претенденты Печать

Одним из кандидатов на пост губернатора Мурманской области был бывший секретарь обкома партии, бывший председатель областного Совета народных депутатов Юрий Алексеевич Евдокимов.

Вот какую «визитную карточку» дал ему наш еженедельник, предваряя интервью под заголовком «Раздумья делового человека», которое вышло в свет еще до предвыборной борьбы: «Евдокимов Ю.А. - президент областного Союза промышленников и предпринимателей, генеральный директор Мурманского филиала акционерной финансовой корпорации «Система», председатель правления областного отделения Детского фонда. По образованию инженер-строитель. Склонен к идеологии общественного политического движения Конгресс русских общин. Женат, двое детей». Для нас в этом интервью, прежде всего, важны взгляды Евдокимова на экономическое положение Мурманской области.

- Область находится в критическом состоянии, - говорит Юрий Алексеевич. - Во всех сферах производства продолжается спад, нет оборотных средств, на очереди - массовая безработица, душат неплатежи. Надвигается финансовый крах. А обещаемый рост тарифов на электроэнергию экономику области развалит окончательно. Никоим образом не сгущаю краски, а на основе текущего анализа схематично очерчиваю контуры общей картины...

В свое время в рамках «Кольского проекта» в области предлагалось открыть три зоны свободного предпринимательства. Первая - Мурманский порт. Он мог бы использоваться как международная база накопления и транспортировки по Северному морскому пути грузов из Западной Европы, Америки, Канады, прочих стран в регионы Индокитая и Азии. Экономические выгоды от сокращения сроков доставки, налоговые льготы, монополия на эту трассу давали бы реальные шансы на крупные иностранные инвестиции в развитие инфраструктуры порта и Арктического побережья. Производственная зона могла быть организована на Кировско-Апатитском, Мончегорском и Кандалакшском промышленных узлах. Зона экспортной промышленности планировалась в Мурманске, где есть благоприятные условия для иностранных капиталовложений... Еще в 1990 году все материалы и расчеты по СЭЗ были готовы, но политическая чехарда в стране не дала возможности довести замысел до логического завершения. А нынешняя областная администрация далее поставила на идее крест.

До сих пор не подписан договор о разграничении полномочий между центром и областью. Парадокс: почти 50 процентов средств мы отдаем госбюджету. Область - федеральный «донор». Не принят Устав области, хотя он и был разработан еще три года назад...

- Как вы оцениваете результативность работы исполнительной власти? Сотрудничаете ли вы с ней? - задает вопрос наш корреспондент, на что будущий кандидат на пост губернатора области отвечает:

- Из этических соображений не склонен давать личностные характеристики и обобщающие оценки. От провалов и ошибок никто не застрахован. Скажу одно: общественный экономический совет, сформированный по нашей инициативе при администрации, отстранен от выработки стратегических решений. Он существует чисто номинально. С администрацией мы как бы существуем в параллельных мирах.·

Очередной 1997 год вице-премьер правительства страны объявил самым тяжелым за все время реформ. То есть сановный чиновник откровенно и честно настроил общество на безрадостные ожидания в ближайшей перспективе. Надежды регионов на нормализацию геополитической ситуации в стране рухнули. Решение макроэкономических задач стимулирования роста национальной экономики не состоялось. В этой ситуации для населения страны огромное значение приобретали предстоящие выборы власти в субъектах Российской Федерации.

Общую оценку экономике Мурманской области, которую дал Евдокимов, поддержал и один из давних авторов «Рыбного Мурмана» В.Г.Иванов, взглянувший на положение дел несколько шире, с позиций политика-экономиста российского масштаба.

- Абсурдно думать, что можно построить процветающую экономическую модель в отдельно взятом регионе, если страна в кризисе. Но улучшить социально-экономическую обстановку, используя местную специфику и ресурсную базу, необходимо, - пишет Василий Иванов. -

Ныне действующая администрация Мурманской области, находящаяся у руля областного управления с 1991 года, не только не выработала текущей экономической стратегии, но и, мягко говоря, способствовала размытости экономической ориентации области и разрушению формирующейся рыночной инфраструктуры. Я имею в виду неопределенность области в условиях спада производства, при ограниченной ресурсной составляющей, прежде всего финансовой. Подтверждением может служить действие или, точнее, бездействие администрации по стимулированию развития собственной банковской сети, которое привело к вытеснению региональных банков с денежного рынка и полному замещению их банковским капиталом Москвы и Санкт-Петербурга...

