Строительный надзор Печать

Положениями основных нормативных актов градостроительного законодательства предусмотрена обязательность государственного строительного надзора

Строительному надзору - 65 летСоздание зданий и сооружений сложный комплексный производственный процесс, результат которого зависит от многих условий. Именно поэтому каждый объект капитального строительства, как конечный результат строительной продукции, имеет свои особенности и отличается от других, даже если построен с применением типового проекта.

Существующее в строительной отрасли сегодня разнообразие применяемых строительных материалов и технологий, опробованных и новых конструктивных и объемно-планировочных решений при возведении зданий и сооружений, позволяют создавать объекты различной сложности, стоимости, в зависимости от целей и пожеланий инвестора. Но при этом, все построенные объекты должны удовлетворять заданным требованиям безопасности.

Введенный в действие с 1 июля 2010 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает 8 общих видов требований безопасности объектов, а также связанных с такими объектами процессов проектирования, строительства и эксплуатации. В данном документе также определены положения об оценке соответствия зданий и сооружений, в том числе, обязательные формы подтверждения такого соответствия. Так, согласно требованиям Технического регламента одной из форм обязательной оценки соответствия при строительстве зданий и сооружений является государственный строительный надзор (ГСН).

Основные положения осуществления государственного строительного надзора, как элемента государственного регулирования в области строительства, были установлены еще в принятом в 2004 году Градостроительном кодексе РФ, 54 статья которого посвящена государственному строительному надзору.

Таким образом, положениями основных нормативных актов градостроительного законодательства предусмотрена обязательность государственного строительного надзора, как механизма проведения проверок в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства уполномоченным государственным органом, и подтверждения по результатам таких проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов и проектной документации.

При этом государственному строительному надзору подлежат не все объекты. Объекты, параметры которых «не значительны», для которых не является обязательным получение государственной экспертизы проектной документации, не подлежат государственному строительному надзору. При их строительстве, в полной мере ответственность за принятые проектные решения, за соответствие выполненных при строительстве таких объектов работ проектной документации, а также строительным и иным нормам и правилам несут сами участники строительства.

Для объектов, где государственный строительный надзор обязателен, проверка соответствия выполненных работ является предметом такого надзора и подтверждается его результатами, в том числе заключением о соответствии, выдаваемом после завершения строительства, проведения итоговой проверки и устранения всех допущенных в ходе строительства нарушений. Сколько раз придет с проверкой инспектор на объект зависит от вида объекта, его конструктивных и иных особенностей. Количество проверок и сроки их проведения определяются программой проверок, которая составляется для каждого объекта индивидуально на основании проекта организации строительства и определенных в нем сроков выполнения работ. Так, по завершении каждого этапа работ участники строительства должны предъявить, а инспектор проверить выполненные работы. Кроме этого, предметом государственного строительного надзора является проверка наличия разрешения на строительство, а также проверка наличия у лиц, осуществляющих строительство, допусков на выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность, выданных саморегулируемыми организациями.

Дополнительно положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ введена обязанность государственного строительного надзора по проверке соответствия строящихся объектов требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета.

Государственный строительный надзор согласно положениям статьи 54 Градостроительного кодекса РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также государственными органами исполнительной власти субъектов РФ. К федеральным органам, осуществляющим полномочия по государственному строительному надзору в Мурманской области, относятся Беломорское управление Федеральной службы Ростехнадзора, к компетенции которого отнесен государственный строительный надзор при строительстве особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также инспекция ГСН министерства обороны, компетенция которой распространяется на объекты, строящиеся на землях Минобороны. Министерство строительства и территориального развития Мурманской области является региональным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора в Мурманской области на объектах, подлежащих государственному строительному надзору, за исключением тех, которые отнесены к компетенции федеральных органов.

На 1 января 2011 год перечень объектов, на которых Минтерразвития Мурманской области осуществляет государственный строительный надзор, включал 111 объектов нового строительства, реконструкции и капитального ремонта. В большинстве своем это объекты социального назначения: жилые дома, объекты здравоохранения, образования, коммунальной инфраструктуры. В числе которых: жилые многоквартирные дома в городах Мурманске, Мончегорске, Заполярном, поселке Зеленоборский Кандалакшского района, Административное здание Федеральной миграционной службы на ул. Дзержинского в г. Мурманске, строительство областного перинатального центра, комплекс работ по реконструкции противотуберкулезного диспансера и многие другие объекты.

