До войны… (1935 - 1941 гг.) Печать

Позади несколько лет напряженной работы всего коллектива мортехникума, его маленьких побед и разочарований. Это были три очень трудных, но в целом успешных года.

Непростым, полным драматизма и противоречивости был тот период для нашей страны. Подлинный энтузиазм советского народа, его созидательный, самоотверженный труд, вера в светлое будущее соседствовали с набиравшим силу культом личности И. В. Сталина. Началась полоса репрессий. То было героическое и трагическое время.

Жизнь молодого, устремленного в завтрашний день мортехникума, как и всей страны, не была безмятежной.

В середине 1935 года произошла смена руководства. В истории мореходки не отражена истинная причина этой и других, состоявшихся позже, перемен в руководстве. Вместо С. Ф. Богомолова директором техникума был назначен Аким Калинович Клевцов. Скудные биографические сведения о новом директоре свидетельствуют, что А. К. Клевцов в годы Гражданской войны был награжден орденом Боевого Красного Знамени. В те времена это считалось весьма значимым аргументом при назначении руководителей. Известно также, что он был капитаном Тралового флота и осуществил перегон траулера с Тихого океана на Север. Однако пребывание А. К. Клевцова на посту директора мортехникума оказалось непродолжительным. В конце 1935 года проверка, проведенная в техникуме горкомом ВКП /б/, как пишется в документах, «...выявила серьезные недостатки в руководстве политико-воспитательной работой». Что крылось за столь обтекаемой формулировкой, сейчас можно только догадываться, однако постановлением Бюро Мурманского ГК ВКП/б/ А. К. Клевцов и завуч В. Е. Аксенов были отстранены от работы. На какое-то время техникум остался без руководителей. В феврале 1936 года из Москвы в Мурманск для временного руководства учебным заведением и решения организационных вопросов был командирован работник аппарата Наркомата рыбной промышленности В. Н. Медведев.

В течение месяца ему удалось подобрать и согласовать кандидатуры новых руководителей, и с марта 1936 года мортехникум возглавил Георгий Михайлович Голованов. Его заместителем по учебной части был назначен недавно прибывший из Ленинграда И. А. Хабалов. На нового директора и его заместителя была возложена ответственность по исправлению недостатков в политико-воспитательной работе. Ждало своего решения множество других вопросов - укрепление связи с производством, организация и проведение практики курсантов, а также подготовка к первому выпуску судоводителей и судомехаников. Нельзя было оставить без внимания и подготовку к новому набору.

Надо отметить, что педагоги техникума уже тогда чутко реагировали на все новшества, внедряемые на судах, оперативно вносили изменения в учебные программы. Для преподавания в техникуме привлекались опытные практики. Мореходка старалась идти в ногу с производством.

Так зародилась и упрочилась на долгие годы еще одна хорошая традиция - тесно увязывать организацию и содержание учебного процесса в техникуме с насущными требованиями промысловиков.

Поскольку к середине 30-х годов заметно изменился рыбопромысловый флот, а промысел переместился в удаленные от берега районы моря, потребовались надежные средства связи между судами и судов с берегом. Начатое в 1931 году оснащение флота аппаратурой радиосвязи достигло к 1936 году значительного уровня. Более шестидесяти траулеров уже имели совершенные по тому времени судовые радиостанции, на многих были установлены радиопеленгаторы. Промысловый флот остро нуждался в радиоспециалистах. С этой целью в 1936 году в техникуме было решено начать подготовку по новой, радиотехнической специальности.

1936-1937 учебный год был для техникума в некотором смысле этапным. Новый набор курсантов прошел успешно. На конкурсной основе были полностью укомплектованы все шесть учебных групп первого курса (две группы, по 30 человек на каждом отделении). На радиотехническое отделение впервые были приняты 5 девушек. Педагогический коллектив пополнился преподавателями-радиоспециалистами. Среди них были Николай Федулович Рябинин и работавший в техникуме с 1934 года Иван Иванович Щеголев. Оба они долгие годы готовили классных судовых радиоспециалистов и оставили о себе добрую память.

