Развитие инфраструктуры морских портов России в Арктике Печать

Обсуждение проблем развития инфраструктуры Арктики, морских портов и морского флота страны  

Северо-Запад России, благодаря его производственному потенциалу, развитой инфраструктуре, в том числе морским портам, выгодному стратегическому положению и колоссальным запасам углеводородного сырья шельфовой и прибрежной зоны арктических морей играет все более заметную роль в экономике страны. Не случайно, за семь лет президентства Владимир Путин четырежды посещал с рабочими визитами Мурманскую область, причем, первый его визит в ранге Президента России был именно в Мурманск. В промежутках между поездками главы государства здесь работали Председатели Правительств России: в январе 2003 года Михаил Касьянов и в октябре 2005 года - Михаил Фрадков.

Прибрежные регионы и шельф арктических морей - та кладовая полезных ископаемых и углеводородного сырья, которая обеспечит потребности не только России, но и всего мирового сообщества в энергоносителях, в цветных металлах, в древесине в обозримом будущем. Всего лишь одна цифра: по оценкам ученых на шельфе арктических морей сосредоточены запасы нефти, газа и газоконденсата эквивалентные 100 миллиардам тонн условного топлива, которых, при нынешнем уровне потребления хватит всему человечеству на 30 лет. Но не только. Здесь производится и идет на экспорт 90 процентов никеля, 65 процентов меди. Север - это та часть территории России на которой проживает 12 процентов россиян. Здесь сосредоточены 40 процентов нетропических лесов планеты, 40 процентов мировых запасов никеля и платиноидов, 42 процента природного газа, 12 процентов нефти. Северяне дают в казну пятую часть национального дохода и более 60 процентов экспорта страны, добывая 92 процента газа, около 80 процентов нефти, практически все золото, серебро, олово, ртуть, молибден, алмазы, половину деловой древесины, апатитовые концентраты.

А воротами к этим кладовым является незамерзающий глубоководный порт Мурманск, где базируется атомный ледокольный флот, сухогрузы и танкеры усиленного ледового класса, откуда открывается прямой путь в Мировой океан и на трассы Северного морского пути. Без этого порта и арктического флота немыслимо освоение природных богатств Арктики, использование транзитного потенциала Северного морского пути, соединяющего по кратчайшему пути Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Его использование может принести в казну государства миллиарды долларов.

Обсуждению проблем развития инфраструктуры морских портов и морского флота страны было посвящено заседание Президиума Государственного Совета России и Морской коллегии при Правительстве России, которое прошло под председательством Владимира Путина. 

2 мая 2007 года. К борту атомного ледокола «50 лет Победы» швартуется пассажирское судно «Поларис», на котором, проделав путь от Мурманска до причалов ФГУП «Атомфлот» прибыл Президент России. Поездка по Кольскому заливу была не праздной прогулкой. В то сжатое время, которое потребовалось для преодоления этого пути, губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов рассказал о перспективах развития Мурманского транспортного узла, модернизации уже существующих портовых мощностей на восточном берегу Кольского залива и строительстве новых терминалов на его южном берегу.

Генеральный директор ОАО «Мурманское морское пароходство» Александр Медведев проинформировал Президента России о мерах, которые принимает эта ведущая арктическая судоходная компания по обеспечению грамотного доверительного управления атомными ледоколами и судами атомного технического обслуживания, об обновлении сухогрузного и танкерного флотов компании, которые будут ходить под российским флагом, о транзитном потенциале СМП. Он рассказал также, о работе единственного в России подводного арктического перегрузочного терминала для отгрузки нефти на Варандее, принадлежащего судоходной компании, о проекте переоборудования сухогруза ледового класса «Иван Папанин» в буровое судно для разведочных работ на арктическом шельфе.

В заседании Президиума Госсовета приняли участие первый вице-премьер Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин, министр атомной энергетики Сергей Кириенко, представители заинтересованных министерств и ведомств, президент РАО «РЖД» Якунин, президент НК «Роснефть» Сергей Богданчиков, губернаторы приморских регионов.

