуме внедрена блочная структура учебного процесса: параллельно изучаются две учебные дисциплины разного уровня сложности, по окончанию блока сдают экзамены и приступают к изучению следующих двух дисциплин. Блочная структура позволяет увеличить интенсивность обучения и в то же время не перегружать студентов. Второе преимущество блочной структуры — это отсутствие производственного конфликта, связанного с предоставлением учебного отпуска работнику.

К особенностям организации учебного процесса следует отнести также то, что на изучение профессионально значимых учебных дисциплин отводится то количество часов, которое не меньше, чем при дневной форме.

Существенное место в организации учебного процесса занимают факультативы. Факультативы направлены на формирование профессиональных умений по конкретному виду деятельности. Наибольшей популярностью у студентов пользуются факультативы по проектно-сметному делу и по расчетам строительных конструкций, где осваиваются расчетные программные комплексы. В техникуме с 2006 года вводится третий летний семестр. В этом семестре студенты могут ряд наиболее трудоемких дисциплин изучить до наступления учебного года.

— Кто преподает в техникуме?

— Квалифицированный преподавательский состав — это проблема любого учебного заведения. Нам удалось привлечь к преподаванию сильнейших специалистов, работающих в строительном комплексе области. Преподаватель становится преподавателем через 2-3 года работы в учебном заведении. С другой стороны преподаватель, не работающий 2-3 года в строительстве, теряет свою инженерную квалификацию. О квалификации наших преподавателей свидетельствует тот факт, что наших преподавателей просят прочитать курс лекций и в МГТУ, и в Мурманском филиале Санкт-Петербургского Университета водных коммуникаций. Ряд наших преподавателей имеет опыт работы в Санкт-Петербургском Архитектурно-строительном университете, с которым у техникума имеются долгосрочные договорные отношения в нескольких исследовательских проектах. Наши преподаватели — это главная ударная сила техникума.

— Кто учится в Мурманском строительном техникуме?

— На этот вопрос лучше всего ответят цифры:
— возрастной ценз 17-46 лет,
— средний возраст поступивших в 2004 год — 26,5 лет,
— с высшим образованием — 4%,
— со средним специальным — 4%,
— с незаконченным высшим — 5%,
— работающих в строительстве — 91%.

В нашем техникуме учатся только те студенты, которые выдержали вступительное испытание по математике, по физике, по русскому языку и литературе (сочинение).

Студенты техникума — это люди с активной жизненной позицией, знающие, зачем они пришли в техникум. Работать с такими студентами — одно удовольствие. Об отношении студентов к учебе говорит хотя бы тот факт, что 60% троечников отказываются от оценки и идут на пересдачу экзамена (пересдача платная).

- Какова причина отсева из техникума?

— Отсев составляет от 20 до 25 процентов ежегодно. Основных причин несколько. На первом месте — дефицит времени. На втором месте — студент не может справиться с программой. На третьем месте — личные проблемы. На четвертом месте — нарушение условий контракта.

- Образовательная деятельность — это единственный вид деятельности техникума?

— Конечно, нет. Но образовательная деятельность — это основной вид нашей деятельности. В рамках техникума также имеются курсы повышения квалификации для работающих в строительстве и коммунальном хозяйстве. Техникум имеет и свою производственную программу.

Одно из направлений — это внедрение и установка тепловых насосов на территории Мурманской области. Тепловой насос — это холодильник наоборот. В холодильнике тепло отнимается у изолированного тела (морозильная камера) и отдается окружающей среде. Тепловой насос забирает тепло у окружающей среды и отдает изолированному телу (дому, квартире). Следующий вид деятельности техникума связан с выполнением работ в рамках программ Академии Информатизации Образования и Международной Академии
фундаментального образования. Техникум выступает филиалом этих двух академий.

- Как складываются отношения техникума со строительными организациями ?

— Отношения со строительными организация ми Мурманска и Мурманской области сложились деловые. Девять строительных организаций поддержали идею открытия строительного техникума. 20% студентов обучается на основании договоров между строительными организациями и техникумом. Наши студенты проходят лабораторный практикум в лабораториях ОАО Трест "Мурманскморстрой" и ООО "Гефест". К сожалению, некоторые строительные организации все еще не могут отойти от технологии решения кадровых вопросов в пожарном порядке. Удовлетворить все "пожарные" заявки техникум не может в принципе.

- Почем при существующей востребованности специалистов строительного профиля не наблюдается бум желающих получить строительную специальность?

— Существует ряд объективных и субъективных причин, по которым желающих поступить в строительные вузы и сузы не так много. К объективным причинам можно отнести следующие: во-первых, в обществе не закончено социальное расслоение, без которого невозможны рыночные отношения. Во-вторых, в строительстве тяжелые условия труда. В-третьих, в строительных учебных заведениях сложно учиться. В-четвертых, в строительстве происходит быстрая амортизация знаний. Повышение квалификации специалистов, работающих в строительстве, стало нормой жизни. Следующей причиной можно назвать медленный профессиональный рост. В качестве шестой причины можно назвать высокую степень ответственности за конечные результаты труда. Следующей причиной можно назвать сложность реализации творческого потенциала. И, к сожалению, приходится констатировать, что в последние 10-15 лет нарушилась преемственность поколений.

К субъективным причинам, по которым абитуриенты не спешат в строительные учебные заведения — это молодежная мода. Человек труда перестал быть героем нашего времени. И эту тенденцию переломить можно только коллективно.

- Складывается впечатление, что у техникума нет никаких проблем. Так ли это?

— У техникума, как и у всех, есть проблемы, и их множество. Но проблемы мы решаем в порядке их появления. Техникум планирует начать подготовку менеджеров для строительных организаций. И как бы мы выглядели, если обучая менеджменту
других, не справились со своими проблемами.

- Наш номер выйдет в канун "Дня строителя", что Вы хотели бы пожелать строителям нашей области ?

— Пожелаю: больше работы, больше здоровья, больше радостей, больше уверенности в завтрашнем дне, чтобы дети и внуки продолжали дело Вашей жизни.

Беседовала Ольга Максимова

Журнал "СЕВЕР строительный" № 4 2005 г.