Была организована и успешно проведена первая полноценная практика на промысловых судах Тралового флота курсантов выпускных групп.
В декабре 1936 года состоялась первая спартакиада техникума, положившая начало еще одной традиции - проведению спортивных соревнований и спартакиад. В рамках спартакиады состоялся первый лыжный переход по маршруту Мурманск - Кировск, ставший предтечей более дальних лыжных и шлюпочных походов.

Новый 1937 год обещал быть напряженным. Шла интенсивная подготовка к государственным экзаменам и к первому выпуску дипломированных флотских специалистов. В июле 1937 года успешно завершились первые государственные экзамены у судоводителей и судомехаников.

Рыбопромысловый флот пополнился квалифицированными специалистами. Многие из них впоследствии стали прославленными капитанами и старшими механиками, занимали высокие должности в рыбной промышленности. Среди них Я. Бургутто, будущий начальник Мурманского морского рыбного порта, С. Кавалеров, руководивший затем долгие годы отделом мореплавания Минрыбхоза СССР, И. Клюшев, впоследствии возглавивший Мурманское отделение морского регистра Союза ССР, и многие другие.

Первый выпуск специалистов ознаменовался и первым дальним шлюпочным переходом по маршруту Мурманск - Москва, который был задуман во время проведения первой спартакиады техникума. Параллельно с подготовкой к госэкзаменам 14 курсантов-выпускников во главе с преподавателями И. Тарабриным и С. Маковским вели напряженную подготовку к столь необычному мероприятию. Тщательно прорабатывался маршрут, готовились шлюпки и снаряжение, преодолевались административные барьеры.

Сразу после последнего экзамена, 15 июля 1937 года, 14 выпускников вышли на двух шестивесельных ялах в дальний поход. Планировалось пройти от Мурманска до Москвы за 45 дней. Общее расстояние - 2700 километров, в том числе 1600 километров морским путем. Команда состояла из выпускников: Я. Бургутто, А. Дийкова, В. Дунайцева, Е. Елисеева, В. Исаева, В. Кононова, Г. Левкина, С. Кавалерова, И. Орлова, Г. Слободского, А. Соколова, С. Студенникова, Л. Трошина, С. Телегина. Командиром перехода был назначен преподаватель И. Тарабрин, штурманом - С. Маковский.

Маршрут проходил через Баренцево и Белое моря, Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, старую Мариинскую систему, далее по Волге и каналу имени Москвы. Погода не благоприятствовала плаванию, в Баренцевом и Белом морях штормило, будто проверяя на прочность молодых мореходов. На веслах и под парусами, преодолев многочисленные невзгоды, за 42 дня им удалось пройти весь путь. И уже 27 августа 1937 года в Москве, в парке имени М. Горького, состоялась встреча участников перехода с трудящимися столицы. Это событие прошло торжественно, оставив у воспитанников мореходки незабываемые воспоминания. Молодые мореходы рассказали москвичам о городе Мурманске, о своем морском техникуме, о пройденном пути и всех перипетиях необычного похода.

Нарком пищевой промышленности А. И. Микоян, который и раньше проявлял заботу о становлении Мурманского морского техникума, подарил всем участникам перехода именные карманные часы. Яков Сергеевич Бургутто в день пятидесятилетия Мурманского мореходного училища торжественно передал те самые памятные часы в его музей.

На такой мажорной ноте закончился 1936-1937 учебный год. Впереди ждали новый набор, новые проблемы, новые заботы и радости.

Прием на 1937-1938 учебный год показал, что кроме уже завоевавших авторитет судоводительской и судомеханической специальностей, большую популярность приобрела и радиотехническая специальность. На новое отделение из 195 подавших заявления было принято 30 человек. Среди поступивших и на этот раз было 6 девушек. Пять из них успешно окончат техникум в самом начале войны.