Тон заседанию Президиума Государственного Совета России и Морской коллегии при Правительстве России своим выступлением задал Владимир Путин. Подчеркивая важнейшую роль морского транспорта, он отметил, что им осуществляется 90% всех международных перевозок грузов и более 62% внешнеторгового грузооборота. Морской транспорт – это и порты, и перегрузочные комплексы, и современные средства обеспечения безопасности мореплавания. В целом, система морского транспорта сложна и разнородна. Согласованное развитие всех составляющих российского морского транспорта имеет важнейшее значение, и, в первую очередь, повышение его конкурентоспособности.

В Морской доктрине, принятой до 2020 года, эта задача отнесена к разряду приоритетных. От уровня конкурентоспособности морского транспорта зависит эффективность интеграции России в мировую транспортную систему и развитие всей российской экономики. В мире уже существуют общепринятые критерии и параметры оценки конкурентоспособности морского транспорта. Это наличие у государства портов с высокой пропускной способностью и мощного транспортного флота, а также, эффективная работа вспомогательных структур, занятых в логистике, экспедировании, таможенном обслуживании смежных видов транспорта.

Владимир Владимирович отметил, что рабочая группа Государственного Совета России совместно с Морской коллегией при Правительстве России провела глубокий анализ положения дел на морском транспорте. В подготовленных материалах содержится немало конкретных предложений. Он остановился на ключевых направлениях, акцентировав особое внимание на развитии морских портов. В настоящее время в России действует 62 порта. Однако, сказал он, российские грузопотоки продолжают идти через иностранные порты. Почему? Причины известны. Наши порты не соответствуют современным требованиям и потребностям российской экономики. Это относится и к крупнейшим портам, расположенным на Балтике, в Новороссийске, на Дальнем Востоке, на трассах Северного морского пути. Президент России потребовал от Правительства незамедлительно принять комплекс мер по развитию, в первую очередь, этих портов, разработав программу конкретных действий для каждого из них, не дожидаясь принятия законов, которые также необходимо ускорить. Исходя из этого, Владимир Путин поручил Морской коллегии координацию действий по развитию морских портов, разрешив внести изменения в федеральную целевую программу модернизации транспортной системы России, отдав приоритет тем портам, которые входят в систему транспортных коридоров.

Здесь необходимо строить новые и модернизировать уже имеющиеся перегрузочные комплексы, увеличивая транзитный потенциал страны. 
Владимир Путин отметил, что необходимо развивать железнодорожные и автодорожные структуры на ближних и дальних подходах к портам, создавая условия, чтобы грузы доставлялись в срок и без ущерба для их качества. Для выполнения этой главной задачи следует создавать и мощные логистические центры.


Справка: Логистика – это комплексная система планирования, контроля и управления транспортировкой, складированием и другими операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки и доставки готовой продукции потребителю, а также, передачи, хранения и обработки соответствующей информации и финансовых потоков. Общий оборот европейского рынка логистических услуг составляет более 600 миллиардов евро. Потенциал рынка логистических услуг России оценивается в 120 миллиардов долларов.


Такие структуры должны отвечать всем требованиям как российских, так и зарубежных пользователей. В подобных проектах, связанных со стратегическим планированием и развитием портов есть самая острая необходимость. Реализовать их можно только на основе государственного и частного партнерства.

Считаю важным, - сказал Владимир Путин, - создание в крупнейших портах свободных экономических зон с льготным режимом налогообложения, на основе соответствующего закона, который следует принять безотлагательно. Уже в 2007 году нужно решить все вопросы, касающиеся землепользования. Это один из ключевых вопросов, который не дает портам развиваться.

В качестве важнейшей проблемы Президент России отметил состояние и развитие морского флота страны. На сегодняшний день Россия контролирует более полутора тысяч судов, общим дедвейтом более 15 миллионов тонн. Но 60,3% этого тоннажа работают под «удобным» для российских судовладельцев иностранным флагом. По сравнению с 1992 годом количество российских судов, работающих под «удобным иностранным флагом» увеличилось в 4 раза. Их средний возраст составляет 9 лет, тогда как судов под российским флагом – 24 года.