Не хочется углубляться в анализ всех ошибок и упущений, сделанных областной администрацией. Здесь можно было бы поговорить и о рыбной отрасли, о том, как за выделяемые бесплатные общенародные ресурсы она бездумно превращается в структуру мелкотоварного производства, ничего не давая взамен. Главный вывод, который можно сделать, заключается в том, что за время с 1991 года администрация могла определиться с экономической конструкцией области и ее приводными ремнями - на текущий переходный период и на перспективу.

Но не сделала этого. В проводимой политике области остались старые подходы и методы, основной расчет которых направлен на использование своего влияния во властных структурах, на выбивание дополнительных средств из центра, на понимание и поддержку иностранных лидеров. А это не может быть фундаментом и определяющим звеном в проводимой региональной политике.*

Безрадостную картину рисовали наши политики-экономисты, рассуждая о будущем Кольского края. Во всяком случае ближайшем будущем.

Сплошная головная боль для руководителя: безработица, социальная напряженность, экономический спад основных отраслей производства... А спрос с кого? С губернатора! Но, несмотря на это, к началу избирательной кампании выстроилась внушительная очередь претендентов на высокую и ответственную должность. Что ж, недаром, видно, говорят: кто у власти, тот у сласти. Кто же они, выдвинувшие свои кандидатуры на пост губернатора? Вновь предоставим слово нашему неугомонно-язвительному журналисту Сергею Миронову.

- Лично я на выборы пойду обязательно, - как законопослушный избиратель заявляет Сергей, но тут же ошарашивает читателя следующими крамольными словами. - Хотя бы потому, что в очередной раз нам лапшу на уши вешают, ничуть не стесняясь. Каждый из восьми претендентов по пост губернатора Мурманской области изощряется как может, обещая то молочные реки, то кисельные берега.

«Я верну в область достаток», - самоуверенно утверждает, например, кандидат от Либерально-демократической партии Борис Воробьев. И, ничтоже сумняшеся, заявляет: «заставлю правительство повернуться лицом к северянам», «беспощадно подавлю коррупцию и преступность», «не позволю таможне препятствовать», «заставлю вернуть деньги обманутых вкладчиков» и т.д. и т.п. Все - в духе своего одиозного шефа, уже обещавшего каждой бабе по мужику. Насколько беспардонными являются подобные посулы, можно понять сразу, стоит лишь чуть-чуть пораскинуть мозгами. Ну скажите на милость, каким образом можно завтра подавить коррупцию и преступность, корнями своими уходящие в глубину российских веков? Или что может приказать губернатор таможеннику, который напрямую подчиняется Москве? А где собирается уважаемый кандидат отыскать деньги доверчивых любителей сиюминутной выгоды, подаренные канувшим в небытие «Домам Селенга», «Недвижимостям» и разным «Хопрам»? Вон ведь даже господин Кириченко, президент Севзапкомбанка, беспомощно разводя руками, клянется теперь, что должность губернатора (никак не меньше) позволит ему рассчитаться с обиженными вкладчиками. Оказывается, все проще пареной репы: в агитке элдэпээровца Бориса Воробьева крупным шрифтом написано: «Жириновский дает добро!». Вот уж благодетель, царь-батюшка Владимир, спасибо...

Впрочем, нет смысла кривить душой: за каждым кандидатом стоят определенные силы и более-менее известные в стране люди. Юрий Евдокимов, например, козыряет дружбой с Александром Лебедем38   и молчит о том, какие финансово-промышленные «киты» его спонсируют.

Евгения Комарова, понятно, поддерживает «партия власти» во главе с Виктором Черномырдиным. Чем-то озлобленный Василий Калайда39  рассчитывает на поддержку ярых коммунистов, тиражируя свои обличительные откровения на страницах их изданий. Игорь Лебедев40  опирается на рафинированный авторитет «Яблока» Григория Явлинского. И лишь Михаил Зуб41 , мечтающий в случае избрания самолично, как царек, распределять рыбные квоты, до поры до времени выступал в роли эдакой «темной лошадки», утверждая везде и всюду, что достаточной суммы денег для предвыборной агитации у него нет. Каково же было мое удивление, когда в почтовом ящике я обнаружил специальный выпуск солидной питерской газеты «Невское время», целиком посвященный «ЗУБастому» кандидату. «И не зря твердит народ: Миша Зуб не подведет», - утверждают опубликованные частушки. Уж не знаю, право, что там твердит весь народ, а у меня, как отдельного избирателя, подобное лукавство вызывает по меньшей мере недоумение.