Техникум развивался, шаг за шагом двигался вперед. Появились новые преподаватели, в учебные кабинеты и лаборатории завозилось оборудование. Теперь особое внимание было обращено на новую, слабо оснащенную базу радиотехнического отделения. В 1938 году на оборудование радиокласса и лаборатории электротехники администрации техникума удалось выделить 50 тысяч рублей - по тем временам это была значительная сумма. Курсанты под руководством куратора специальности Ф. П. Лончакова и преподавателя И. И. Щеголева выполнили необходимые монтажные работы, и вскоре лаборатории вошли в строй действующих.

Так было положено начало техническому творчеству курсантов, сослужившему решающую роль во всей системе воспитательной работы и главное - в формировании профессионализма.

Установка и монтаж нового оборудования, создание курсантами, своими силами учебно-лабораторной базы стало еще одной доброй традицией мореходки на долгие годы.

Во второй половине 30-х годов внимание государства к Кольскому полуострову возросло. Полным ходом шло промышленное строительство в Хибинах, интенсивно исследовалась Арктика, планомерно осваивался Севморпуть, разрастался город Мурманск. По новому набору курсантов на 1938-1939 учебный год стали заметны увеличение притока молодежи в регион и возросшая популярность мортехникума. Количество поданных заявлений почти в два раза превысило план набора. Зачисление происходило на полноценной конкурсной основе. Учиться шли уже хорошо подготовленные юноши. Техникум, как говорится, набирал обороты.

Тем временем в апреле 1939 года произошла очередная смена руководства. В те годы это никого не удивляло. Г. М. Голованова, проработавшего директором более трех лет и внесшего значительный вклад в совершенствование организации учебного процесса и воспитательной работы, сменил его заместитель по учебной работе Иван Алексеевич Хабалов, работавший к тому же преподавателем океанографии и астрономии. С этими предметами была связана вся его жизнь.

Осень 1939 года принесла первое серьезное испытание коллективу техникума и его директору. Началась война с Финляндией. Учебные группы техникума заметно поредели, так как ребята призывного возраста ушли в Красную Армию. Несмотря на то, что боевые действия шли на Карельском перешейке, Мурманск оказался приграничным городом. Коллектив техникума под руководством И. А. Хабалова, понимая серьезность международной обстановки, начал усиленно заниматься военным делом, изучать стрелковое оружие. Проводились учения по противовоздушной обороне. На этом фоне продолжался напряженный учебный процесс. 1939-1940 учебный год оказался на редкость трудным. Финская война закончилась в марте 1940 года, и техникум вернулся к мирной жизни. Предстояли государственные экзамены по всем специальностям. Особенно волновала подготовка к выпуску радистов. И первый «блин» не оказался комом. Правда, из 58 человек, поступивших в 1936 году, ко второму курсу осталось чуть больше половины, не всем давалась радиотехника, закончить удалось лишь 17-ти курсантам. Дала о себе знать и финская война, оторвавшая часть ребят от учебы. Девять человек пришлось аттестовать без госэкзаменов, поскольку они были призваны в армию. Остальные восемь курсантов, в том числе четыре девушки, успешно сдали экзамены.

Конец 30-х - начало 40-х годов знаменательны для страны большими политическими и международными событиями, приведшими к существенным территориальным переменам. В лоно бывшей Российской державы вернулись западные районы Украины и Белоруссии, Бессарабия, Литва, Латвия и Эстония. Изменились границы в пользу СССР на Карельском перешейке и в самой Карелии. В состав СССР к одиннадцати существовавшим прибавилось еще пять вновь образовавшихся союзных республик. А в Европе тем временем уже бушевала вторая мировая война. Исчезли с карты мира такие суверенные государства, как Польша и Чехословакия. В сателлитов фашистской Германии превратились Венгрия и Румыния. Была повержена, но не прекращала сопротивления Франция. Немецкие сапоги топтали Бельгию, Нидерланды и Люксембург. В огне партизанской войны пылала Югославия. Под пятой у Гитлера оказалась большая часть Западной Европы.

Дыхание приближающейся войны чувствовалось и в Советском Союзе, несмотря на различные дипломатические шаги, предпринимавшиеся Сталиным.