Обновление флота идет за счет строительства судов на иностранных верфях. Чтобы изменить эту ситуацию к лучшему, принято решение о создании крупной судостроительной корпорации. Ведь флот страны за последние 15 лет сократился в 4,8 раза. Уже не существует Балтийское морское пароходство, а флот Дальневосточного морского пароходства сократился на 66%. Это говорит о том, что проблемам морского флота уделялось недостаточное внимание.

Владимир Путин потребовал от Правительства России принятия мер по ускоренному развитию флота, для перехода судов под российский флаг.

Находясь в Мурманске Президент России посчитал необходимым рассмотреть предложения по модернизации Арктической транспортной системы. Это касается арктических портов, транспортного и ледокольного флота, навигационного и авиационного обеспечения плавания по СМП. Он особо подчеркнул важность морского транспорта в освоении арктических нефтегазовых месторождений, его роли в перевозке углеводородного сырья, объемы которого к 2015 году должны возрасти до 40 миллионов тонн, в стратегическом обеспечении экономических, оборонных и научных интересов России в Арктике.

Заседанию Президиума Государственного Совета России и Морской коллегии при Правительстве России предшествовала работа созданной в январе 2007 года рабочей группы по вопросам развития морского транспорта. Эта группа подготовила пакет документов и доклад, с которым выступил губернатор Приморского края Сергей Дарькин.

Он отметил, что обсуждение и поиск решений по проблемам развития морского транспорта имеют для России огромное значение. За последние 10 лет было разработано немало документов, направленных на развитие транспорта. Достигнуты некоторые успехи, но продвижение к поставленным целям, идет медленнее, чем эти цели удаляются. Отечественный морской транспорт опаздывает, по сравнению с развитием российской экономики. Перед нами стоит задача снизить себестоимости продукции за счет снижения доли транспортных расходов в стоимости товаров.

Сегодня под контролем России находится 15% общемирового объема морских грузов, но для их перевозки используется лишь 5% судов под российским флагом. Российская транспортная инфраструктура, порты и флот стали не конкурентоспособны. Российский транспортный бизнес отстал технологически, в качестве и экономичности предоставляемых услуг. Как следствие, российские грузы идут через иностранные порты и перевозятся иностранными судами.

Отставание в развитии транспортной инфраструктуры портов сдерживает развитие экономики страны. Среди проблем, которые сдерживают развитие портов, Сергей Дарькин отметил землеотведение и резервирование земель под реализацию программ их расширения. Он предложил учесть опыт стран Азиатско-Тихоокеанского региона. К примеру, Южная Корея создавала современные порты под государственное управление на бюджетные средства, с последующей капитализацией и продажей частному бизнесу. Для этих стран порты не источник получения прибыли, а средство снижения цены товаров.

Следует увеличить долю российского флота в общем объеме перевозимых грузов, перерабатываемых в российских портах. Для этого необходимо закрепить за российскими грузоперевозчиками не менее 50% национальной грузовой базы и 100% каботажных перевозок. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности российского торгового флота. Следует поощрять грузоотправителей, использующих суда под российским флагом.

Для того чтобы к 2020 году перевозить не менее 50% отечественных грузов на российских судах, необходимо иметь 350 судов, общим дедвейтом 9 миллионов тонн. Из них: на Дальневосточном бассейне – 90, на Северном – 35, на Черном море – 35, на Балтике 115 и на Каспии – 5 судов. Реализация программы будет стоить 640 миллиардов рублей.

Сергей Дарькин предложил создать российскую судоходную компанию с участием государства и Дальневосточный морской кластер, который будет решать приоритетные задачи, связанные со строительством и ремонтов судов, морского сервиса, повышения качества подготовки специалистов для торгового флота. Он же выступил с инициативой принятия новой федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» на 2010 – 2015 годы, призванную поднять конкурентоспособность морского транспорта.

