Рожденные летать 4 Печать

Борьба за освоение глухих уголков России шла не на жизнь, а на смерть. Там, где вчера лишь мечтали об огромных заводах, первых электростанциях, появлялись дерзкие люди и перекраивали мир на свой лад, на свой манер.

Самолет тоже был участником этой созидательной революции.

18 мая 1934 года в поселке под Мурманском для делегатов первого окружного пленума Осоавиахима демонстрировался полет планеров.

28 июля 1935 года в 9 часов вечера с самолета-амфибии «Ш-2» Беляков совершил первый парашютный прыжок в Заполярье.

...17 июня 1934 года заполярные авиаторы одержали большую победу. На самолете «Ш-2» они впервые перелетели через Хибинские горы...

...Пилота управления «Сельхозавиация» Николая Павловича Михайлова прикомандировали к тресту «Мурманлес».

Базовым гидроаэродромом для «шаврушки» выбрали поселок Зашеек, расположенный на южной оконечности озера Имандра. В обязанности его экипажа входили воздушная охрана лесов, осмотр мест лесосплава, доставка на отдаленные участки бригад лесорубов, продуктов питания, снаряжения.

Ему-то и выпала честь совершить «первый прыжок» через грозные вершины Хибин.

Вот что рассказал об этом рейсе корреспонденту «Полярной правды» пилот Н. П. Михайлов:

«...17 июня рано утром я вылетел со своим бортмехаником Мироновым и начальником сплава леспромхоза Мартыновым из Зашейка в Мурманск.

Поднявшись с озера Имандра, мы набрали высоту 1500 метров.

Лететь было одно удовольствие. Самолет шел без всякой «болтанки». Воздух кристально чист. Видимость отличная.

Когда мы подлетали к Хибинам, пошел снег. Через несколько минут попали в полосу снежного урагана. Самолет бросало из стороны в сторону. Видимость стала плохая. Летели все время по компасу, в «молоке», в оплошном тумане и низких облаках.

Согласно инструкции, встретив такие метеорологические условия, мы могли бы возвратиться обратно. Но решили во что бы то ни стало пробиться в Мурманск. Отступать перед стихией мы не привыкли.

В районе станции Оленья пошел сперва небольшой, а потом сильный дождь. С Пулозера и до самого Мурманска полет продолжался в облаках и тумане. Лететь пришлось, не поднимаясь выше 900 метров, со скоростью 110 километров в час.

Через 2 часа 37 минут после старта, сделав несколько кругов над городом, мы благополучно приводнились в Кольском заливе.

Полет и посадка прошли благополучно. Наш полет доказал, что, несмотря на тяжелые условия, воздушные рейсы с юга в Мурманск вполне возможны».

В конце июня, после второго перелета в Мурманск, пилот Михайлов обратился через газету с письмом к общественным организациям. Он предлагал изыскать аэродром и гидроаэродром в районе Мурманска и открыть регулярные рейсы с юга в административный центр Кольского полуострова.

«...Мне кажется, что местная Осоавиахимовская организация при помощи общественности должна взяться за оборудование аэродрома и гидроаэродрома, отвечающих хотя бы минимальным требованиям эксплуатации самолетов.

Надеюсь, что в ближайшее время Мурманск будет иметь аэродром».

Приведем еще одно сообщение из «Полярной правды» от 10 июля 1934 года:

«За короткое время освоения новой воздушной трассы Зашеек- Умба-Гирвас-Мурманск полеты уже принесли пользу в оперативной работе треста «Мурманлес».

На озере Имандра были предупреждены аварии на сплаве. Были замечены пожары леса и торфа, которые удалось своевременно ликвидировать.

За упорное и смелое освоение новой воздушной трассы при неблагоприятных метеорологических условиях на самолете-амфибии «Ш-2» трест «Мурманлес» вынес благодарность и наградил часами с именной надписью пилота Н. П. Михайлова и Грамотой - бортмеханика В. А. Миронова».

Первые успешные полеты позволили с уверенностью планировать на вторую пятилетку освоение трех воздушных трасс местного значения и одной союзной (Мурманск-Ленинград).

Местные линии подразделялись на группы.

Первая (энерго-лесная) - Мурманск-Рестикент- Гирвас-Ёна-Зашеек.

Вторая (оленеводческая и рыбная) - Мурманск- Иоканга через Пулозеро, Ловозеро, Краснощелье, Каневку, Поной.

Третья (горнопромышленная, лесная и рыбная) - Мурманск-станция Апатиты-озеро Капустное-Умба- Кузомень.

К середине года Павел Овчинников практически освоил все эти трассы и тем самым подтвердил реальность планов заполярных авиаторов.

Потому что мы пилоты...