В те годы по всей стране ширилось движение всеобщего военного обучения (всевобуч). Молодежь сдавала нормы ГТО (готов к труду и обороне), ГСО (готов к санитарной обороне), ПВХО (противовоздушная и химическая оборона), «Ворошиловский стрелок» и другие. Юноши и девушки с гордостью носили эти значки.

В первых рядах энтузиастов по сдаче норм всевобуча были курсанты Мурманского моррыбтехникума. Руководили этой работой И. А. Хабалов и преподаватель математики и физкультуры С. А. Сукрухо. Практически все курсанты техникума сдали установленные нормы и получили значки.

Жизнь, освещенная идеей, великим духом патриотизма, еще больше сплачивала коллектив. Одновременно с выпуском молодых специалистов проводился новый набор курсантов на 1940-1941 учебный год. Приток молодежи был необычно большим. Добрая слава о Мурманском моррыбтехникуме распространилась далеко за пределы области. Молодежь была увлечена романтикой Севера и дальних плаваний, возможностью твердо определиться в жизни, получив перспективную специальность. Прием вновь прошел на конкурсной основе. Наступила осень. В техникум начали возвращаться курсанты, проходившие плавательную практику. В общежитии шел горячий обмен впечатлениями, морскими байками и накопленным опытом. Летняя практика дала курсантам возможность некоторого заработка, позволившего иногородним поехать в отпуск в родные края.

Период после финской военной кампании и до середины 1941 года был для техникума и всей страны достаточно благополучным. Налаживалась мирная жизнь, ушла в прошлое карточная система, начали заполняться прилавки магазинов. Народ, испытавший лишения и живший надеждой на лучшее будущее, получил передышку.

Некоторое благополучие ощущалось и в жизни техникума. Заметно пополнилось оборудование кабинетов и лабораторий. Нашлись средства для значительного пополнения библиотеки. Зрели планы постройки двух учебных судов, которые должны были обеспечить прохождение курсантами практики. У техникума появился трехмачтовый парусник «Юнга Сигарев». На нем курсанты нового набора проходили «оморячивание». Практика на паруснике оставила в памяти будущих моряков неизгладимый след. О ней вспоминали и с упоением рассказывали спустя многие годы бывшие курсанты, а потом заслуженные капитаны М. Каск, В. Кононов и многие другие.

Весной 1941 года к государственным экзаменам подошли две группы судоводителей и столько же судомехаников, и одна группа радистов. Для судоводительской и судомеханической специальностей это был пятый выпуск, а для радиотехнической только второй. Среди заканчивающих радиотехническое отделение курсантов вновь были девушки. Выпускников мортехникума очень ждали в Траловом флоте, испытывающем нехватку дипломированных специалистов (штурманов, механиков, радистов). Потребности флота на этот раз были в значительной мере удовлетворены.

Июнь в Мурманске стоял необычайно теплый. Окна в здании мортехникума были раскрыты, и в них вливался привычный шум улиц и близкого порта. У всех было благодушное настроение. Дела в техникуме обстояли хорошо, ничто не предвещало каких-либо перемен. Неожиданно 3 июня 1941 года произошла загадочная смена руководителей. Директор техникума И. А. Хабалов был назначен главным капитаном Тралового флота и вскоре отправлен в очередной отпуск, а главный инженер Тралового флота Николай Павлович Раевский стал директором техникума.

Вне всякого сомнения, такая перестановка руководителей не была связана с упущениями в работе одного и другого, а диктовалась известными лишь руководству Наркомрыбпрома СССР соображениями. По крайней мере, дальнейшие события подтверждают это предположение.

Так у техникума появился новый руководитель Николай Павлович Раевский, хорошо известный и уважаемый моряк, прекрасно знающий производство инженер-механик.

Напомним, что в техникуме полным ходом шли государственные экзамены, и флот с надеждой ожидал их завершения. К несчастью, планам не суждено было осуществиться. Бесчинствовавший в Европе пожар войны докатился и до нас. Все мирные планы и устремления в одночасье рухнули 22 июня 1941 года. Началась война с фашистской Германией, отбросившая развитие техникума на долгие четыре года.

70 лет курсом на Север