Проблемам развития портовой инфраструктуры уделил внимание министр транспорта РФ Игорь Левитин. В 2006 году в 62 российских портах было обработано 420 миллионов тонн грузов, больше, чем в 1990 году во все портах СССР. Сегодня Россия находится на 8 месте в мире по суммарному грузообороту портов, но по уровню конкурентоспособности далеко отстает от иностранных портов.


Справка: факторы, влияющие на конкурентоспособность российских портов. - особенности географического положения;- несоответствие режима и процедур работы пунктов пропуска мировой практике;- несоответствие современным технологическим и логистическим требованиям;- неурегулирование земельных и арендных отношений в портах;- отсутствие принятых в мировой практике налоговых и таможенных преференций, в т.ч. для создания особых портовых экономических зон;- большинство портов расположены в замерзающих морях, что требует ледокольной проводки;- чрезмерно высокие портовые сборы. (к примеру портовые сборы в Санкт-Петербургском порту вместе с канальным и ледокольным сбором с танкеров, дедвейтом 20 тысяч тонн составляют 30,8 тысячи долларов, тогда как в Гамбурге (Германия) – 7,2 тысячи, в Карлсхамне (Швеция) – 16,8, в Пори (Финляндия) – 17,5, в Вентспилсе (Латвия) – 17,9 тысяч долларов.


В России лишь 1 порт (Высоцк) имеет зарегистрированные земельные границы. Большинство портов построены в 60-70-х годах и не отвечают современным требованиям.

Только порты Мурманск и Находка способны принимать суда дедвейтом свыше 150 тысяч тонн и 10 – до 50 тысяч тонн.

На конкурентоспособность портов влияет существующая налоговая система. Налоговые сборы портовое начальство закладывает в ставки, предъявляемые судовладельцам. В результате, грузы уходят в сопредельные страны.

Министр транспорта предложил установить нулевую ставку налога для всей портовой инфраструктуры.

Говоря о перспективах развития российских портов, Игорь Левитин сказал, что к 2015 году современные перегрузочные комплексы с терминалами для судов дедвейтом 70 тысяч тонн будут созданы в Мурманском, Калининградском порта, в Усть-Луге, Восточном и на Тамани.


Справка: Чтобы повысить конкурентоспособность российских портов необходимо: - из федерального бюджета компенсировать затраты на обеспечение безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним; - пересмотреть в соответствии с мировой практикой процедуры и схемы работы государственных контролирующих органов; - создать единый орган по обустройству и управлению имуществом пунктов пропуска через государственную границу в морских портах; - совершенствовать нормативную правовую базу по земельным и арендным отношениям; - создать особые портовые экономические зоны; - обеспечить опережающее развитие железнодорожных и автомобильных подходов к портам, припортовой инфраструктуры и логистических центров; - установить ставки налогов на имущество для общепортовой инфраструктуры 0%; - на 2 – 3 года унифицировать железнодорожные тарифы.


Комплекс предпринимаемых мер по развитию портов позволит к 2015 году повысить их пропускную способность до 650 миллионов тонн в год, повернет грузы из портов сопредельных стран в отечественные.

Предстоит вернуть под российский флаг отечественные суда, плавающие под «удобными» иностранными флагами.


Справка: судовладельцы уводят суда под «удобные» иностранные флаги в целях экономии на регистрационных сборах, налогах, уплате социальных взносов, затрат на содержание экипажей, чтобы избежать вмешательства государственных чиновников в дела судоходных компаний. 242 российских судна дедвейтом 9,25 миллиона тонн находятся по «удобными» флагами


В процессе выступления Игоря Левитина реплику бросил Владимир Путин, заметив, что в Гамбурге портовые сборы в два раза меньше, чем в Новороссийске. Если не создавать условия для развития портов, грузоотправитель будет по-прежнему уходить в порты сопредельных стран.

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин остановился на необходимости развития инфраструктуры портов, предпринимаемых железнодорожниками мерах. Только в 2003 – 2006 годах «РЖД» потратили на модернизацию подходов к портам боле 130 миллиардов рублей. До 2015 года потребуется вложить еще 762 миллиарда рублей, в т.ч. на Северо -Западе России 284 миллиарда для удвоения объемов переваливаемых грузов.