Сегодня в отделе Государственного строительного надзора министерства работают 4 инспектора, за которыми персональной ответственностью закреплен каждый из поднадзорных объектов. От начала строительства до итоговой проверки на объекте инспектор проводит все действия, связанные с осуществлением государственного строительного надзора: проводит проверки, составляет акты, выдает предписания, в установленных случаях привлекает к административной ответственности.

Так, в 2010 году инспекторами ГСН Минтерразвития Мурманской области проведено 122 плановых проверки по программам, 98 проверок по обращениям. Выдано 192 предписания, составлено 87 протоколов об административных правонарушениях, 2 протокола о временном запрете деятельности.

По административным делам с участием ГСН в 2010 году принято 86 решений о наложении административных штрафов на общую сумму 1463,0 тысячи рублей, вынесено 1 предупреждение, по одному из объектов Арбитражным судом Мурманской области по протоколу ГСН принято решение о временном приостановлении деятельности на срок 90 суток.

Это отчетные показатели деятельности министерства по исполнению государственной функции - осуществлению государственного строительного надзора. Но количественные показатели не всегда дают объективную оценку деятельности надзора. Действенность надзорного органа можно определить, соотнося ее с фактическим состоянием отрасли, наличием или отсутствием аварийных ситуаций, оценивая общий уровень качества вводимых объектов.

Применительно к деятельности государственного строительного надзора безопасность и качество возводимых объектов - целевой показатель результата работы. Для его достижения, безусловно, используются все предусмотренные законодательством полномочия.

При этом основная задача надзорного органа не «карать» за любое допущенное нарушение, а предупреждать его. А для этого необходимо, чтобы участники строительства, не дожидаясь прихода инспектора на объект, самостоятельно контролировали в ходе строительства соблюдение требований технологии выполнения работ, их безопасности, охраны труда. В этих целях министерством ведется серьезная профилактическая работа: проводятся консультации, семинары, начиная с прошлого года, возобновлено проведение конкурса «Лучшая строительная площадка - 2010» среди строительных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории области. Такие конкурсы планируется проводить ежегодно.

В марте этого года служба государственного строительного надзора в Мурманской области отмечала свой 65-летний юбилей. Решением исполкома Мурманского Совета депутатов трудящихся за № 197 от 18 марта 1946 года были образованы органы государственного строительного контроля Мурманской области.

С того далекого послевоенного времени и до настоящих дней строительство и ввод в эксплуатацию наиболее значимых и важных объектов области осуществлялись при непосредственном участии строительного контроля (с 1991 года строительного надзора).

Претерпевшая множество организационных изменений в течение своего 65 летнего существования, служба государственного строительного надзора всегда оставалась обязательным функциональным элементом системы государственного регулирования и обеспечения безопасности в строительном комплексе региона. Огромная заслуга в становлении инспекции строительного надзора, организации ее стабильной и высококачественной работы по праву принадлежит тем, кто на протяжении всех 65 лет руководил государственным архитектурно-строительным надзором Мурманской области. Их бесценный опыт стал основой, традициями, на которых строится нынешняя работа, несомненные успехи Госархстройнадзора прошлых лет послужили хорошим примером для государственного строительного надзора сегодня.

Развитие строительной индустрии на современном этапе характеризуется комплексом противоречивых явлений: наряду с увеличением объемов инвестиций, направляемых в строительство, предъявлением более высоких требований к возводимым объектам, внедрением новых технологий, отмечается и правовой нигилизм в отношении основных требований к безопасности производства, соблюдения организационно-правового порядка в строительстве. Все это требует существенных изменений в организации надзорной деятельности. Основными задачами которой, сегодня являются: обеспечение нормативного уровня качества строительной продукции, усиление контроля над соблюдением участниками строительства требований безопасности, и другие. Поставленные задачи являются приоритетными при осуществлении государственного строительного надзора Министерства строительства и территориального развития Мурманской области.

Поздравляем с 65-летним юбилеем образования государственного строительного надзора. Хочется выразить благодарность всем: и ветеранам службы, и тем, кто сегодня осуществляет надзор, и молодым специалистам, за самоотдачу, преданность выбранному делу, высокий профессионализм и пожелать всем мира и спокойствия, крепкого здоровья и долголетия, упорства и терпения, оптимизма, бодрости духа, дальнейшего плодотворного труда и успехов в решении сложных задач.

Светлана Буряченко, начальник отдела Государственного строительного надзора  Минтерразвития Мурманской области

Содержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 2 2011

Еще статьи на тему "Строительного":

Существенные условия договора строительного подряда

Роль Союза строителей в развитии строительного комплекса Мурманской области

Система саморегулирования строительного комплекса

Компании строительного комплекса на выставке «ЭКСПО ДОМ 2009»

Итоги работы отдела государственного строительного надзора