О техническом регулировании в строительстве Печать

Право принятия технических регламентов дано Законом только высшим органам власти Российской Федерации

В техническом регулировании в нашей стране происходят революционные преобразования. Революционность Закона состоит в том, что государство этим Законом снимает с себя ответственность за качество и целиком возлагает ее на производителей, потребителей продукции и общественность, оставляя за собой регулирование лишь в одной сфере — обеспечении безопасности.

Революция эта тихая, поскольку происходит в тиши кабинетов, в умах специалистов. Но наступает период, когда изменения уже выходят в производственную сферу, где особенно трудно менять менталитет. Наряду с работой по созданию новой системы технического регулирования, нужна большая разъяснительная работа с каждым участником производства всех уровней и профессий.

Как по-новому распределяются полномочия по обеспечению безопасности и качества строительной продукции между участниками строительной деятельности, как наилучшим образом реализовать Закон в части государственных полномочий по обеспечению безопасности строительной продукции, должен знать руководитель любого ранга.

Итак, рассмотрим основные принципы Закона «О техническом регулировании» и чем они отличаются от действовавших до июля 2003 года.

Первое. Закон сокращает количество критериев, по которым определялась обязательность требований, предъявляемых к продукции, процессам ее производства и обращения.

Число этих критериев сокращено до трех, это:

— защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
— охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
— предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Как видно из этих критериев, обязательными могут быть требования по всем видам безопасности (их в Законе названо одиннадцать). Речь идет не о технике безопасности, не о безопасных условиях труда, а о безопасности самой продукции: Механической (конструктивной), пожарной, промышленной, электрической, биологической, химической, взрывобезопасности, безопасности зданий, строений, сооружений, строительных материалов и изделий.

Второе. Закон устанавливает только два вида нормативных актов, это:

— технический регламент, содержащий обязательные требования по выше названным критериям;
— документы в области стандартизации добровольного применения, в их числе:
— национальные стандарты;
— правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
— классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (которые для некоторых, определенных Законом, целей носят обязательный характер);
— стандарты организаций.

Третье. Право принятия технических регламентов дано Законом только высшим органам власти Российской Федерации путем принятия соответствующих:

- Законов Российской Федерации;
- Постановлений Правительства Российской Федерации (до принятия соответствующих федеральных законов);
— Указов Президента Российской Федерации (в исключительных случаях и до принятия соответствующих федеральных законов);
— международных договоров, когда это требуется.

При этом право разработки технических регламентов предоставлено всем, в том числе физическим лицам, общественным организациям, но в порядке, установленном Законом.

К сожалению, их разработка осуществляется неудовлетворительно. Только шестого ноября 2004 года распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена программа разработки 74 основных регламентов по безопасности. В том числе два для строительной отрасли:
— «О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения», со сроком представления Правительству Российской Федерации в декабре 2005 года;
— «О безопасности строительных материалов и изделий», со сроком представления правительству Российской Федерации в апреле 2006 года.

Всего же до 2010 года предполагается разработать до пятисот технических регламентов, в том числе более сорока для строительной отрасли.

Право принятия добровольно применяемых документов в области стандартизации дано национальному органу по стандартизации, а стандартов организаций — самим организациям.

Здесь также положение дел неудовлетворительное. Только 22 октября 2004 года создан технический комитет по стандартизации в строительстве — ТК-465. В комитете создано пять подкомитетов, определено более шестидесяти членов комитета. По информации руководителей этого комитета к разработке нормативов еще не приступали.

Но не только принципы нормирования меняет Закон. Он же устанавливает и такой метод технического регулирования, как оценка соответствия — это прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту технического регулирования.
Закон устанавливает несколько форм оценки соответствия:
— государственный контроль (надзор);
— аккредитация;
— испытания;
— регистрация;
— подтверждение соответствия;
— приемка и ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых закончено;
— иные формы.

При этом обязательный характер носят только те формы оценки соответствия, которые указаны в соответствующих технических регламентах для конкретных целей.

Основные принципы трех из всех названных форм оценки соответствия прописаны непосредственно в Законе «О техническом регулировании», это:

— подтверждение соответствия;

— аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

— государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.

Вот как они определены Законом.

Оценка соответствия в форме подтверждения соответствия вводится в целях удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров.

Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах:
— обязательной сертификации;
— принятия декларации о соответствии.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, в форме и схемах, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента, и только в отношении продукции, выпускаемой в обращение.

Схемы добровольной сертификации устанавливаются соответствующими Системами добровольной сертификации. Такие системы уже созданы.

Схемы обязательной сертификации устанавливаются техническими регламентами на определенные виды продукции.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем принятия деклараций на основании:

— собственных доказательств;

— собственных доказательств и доказательств аккредитованной лаборатории;

— собственных доказательств и доказательств органа по сертификации;

— собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и аккредитованной испытательной лаборатории.

Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем, права и обязанности которого также определены Законом.

В числе основных обязанностей заявителей, то есть производителей продукции, названы:
— обеспечение соответствия продукции требованиям технических регламентов;
— выпуск в обращение продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, только после его осуществления;
— указывание в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
— предъявление в органы государственного контроля (надзора) и другим заинтересованным
лицам деклараций о соответствии, сертификатов соответствия или их копий;
— приостановление производства и реализации продукции, не прошедшей подтверждение соответствия, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также в случаях истечения срока действия декларации или сертификата, приостановки или прекращения их действия и т. д.

Закон также устанавливает — какими органами осуществляется подтверждение соответствия в форме государственного контроля (надзора), их полномочия и ответственность, а также в отношении каких объектов осуществляется контроль (надзор).

Государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении продукции (исключительно на стадии обращения), а также в отношении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Все это исключительно в части соблюдения требований технических регламентов, по правилам и методам, содержащимся в технических регламентах.

Государственный контроль (надзор) осуществляется должностными лицами:

— федеральных органов исполнительной власти;

— органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— подведомственных им государственных учреждений.

До реформы органов государственной власти в России было более шестидесяти органов государственного надзора. Все они перечислены в Кодексе об административных правонарушениях. В новой структуре органов власти их осталось двенадцать. В сфере строительства они не сократились, а лишь укрупнились методом слияния.

Нынешний Ростехнадзор объединил шесть прежних структур, это: экологический, атомный, энергетический, архитектурно-строительный, жилищный и горно-технический надзоры. Положение о федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзоре) утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.04 № 401. Эта служба подчинена непосредственно Правительству Российской федерации, а не министерствам, как все остальные службы надзора. И это очень правильно сделано.

Поскольку структура всех органов надзора предусмотрена двухуровневая, то логично надеяться, что и на уровне субъекта Российской Федерации службы надзора, аналогичные Ростехнадзору, должны подчиняться непосредственно правительству субъекта Российской Федерации, а там, где нет правительства, администрации субъекта Российской Федерации, а не ее структурным подразделениям. Они не должны входить в ведомственные департаменты, комитеты, управления, отделы.

Формирование федеральной службы Ростехнадзора в настоящее время завершается, и бывшая инспекция Госархстройнадзора бывшего Госстроя России вошла в ее состав, включая руководителя.

Впереди серьезная работа по формированию органов государственного строительного надзора субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями нового Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Закона «О техническом регулировании», другими законодательными актами, регламентирующими надзорную деятельность.

Особо следует сказать о такой форме оценки соответствия, как приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Закон «О техническом регулировании» лишь назвал такую форму оценки соответствия, но не установил как она должна осуществляться.
Градостроительный Кодекс внес определенную ясность по этой проблеме, но не прописал процедуры. О процедурах можно узнать из Строительных Норм и Правил 12-01-2004 «Организация строительства», которые, как и Градостроительный Кодекс, введены в действие с 1 января 2005 года.

СНиП отсылает нас к Территориальным Строительным Нормам, где они имеются. Таким образом руководствоваться сегодня надо всеми этими документами, учитывая принцип недопустимости несоответствия требований нижестоящих документов требованиям вышестоящих и более поздно принятых документов.

Иерархия здесь такова: Градостроительный Кодекс, Закон «О техническом регулировании», СНиП 12-01-2004, ТСН (если он есть).
В Пермской области такой ТСН действует с 1996 года и он соответствует всем принципам, заложенным и в Градостроительный Кодекс, и в Закон «О техническом регулировании», и в СНиП 12-01-2004, поскольку был разработан в соответствии с принятой в 1994 году системой нормативных документов в строительстве. Эта система на десять лет опередила Закон «О техническом регулировании», но к великому сожалению не была реализована. Это предстоит сделать сейчас, до 2010 года.

По вопросам приемки СНиП дает лишь два уточняющих обстоятельства, весьма полезных для дела приемки.

Первое, это то, что застройщик (заказчик) принявший объект без проведения процедур оценки соответствия, лишается права ссылаться впредь на недостатки, которые могли быть выявлены при оценке соответствия (явные недостатки).

Второе, это то, что эксплуатация (в том числе заселение) объекта, а также работа по доведению до окончательной готовности квартир, до завершения приемки недопустимы.

Это следует учитывать всем участникам строительной деятельности при осуществлении процедур приемки объектов в эксплуатацию.

Закон устанавливает ответственность как всех участников деятельности по разработке, принятию, применению и исполнению обязательных требований технических регламентов, так и всех участников деятельности по оценке соответствия.

Изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность:

— за нарушение требований технических регламентов;

— за неисполнение предписаний и решений органов государственного контроля (надзора).

Кроме этого, в случае, если в результате несоответствия причинен вред или возникла угроза причинения вреда, изготовитель обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения вреда. Эта обязанность не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица несут ответственность:
— за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей;
— за совершение противоправных действий (бездействий).

Органы по сертификации и их должностные лица несут ответственность за нарушения правил выполнения работ по сертификации, если такие нарушения повлекли за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.

При этом ответственность не только в соответствии с законодательством Российской Федерации, но и в соответствии с договором о проведении работ по сертификации.

Аккредитованные испытательные лаборатории (центры), эксперты несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений также в соответствии с законодательством и договорами.

Закон содержит и раздел о переходных положениях, в котором указывается, что технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления Закона в силу, с 1 июля 2003 года до 1 июля 2010 года.

До вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Обязательные требования нормативных актов и документов, в отношении которых технические регламенты в семилетний срок не будут приняты, прекратят свое действие.

Исходя из положений Закона, полномочия по обеспечению безопасности и качества строительной продукции разделяются между участниками строительной деятельности и органами, регулирующими эту деятельность, следующим образом.

Министерства разрабатывают нормы, высшие органы власти утверждают их, агентства оказывают помощь в их реализации, органы надзора контролируют соблюдение норм.

Производители (продавцы) продукции (а в строительной отрасли это: подрядные строительно-монтажные организации; предприятия, организации и производства строительных материалов и изделий; проектные, изыскательские и научно-исследовательские организации) обеспечивают изготовление и выпуск в обращение качественной и безопасной продукции.

При этом, производители (продавцы) продукции обеспечивают осуществление строительного контроля в ходе строительства объектов и подтверждение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров (контрактов) в формах подтверждения соответствия, установленных Законом.

И все это своими силами или за свой счет.

Большая роль в обеспечении безопасности и качества строительной продукции принадлежит заказчикам в строительстве. В большинстве случаев заказчик сегодня не сам потребляет строительную продукцию, а активно участвует в ее создании и продает потребителям. Поэтому полномочия этой категории участников строительной деятельности такие же, как у производителей продукции в части выполняемых ими работ, качество и безопасность которых также должны быть подвергнуты процедурам подтверждения соответствия.

Не снимаются с заказчика и функции по техническому надзору за соответствием строительной продукции требованиям, установленным обязательными нормами, нормативами добровольного применения, договорами (контрактами). Сохранено право заказчика — привлекать для осуществления надзора за реализацией требований проектов и норм авторский надзор проектных организаций.

Только комплексная реализация всех предусмотренных действующим законодательством мер позволит гарантировать потребителям безопасность и надлежащее качество строительной продукции.

По материалам интернета подготовила Анна Горянникова.

Журнал "СЕВЕР строительный" № 7 2005

Еще статьи на тему "технических":

Подготовка технических специалистов для атомной отрасли

Определение подповерхностной структуры и мониторинг состояния природно-технических систем

Состояние разработки технических регламентов в строительстве

Олег Крашенинников - первый в Кольском регионе доктор технических наук в области строительного материаловедения

Рациональное использование материально-технических ресурсов

«Сбербанк России» сообщает о проведении плановых технических работ