«Арктика»- воплощение последних достижений в области морского судостроения Печать

При строительстве нового атомного ледокола, удовлетворяющего требованиям эксплуатации в Арктике, решены многие сложные задачи

Существенно повышена степень надежности всего комплекса оборудования и ответственных элементов ледокола.

Создана энергетическая установка, способная передавать большую мощность на гребные винты.

Реакторы атомохода размещены в отдельных газоплотных отсеках, имеющих надежную биологическую защиту.

Управление реакторами и обслуживающими их системами производится с пультов, расположенных в центральном посту. Информация на пультах в цифровом виде в сочетании с мнемосхемами позволяет оперативно вести управление и правильно оценивать протекание процессов в атомной установке на всех режимах ее эксплуатации.

Приборы управления ледоколом впервые в отечественном ледоколостроении размещены в пультах судовождения, расположенных в ходовой рубке. Хороший обзор, наличие на крыльях ходовой рубки пультов управления гребной электрической установкой позволяют судоводителям уверенно выполнять сложные маневры во льдах.

На ледоколе применена специальная система радиационного контроля, с помощью которой оценивается состояние теплоносителя, целостность оболочек ТВЭЛов и контролируется герметичность оборудования АППУ. Сведения, получаемые датчиками радиационного контроля, централизованно обрабатываются и выводятся на пульт. Обработка этой информации позволяет прогнозировать радиационную обстановку и своевременно принимать меры по ее нормализации.

Безаварийная работа атомной паропроизводящей установки обеспечивается комплексом систем автоматизации, осуществляющих регулирование и аварийную защиту без вмешательства экипажа. Это позволило сократить обслуживающий персонал, уменьшить затраты на эксплуатацию при одновременном улучшении характеристик установки, особенно в переходных и аварийных режимах.

«Арктика» встречается с Арктикой

25 апреля 1975 г. ледокол «Арктика» был принят в эксплуатацию. Предстояли ледовые испытания.

Экипаж - 150 человек - впервые участвовал в постройке ледокола и был сдаточной и приемной командой. Это дало возможность морякам быстро освоить новую технику. Возглавил экипаж опытный ледовый капитан Ю. С. Кучиев. До этого он проработал в Арктике более 30 лет, плавал почти на всех типах ледоколов.

Атомоход успешно прошел испытания в тяжелых арктических льдах и сразу же включился в летнюю навигацию, которая перешла в осеннюю, а затем в зимнюю. Два года активной работы показали, что ледокол с честью оправдал надежды конструкторов и строителей. Были продемонстрированы надежность атомной установки, всего оборудования, хорошие маневренные и мореходные качества атомохода. Капитан «Арктики» Ю. С. Кучиев и капитан дальнего плавания Г. О. Кононович вышли с предложением о проверке ледокола в высокоширотном арктическом рейсе. Так началась подготовка к походу в район Северного полюса.

Зимой к Ямалу

В конце февраля 1977 г. состоялся экспериментальный рейс атомохода «Арктика» с ледоколом «Мурманск» к полуострову Ямал. В это время года лед по своим физическим свойствам резко отличается от летнего. Ледоколам приходилось работать на полную мощность и порой не с ходу, а ударами пробивать отдельные торосы. Тактический замысел заключался в том, что «Арктика» прокладывала канал, а «Мурманск» обеспечивал расширение канала и проводку транспортного судна. Полярный эксперимент продолжался 50 суток. На полуостров Ямал было доставлено свыше 36 тыс. т грузов. Средняя продолжительность рейсооборота, несмотря на тяжелые ледовые условия, не превышала 22 суток. Если рейс атомохода «Ленин» на Ямал в марте-апреле 1976 г. показал техническую возможность доставки грузов в этот период, то экспедиция 1977 г. доказала экономическую целесообразность массовой завозки грузов в этот район.

СОВЕТСКИЕ АТОМНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ

Еще статьи по теме "Атомные ледоколы":

Атомные ледоколы будут акционированы

Глава Росатома заявил, что атомные ледоколы никогда не будут продаваться в частные руки

Из истории создания первого атомного ледокола

Советские атомные ледоколы

Атомный ледокол «Вайгач» вернулся в Мурманск из Финского залива и вновь отправился в поход

«Арктика» - самый мощный в мире атомный ледокол

 Северный морской путь и ледокольный флот