Каким будет бюджет России в 2015 году Печать

Самым главным процессом летнее-осенного сезона, вокруг которого происходят все события и плетутся все интриги, остается подготовка бюджета.

Даже экономическая рецессия (которая на самом деле, гораздо важнее с точки зрения перспектив и стратегий) в это время оказывается несколько в стороне от двух главных вопросов российского государства: Где взять деньги? и Куда их потратить? (а вовсе не Что делать? и Кто виноват?). Рецессию нам, конечно, обсудить тоже придется, но традицию нарушать не будем: первым номером у нас идет бюджет.

Расходы.

Уже понятно, что бюджет будет очень напряженным, но важно при этом, какова будет его идея и структура. Под идеей обычно понимается главное направление расходования бюджетных денег: будет это развитие или консервация существующего положения дел. Бюджет 2015 года уже прозвали бюджетом стагнации.

Это значит, что денег на развитие в нем не предусмотрено. Основные структурные части бюджета - социалка, оборона и безопасность и расходы на госаппарат. Отдельной частью бюджета можно считать трансферт Пенсионному фонду. Так вот, социальные расходы урезаются беспрецедентно в пользу обороны. Пенсионный трансферт - «священная корова», а на развитие денег не будет совсем. Ну, то есть, на развитие их пойдет очень мало - слишком мало для того, чтобы это развитие произошло. Такова расходная часть. Но не менее интересна и доходная. Собственно, все баталии пока происходят именно вокруг нее.

Доходы.

Правительство должно сделать выбор между повышением налогов и замораживанием пенсионных накоплений. Еще один выбор - между размером дефицита бюджета и размером заимствований. Но, в конечном итоге, все упирается в бюджетное правило. Именно от того, останется оно или нет, и насколько строго оно будет соблюдаться, зависит размер доходов бюджета. Именно бюджетное правило, в конечном итоге, влияет на решение о введении новых налогов или о замораживании пенсионных накоплений. Отменить или смягчить его стремится Минэкономики, а на защите стоит Минфин.

Но есть еще одна хитрость, с помощью которой можно виртуально увеличить доходы бюджета. Это прогноз. Вот этой-то уловкой и воспользовался Минфин: он завысил прогноз по ценам на нефть и газ и получил (виртуально!) рост нефтегазовых доходов на 702 млрд руб. При этом ненефтегазовый дефицит растет, но на это все закрывают глаза - а все потому, что общий дефицит даже снижен более чем вполовину - с 1 до 0,4% ВВП. При этом Минфину, скорее всего, не дадут повысить налоги (за исключением второстепенных), но разрешать заморозить и направить в бюджет пенсионные накопления за 2015 год.

Практического смысла все эти манипуляции не имеют. Во-первых, слишком оптимистический прогноз, скорее всего, не сбудется, и нефтегазовые доходы бюджета окажутся меньше запланированного. Тогда придется сокращать расходы. Но никто не переживает: виртуальны не только доходы, но и расходы - точнее, очень большая их часть. Это - деньги, которые обычно закладывают в бюджет, но не тратят: софинансирование ДЦП и трансферты регионам. Во-вторых, если нефтегазовые или ненефтегазовые доходы окажутся сильно ниже запланированного, то придется «распечатать» бюджетное правило и направить ту часть нефтегазовых доходов, которая должна поступать в Резервный фонд, прямо в бюджет.

В общем, у Минфина еще остается довольно большой маневр. Он он, Минфин, будет до последнего биться за госрасходы, поскольку их увеличение для него гораздо страшнее, чем недобор доходов. Министр Силуанов уже заявил, что наращивать расходы возможности нет. А это значит, что их будут не сокращать, а формально сохранять и переносить на следующие периоды - еще одна уловка Минфина, которая позволяет делать вид, что все в порядке.

А позволяют Минфину исполнять все эти ритуальные пляски по одной простой причине: он знает главное правило нашей бюджетной системы - никто и никогда не может посягать на увеличение дефицита госбюджета до размеров более 1% ВВП. Вот он и не посягает.

Источник: компания "Неокон"

Финансы и кредит