Президент НК «Роснефть» Сергей Богданчиков отметил, что в соответствии с энергетической стратегией нашей страны к 2015 году мы должны увеличить добычу нефти на шельфе в 5 раз, до 80 – 85 миллионов тонн. Но сегодня открытые месторождения - это просто ресурсная база. От момента получения лицензии до промышленной добычи нефти уходит 12 лет. Нужна стратегия освоения шельфа, определиться, какая компания будет этим заниматься, иначе этой нефти не будет. За период с 2007 по 2015 год предстоит построить 30 танкеров ледового класса дедвейтом от 150 тысяч тонн и меньше, буровые платформы на сумму 223 миллиарда рублей. Но лицензии не выдаются, а значит, не ведется проектирование и строительство судов и буровых установок. Для компаний, работающих на шельфе нужны налоговые каникулы, таки же, как для тех компаний, которые работают в Восточной Сибири.

Владимир Путин тут же отреагировал, не исключив возможность распространения таких же льгот на шельф.

Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков предложил рассмотреть вопросы строительства на Ижорском судостроительном заводе судов – газовозов, а на Выборгском судостроительном заводе буровых платформ для работ на шельфе. Сегодня этот завод строит основания платформ для Норвегии, которая оснащает их современным оборудованием и продает другим странам.

Все вопросы, обсуждаемые здесь, до боли знакомы, - сказал, начиная свое выступление, первый вице-премьер Сергей Иванов. - Мы дважды обсуждали вопросы развития портов, дважды проблем судостроения, уделяли внимание Арктике и железнодорожному транспорту. Перечень поручений, который будет озвучен здесь, выстрадан Морской коллегией. Уже приняты решения о придании ряду портов статуса свободных экономических зон и о создании портов-хабов. Главное в том, чтобы реализовать те экономические и налоговые решения, которые стимулируют развитие портов. Сейчас же действуют дестимулирующие факторы. Давайте сравним условия работы портов, эстонского Силамяэ и Усть-Луга.
                                                                        Силламяэ (Эстония)                     Усть-Луга
- Налог на добавленную стоимость при                        0%                                          18%
строительстве портовых объектов и
инфраструктуры
- налог на имущество                                                  0%                                           2,2%
- налог на прибыль                                                     0%                                           24%
- таможенные пошлины на портовое
перегрузочное оборудование                                      0%                                           6,5%

О какой конкуренции можно говорить? Мы планируем принять новый закон об особых экономических зонах портов. Минтранс посчитал, что в случае принятия этого закона в Усть-Луге налог на прибыль будет не 24%, а 15%. Все равно, условия конкуренции будут не одинаковы. Естественно, грузоотправитель выберет Эстонию.

К сожалению, в России до сих пор нет единого органа стратегического планирования, который отвечал бы за развитие всей транспортной инфраструктуры. Сергей Иванов предложил возложить эти функции на Минтранс.

Потребности Арктического судоходства Сергей Иванов оценил в 80 судов ледового класса, из них 14 – ледоколы. Он заявил, что авиационная ледовая разведка в Арктике больше не нужна. Эти задачи выполнит космическая система ГЛОНАСС.

Прозвучала и еще одна новость о реализации крупномасштабного проекта – второй нитки Волго-Донского канала со строительством на Тамани крупного выносного порта, к которому могли бы швартоваться крупнотоннажные суда.

Что касается сооружения буровых платформ, то Сергей Иванов предложил провести конкурс и определиться, где дешевле и качественнее они будут строиться.

Глава Минатома Сергей Кириенко доложил о программе сооружения плавучих атомных электростанций. Первая из них будет построена в 2010 году для Северодвинска. Здесь создается технологическая линия для массовой сборки ПАЭС. Он предложил одну такую установку построить для обеспечения электроэнергией саммита АТЭС, который будет проведен на Дальнем Востоке в 2012 году. Создана новая реакторная энергетическая установка «РИТМ-200» для атомных ледоколов, продолжается реализовываться программа продления ресурса атомных паропроизводящих установок атомных ледоколов до 175 тысяч часов.

Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов назвал Мурманский порт одним из наиболее приоритетных для России. Он имеет прямые выходы в море, и никто не сможет предъявить нам ни имущественных, ни экономических, ни экологических претензий, сказал он. Мурманск это не только начало Северного морского пути, но и база освоения арктического шельфа.


Справка: На международной конференции «Международная энергетическая политика, Арктика и Международное морское право», состоявшейся в Санкт-Петербурге 23-26 июня 2004 года проявилось желание ряда стран провести интернационализацию Северного морского пути, ввести свободу плавания для торговых и военных судов любых стран.


К сожалению, до сих пор проблемы рассматриваются изолированно, сами по себе, без взаимной увязки, без координации. Он призвал президента решить вопрос с созданием органа, который будет возглавлять работы по освоению шельфа, по развитию Северного морского пути, по отстаиванию национальных интересов России в Арктике.


Справка: Россия отстает в создании и развитии глубоководных портов. К 2010 году грузооборот стран Балтийского моря приблизится к 600 миллионам тонн. Мощности российских морских портов на Северо-Западе возрастут до 250-300 миллионов тонн. В этих условиях Дания по примеру Турции может увеличить стоимость лоцманской проводки, ужесточить правила прохода судов через Балтийские проливы. Развитие Мурманского транспортного узла может минимизировать возможные негативные последствия, повысит экспортные возможности России, превратит Северный морской путь в транзитный коридор между Европой и странами АТР. От Мурманска до Нью-Йорка кратчайшее расстояние – 4190 миль. Мурманск имеет реальные шансы быть включенным в международный проект NEW – транспортный коридор «Восток – Запад» Бостон - (США) – Галифакс (Канада) – Мурманск – Центральная Азия – Китай. Мурманский морской порт имеет устойчивые и высокие темпы развития. Если в 2003 году он переваливал 14 миллионов тонн, то в 2006 – 27,2 миллиона тонн, из них 10,9 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов через шесть созданных здесь рейдовых и береговых терминалов. В 2010 году предполагается отправлять на экспорт 14 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, в 2015 – 23 миллиона тонн, в 2020 – 23 миллиона тонн. После реконструкции Мурманского транспортного узла, на что потребуется около 60 миллиардов рублей, через него в 2020 году будет переваливаться от 80 до 114 миллионов тонн грузов.


Итоги заседания Президиума Государственного Совета России и Морской коллегии при Правительстве России подвел глава государства Владимир Путин. Он очень правильно отметил, что об обсуждаемых проблемах в последние годы говорилось очень много, но мало что делалось. От реализации намеченных планов по развитию морского транспорта будет зависеть экономическое самочувствие не только регионов, но и Росси в целом. С оптимизмом говорил Владимир Путин о завершившейся разработке программы развития судостроительной отрасли и создании большой российской судостроительной компании, о совершенствовании инфраструктуры морского транспорта и реконструкции морских портов. В годы экономических реформ Россия практически уходила из Арктики. Этому процессу положен конец.

Президент России принял решение о создании Национального Арктического Совета под председательством главы Правительства России. Этот совет будет наделен полномочиями по выработке политики государства, направленной на закрепление интересов нашей страны в этом регионе и развитие деловой активности.

Владимир Путин отметил, что здесь, в Мурманске имеются идеальные условия для создания крупного транспортного узла, и на реализацию этого проекта необходимо выделить соответствующие финансовые ресурсы и административные силы.

Президент России поставил задачу приступить к разработке новой целевой программы развития транспортной системы РФ на период 2010 – 2015 годов.

Хочется верить, что планы, намеченные на этом совещании, не останутся декларацией о намерениях.

Юрий Банько

ЖУРНАЛ "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 6-7 2007 Г.

Еще статьи на тему "Порт":

Какой должна быть структура морского порта

Марина Ковтун осмотрела объекты морского порта

Развитие туризма на базе порта Мурманск

Морской порт и железная дорога завязаны в один узел - транспортный

Развитие морского порта - гарантия успеха всех отраслей промышленности

О занятости в торговом порту

Океанский глубоководный порт в Мурманске