Из всей когорты претендентов разве что Юрий Мясников42 особо не кичится громкими именами людей, стоящих за его спиной. Хотя тоже не скрывает, что в кое-какие московские кабинеты входит запросто.

- Итак, попробуем по пути на избирательный участок прикинуть кое-что к носу и реально оценить ситуацию, - предлагает журналист. - Семеро из восьми кандидатов на губернаторское кресло строят свою политику на резкой критике нынешнего социально-экономического положения области. А кое-кто договорился даже до того, что действующий глава администрации области Евгений Комаров - специально «засланный казачок», которому поставлена задача (мафией или кем?) полностью разрушить экономику нашего региона. Дескать, за пять лет ну ни одного хорошего-доброго дела. Полноте, господа-товарищи, это уже не лукавство, это - неприкрытая ложь...

И в заключение рискну, хоть это дело и неблагодарное, спрогнозировать итоги выборов. Думаю, что ни один из кандидатов не наберет в первом туре необходимых для победы 50 процентов голосов. Следовательно, придется идти по второму кругу. Подозреваю, что в финале предстоит горячий спор между Юрием Евдокимовым и Евгением Комаровым, каждый из которых уже имеет опыт руководства Мурманской областью. И вот здесь все будет зависеть от так называемого электората проигравших кандидатов: кому он (то бишь народ) отдаст предпочтение.*

· «РМ» от 30 августа 1996 года.

· Ошибки и упущения региональной политики, «РМ» от 18 октября 1996 года.

38 - ЛЕБЕДЬ Александр Иванович, лидер российской народно-республиканской партии. Родился в 1950 году в Новочеркасске, русский. Кандидат в Президенты России на выборах 1996 года. Выбыл в первом туре, не набрав достаточного количества голосов. В Мурманской области за него проголосовало 25,43 % избирателей. Был назначен секретарем Совета безопасности. В конце 1997 года посетил Мурманск и Северный флот. В 1998 году избран губернатором Красноярского края. Через несколько лет погиб в авиакатастрофе.

39 - КАЛАЙДА Василий Владимирович, депутат Мурманской Думы двух первых созывов. Родился в 1947 году в Краснодарском крае, русский. Рос без родителей, воспитывался в детском доме. Окончил Майкопский сельскохозяйственный техникум (1968) и Приморский сельскохозяйственный институт (1981). Возглавлял совхозы в Магаданской области. С 1987 года на Кольском полуострове: директор совхоза «Нивский», подсобного хозяйства Оленегорского ГОКа. В ноябре 1996 года баллотировался на пост губернатора Мурманской области, но выбыл после первого тура, набрав 7,14 % голосов. Был назначен заместителем губернатора. Сложил с себя полномочия в связи с избранием в декабре 1997 года депутатом второй Мурманской областной Думы.

40 - ЛЕБЕДЕВ Игорь Александрович, депутат 2-й Мурманской областной Думы, руководитель Мурманской организации объединения «Яблоко», кандидат географических наук. Родился в 1952 году, русский. Работал каменщиком, бетонщиком, учителем в школе, директором научно-внедренческого товарищества. Окончил океанологический факультет Ленинградского гидрометеорологического института (1974), аспирантуру (1991). Служил офицером на Черноморском флоте. В Мурманске с 1976 года. Работал в филиале Арктического и Антарктического института, участвовал в морских экспедициях. Опубликовал более 50 научных работ.

41 - ЗУБ Михаил Изяславович, директор ОАО «Мурманский рыбокомбинат» (холодильный рыбозавод № 1 бывшего рыбокомбината). Родился в 1954 году в Житомире. Окончил Житомирский механический техникум (1973), Мурманское высшее инженерное морское училище (1979), заочно Ленинградский финансово-экономический институт по двум специальностям. На промысловых судах и береговых рыбоперерабатывающих предприятиях Камчатки прошел путь от четвертого помощника капитана до заместителя директора рыбоконсервного комплекса. С 1985 года в Мурманске. Руководил Первомайским дорожно-эксплуатационным участком, автотранспортным предприятием облрыболовпотребсоюза.

42 - Краткая биография Мясникова Ю.Н. дана в первой книге.

· Каждой бабе по мужику вновь обещают кандидаты, «РМ» от 15 ноября 1996 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй