Жилищно-коммунальное хозяйство города Мончегорска Печать

Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из крупных отраслей экономики города Мончегорска, в которой трудятся около 1,5 тыс. человек. 

Общая доля затрат городского бюджета на содержание и развитие ЖКХ составляет 25%.

Общая площадь жилищного фонда муниципального образования - 1284,3 тыс.кв.м, в том числе муниципальный - 264,4 тыс.кв.м. В течение года закончена инвентаризация жилищного фонда с целью разделения по видам собственности.
 
В ходе проведения жилищно-коммунальной реформы в соответствии с муниципальной целевой программой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса муниципального образования г. Мончегорск на 2005-2007 годы» с целью совершенствования структуры управления ЖКК, улучшения обслуживания населения, активизации работы по сокращению задолженности за ЖКУ и своевременных расчетов с поставщиками произведена демонополизация сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг для обеспечения развития конкурентной среды, предоставления потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, конкурсного отбора организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание.

Жилищно-коммунальные услуги жителям города оказывают:

МУП «Градсервис», ОАО «Мончегорскводоканал», ОАО «Мончегорская теплосеть», ОАО «Мончегорские электрические сети», ИП Шиндилэ, ММУП «Городское благоустройство», которое образовалось 01.09.2006г. путем выделения из состава МУП «Градсервис».

С 15 июня 2007 года в городе Мончегорске начало свою деятельность управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Мончегорска, основной функцией которого является формирование и реализация муниципальной политики в области жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Решением Совета города Мончегорска от 19.10.2006 № 94 в целях совершенствования структуры управления жилищно-коммунальным комплексом города управление жилищно-коммунального хозяйства реорганизовано путем присоединения к нему муниципального учреждения МУ «Дирекция единого заказчика. Обслуживание и содержание многоквартирных домов до выбора собственниками способа управления передано на договорной основе коммерческой организации. В результате проведенной реорганизации городской бюджет получил экономию в размере - 4 521,0 тыс. руб.

Муниципальный жилищный фонд передан в муниципальную казну. 75% предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги на территории города приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества. Проведена приватизация муниципального унитарного предприятия «Мончегорскводоканал» путем преобразования в открытое акционерное общество, приватизация муниципального унитарного предприятия «Мончегорская теплосеть» путем преобразования в открытое акционерное общество.

В течение 2006 года проведена подготовительная работа для перехода к новым формам управления, обслуживания и содержания жилищного фонда.

В январе 2006 года был проведен обучающий семинар для граждан города Мончегорска на тему «Некоторые вопросы реализации Жилищного кодекса», программа семинара:
- права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан
- способы управления многоквартирным домом
- правила и нормы эксплуатации жилого фонда, текущий, капитальный ремонт и новое строительство. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
- организация, подготовка и проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.

Управление муниципальным жилищным фондом, в части городских общежитий, передано на конкурсной основе коммерческой структуре. 
Решением Совета города Мончегорска от 27.07.2006 №68 утверждено Временное положение «Об организации управления многоквартирными домами на территории муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией».

Постановлением администрации города в целях реализации решения Совета города, в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса утверждены:
- Положение о порядке взаимодействия администрации города с управляющими организациями;
- Положение о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций.

В результате проведенного конкурса, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6.02.2006 №75, выбрана специализированная организация для выполнения работ по разработке документации для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

В соответствии с Жилищным кодексом и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 №306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» на территории муниципального образования утверждены нормативы потребления коммунальных услуг.

В городе проводится целенаправленная и социально взвешенная тарифная политика в жилищно-коммунальной сфере, тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг формируются на основе затрат, необходимых для производства и реализации работ, услуг на требуемом уровне качества и надежности. Один из основных аспектов реформы жилищно-коммунального хозяйства состоит в переходе к бездотационному финансированию отрасли. Важным итогом стало увеличение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. В городе Мончегорске в 2001 году население оплачивало 47% стоимости ЖКУ, а в 2002 году - 81% , в 2003 году - 78%, в 2005-2006годах - 100%, исходя из установленных ставок и тарифов.

Постановлением Правительства Мурманской области от 31.01.2006 №21-ПП об установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2006 год установлено повышение размера плата за жилое помещение в размере 15,9%, за коммунальные услуги – 16,7%. Администрацией города принято решение об увеличении размера платы за жилое помещение до 14,7%, за коммунальные услуги – до 14%.

Рост платы за жилье и коммунальные услуги происходит одновременно с принятием мер по социальной защите населения в виде предоставления субсидий, в пределах социальной нормы площади и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом предельно допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, прожиточного минимума, совокупного дохода семьи, действующих льгот. В 2006 году в целях дополнительной социальной защиты малообеспеченных и наиболее социально незащищенных слоев населения города в соответствии с решением Совета г. Мончегорска от 09.02.2006 № 22 для неработающих одиноко проживающих пенсионеров старше 80 лет, для неработающих одиноко проживающих пенсионеров и семей, основным источником дохода которых являются пенсия или пособие по потере кормильца, доля расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги не превышает 15% от их дохода. Действие данного решения продлевается и на 2007 год.

В настоящее время допустимая доля расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи по городу установлена в в соответствии с федеральным стандартом в размере 22% .

Наряду с предоставлением субсидий, население пользуется льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых на основании действующего законодательства.

В 2006 году закончился процесс передачи работы по оказанию социальной помощи в орган социальной защиты: 
Организован перевод бюджетных дотаций непосредственно на персонифицированные счета граждан: открыто 4173 счета.

В целом по городу происходит снижение доли субсидируемых семей по сравнению с 2005 годом (в связи с изменением порядка предоставления субсидий). Количество семей получающих субсидию (на 31.12.2006 г.) составляет 4 395 (сумма субсидий – 46 006,6 тыс. руб.), в то время как в 2005 году за аналогичный период количество семей составляло 4 734. Указанные субсидии предоставлены на сумму 57 343,4 тыс. руб.

Процесс преобразования жилищно-коммунального комплекса тесно связан с социальной сферой и оказывает влияние на бюджет каждой семьи. Любое изменение в тарифной политике и системе социальной защиты, а также порядке предоставления услуг ЖКХ не остается не замеченным широкими слоями населения. Высокая социальная значимость реформирования отрасли оказывает влияние на темпы изменений, которые во многом зависят от того, насколько население воспринимает их цели и задачи. На этом пути важно суметь открыто сообщить населению о необходимых путях развития жилищно-коммунальной отрасли, обозначить цели, сроки и ожидаемые результаты проводимых мероприятий. В Мончегорске в едином информационном поле организуется работа со средствами массовой информации и населением. В результате формируется позитивное общественное мнение, появляются здоровые силы в обществе для согласованных действий. Это позитивно отражается на восприятии гражданами основных направлений преобразований в жилищно-коммунальной сфере и предупреждает социальное напряжение в обществе. В результате налаживания обратной связи через газеты "Мончегорский рабочий", "Добрый день", число обоснованных жалоб и обращений населения в органы власти на неудовлетворительное качество жилищно-коммунальных услуг по вине коммунальных предприятий в 2006 году по сравнению с предыдущим годом снизилось на 4 %.

В ходе реформирования ЖКХ необходимо привлекать собственников жилого помещения к участию в управлении домами и пониманию своей ответственности, в частности за своевременную оплату жилья и коммунальных услуг.

Налажен контакт между подрядчиками в деле борьбы с должниками и неплательщиками. Посредством единого платежного документа (квитанции) осуществляется прямая связь с населением с помощью различного рода объявлений, пожеланий в адрес управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города и обслуживающей организации по дальнейшему улучшению содержания жилого фонда и придомовых территорий. Разработана воспитательная система мер по погашению задолженности - письма-предупреждения, планы-графики погашения задолженности, беседы, и, если квартиросъемщиком не применяются никакие меры, оформляются исковые заявления для взыскания в судебном порядке. Все предусмотренные меры имеют воспитательное значение.

В результате скоординированных действий администрации г. Мончегорска, работников ЖКК, средств массовой информации процент сбора платежей по городу, несмотря на ежегодное повышение платы за коммунальные услуги, за содержание жилищного фонда, остается в среднем на уровне 92% (2004 г. - 87% , 2005 г. - 94%, 2006 г. – 91%).

Средства, полученные от граждан в виде платы за содержание, ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, в полном объеме распределяются между предприятиями в соответствии с заключенными договорами и выполненными работами, услугами.

Ведется активная работа по снижению дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса. Сумма дебиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги составляет по состоянию на 01.01.2005 - 1 206, 3 млн. рублей, на 01.01.2006 – 1 407,6 млн.руб., на 01.01.2007 - 575,4 млн.руб.

В настоящее время договорными отношениями охвачены все объекты жилищно-коммунального комплекса муниципального образования.

С переходом на рыночные отношения хозяйствования и в зависимости от источников финансирования, администрацией города ежегодно формируется муниципальный заказ на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Как известно, целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства является создание конкурентной среды и переход на договорные отношения с предприятиями - подрядчиками, обслуживающими жилищное хозяйство и предприятиями-поставщиками коммунальных услуг.

Положительную роль сыграли проводимые конкурсы среди предприятий и организаций на производство отдельных работ и услуг, связанных с содержанием, обслуживанием жилого фонда.

Аналогично происходил процесс отбора подрядчиков по капитальному и текущему ремонту жилого фонда. Теперь в короткий летний период в условиях Крайнего Севера, подрядчики, специализирующиеся на определенных видах ремонтных работ, качественно и в кратчайшие сроки выполняют объемы работ по ремонту жилого фонда и объектов благоустройства.

Основными критериями отбора предприятий - подрядчиков в 2006 году при заключении договоров и получении ими подряда на ремонтные работы, в результате проведенных конкурсов, являлись - стоимость, сроки выполнения работ, качество и применение современных материалов, гарантийные сроки. В соответствии с законодательством проведены конкурсы по выбору организаций на выполнение работ:
- капитальный ремонт фасадов зданий жилого фонда;
- капитальный ремонт кровли музыкальной школы;
- герметизация межпанельных швов;
- капитальный ремонт мягких кровель; 
- капитальный ремонт шиферной кровли;  
- капитальный ремонт отмостки по набережной Климентьева; 
- капитальный ремонт здания ГИБДД;
- капитальный ремонт внутридомовых электрических сетей общежития «Маяк»; 
- капитальный ремонт ВРУ в жилых домах; 
- ямочный ремонт городских дорог и тротуаров.

Теплоснабжение жилищного фонда города Мончегорск обеспечивается теплоцентралями предприятия ОАО «Мончегорская теплосеть». ОАО «Мончегорская теплосеть» имеет на балансе 147,7 километра тепловых сетей в двухтрубном исполнении, которые находятся в эксплуатации с 1960 года. За период 2005-2006 гг отремонтировано 5,2 км тепловых сетей, из них 2,6 км - трубы в пенополиуретановой изоляции, израсходовано средств – 13,6 млн.руб. Снижение потерь тепловой энергии в связи с применением при замене теплопроводов труб АББ составляет в среднем в год - 5,6%. В ходе реализации программы энергосбережения в средствах массовой информации проводились пропагандистские меры по повышению культуры потребления тепла, обучению методам утепления квартир, сохранению приборов и средств автоматики, направленных на энергосбережение, а также - мероприятия по организации энергетической паспортизации объектов жилищного фонда, организаций и теплоисточников.

ОАО «Мончегорская теплосеть» в 2005 году награждено Золотой медалью за безупречную деловую репутацию «Россиско-Швейцарский бизнес-клуб».

Согласно перечню мероприятий Комплексной программы теплосбережения по г. Мончегорску, на территории теплоэнергоцеха (ОАО "Кольская ГМК") была проведена установка:
- автоматического регулирования процессов горения топлива на одном из двух котлов ТЭЦ; 
- частотных преобразователей на электродвигателях котельного оборудования ТЭЦ;
- системы контроля качества котловой и питательной воды ТЭЦ.

Выполнение этих мероприятий привело к экономии топлива, снижению вредных выбросов в атмосферу, снижение себестоимости производства тепловой энергии, увеличению сроков службы котлов.

Услуги по водоснабжению и водоотведению жилищного фонда оказывает ОАО «Мончегорскводоканал».

Водоснабжение города осуществляется насосными станциями 1-го и 2-го подъёмов от питьевого оз. Монча. Вода поступает в систему с качеством, соответствующим санитарным правилам и нормам СанПин 2.1.4.544-96.

Протяжённость сетей водоснабжения города составляет - 102,8км, из них 34,1км имеет износ до 100%. В 2006 году: 
отремонтировано и заменено водопроводных сетей в количестве 996 пм, с усиленной гидроизоляцией, что увеличивает срок эксплуатации водопровода, отремонтировано канализационных сетей в количестве 35пм, заменено на сетях 18 колодцев, на сумму – 1 707.5 тыс. руб.;
- произведена реконструкция всасывающих трубопроводов – 4 трубопровода, на сумму – 151,0 тыс. руб.;
- приобретено диагностическое оборудование – течеискатель;
- произведена замена насосного оборудования на канализационных насосных станциях – 2 насоса «Грундфос», на сумму – 2 177,5тыс. руб.;

На 2003-2010 годы разработана и выполняется муниципальная программа "Чистая вода", целью которой является повышение надёжности и качества водоснабжения и водоотведения г. Мончегорска. В 2006 году по реализации программы освоено в 2006 году – 7 181,5тыс. руб.

На насосных станциях I и II подъемов введены в действие частотные преобразователи насосного оборудования, это привело к сокращению потребления электроэнергии на 25%.

На очистных сооружениях города проводится работа по введению в эксплуатацию объекта "Тепловой насос", позволяющий впервые на Кольском полуострове использовать тепло очищенных сточных вод для обогрева производственных и жилых помещений. Ожидаемый экономический эффект от снижения платежей за централизованное отопление 905,6 тыс. руб. в год. Применение подобной технологии позволит в дальнейшем увеличить мощности по выработке тепла для продажи прилегающим жилым домам (потенциально около 15 Гкал/час), снизить платежи в экологические фонды.

ОАО «Мончегорскводоканал» в 2006 году признан лауреатом международной премии «Лидер экономического развития России» и представлен на получение Золотого сертификата качества.

Для снижения эксплуатационных затрат и повышения надёжности эксплуатации инженерных сетей в период с 1998 года по 2006 год была проведена замена клиновых задвижек на шаровую арматуру на квартальных тепловых, водопроводных сетях и внутри домов в количестве 2 480 шт., что позволяет увеличить срок службы, сократить размер утечек теплоносителя. С 2001 года в жилищном фонде проводятся работы по замене стальных внутридомовых санитарно-технических трубопроводов на трубы из полимерных материалов. Динамика - 2001 год - 2 296пм, 2002 год - 4 896 пм, 2003 год - 7 802 пм, 2004 год - 4 574 пм., 2005 год - 5 600 пм, 2006 год – 5720 пм.

Во исполнение муниципальной целевой программы «Повышение надежности электроснабжения города Мончегорска» продолжена работа по обеспечению бесперебойного и надежного электроснабжения населения, социально-культурных объектов и предприятий города – освоение проекта «Резервное электроснабжение города», на 01.01.2007 года освоено бюджетных средств – 8,7 млн.руб., в том числе местный бюджет – 3,7 млн.руб.

Во исполнение муниципальной целевой программы «Обеспечение учета электрической энергии в местах общего пользования и лифтовых жилых домов на территории города Мончегорска» в 2006 году установлено 184 прибора учета.

ОАО «Мончегорские электрические сети» награждено (Франция) в 2001 году Золотой медалью ассоциации содействия промышленности, в 2002 году – медалью «Энергия прогресса» (Американо-Российская Торгово-Промышленная палата).

Проведение мероприятий по ресурсосбережению должно начинаться с организации достоверного учета потребления энергии и её производства, с этой целью в 2006 году было установлено 536 приборов учёта.

Общая протяженность городских дорог составляет 59 км, обслуживание и содержание дорог осуществляется: до 01.09.2006 г. МУП «Градсервис», в результате реорганизации предприятия с 01.09.2006 – ММУП «Городское благоустройство». Расходы по содержанию составляют: 2004 год – 20,6 млн. руб., 2005 год – 23,1 млн. руб., 2006 год – 23,8 млн. руб.

Расходы на проведение капитальных ремонтов городских дорог из средств городского бюджета составляют: 2004 год – 9,1 млн. руб, 2005 год – 2,5 млн.руб, 2006 год – 2,5 млн.руб., в 2007 году запланировано освоить – 14,6 млн.руб.

Проведена работа по снижению потребления тепла в жилых зданиях, объектах жилищно-коммунального хозяйства, сумма вложенных средств – 7,7 млн. руб.

В соответствии с программой энергосбережения проведено плановое восстановление теплового контура – утепление чердачных помещений, окон и входных дверей подъездов, восстановление подъездного отопления, ремонт межпанельных швов, ремонт кровли.

Закончена модернизация отопительно-бытовой котельной 25 км – полная замена отопительных котлов, экономический эффект – 800,0 тыс. руб.

Большое внимание уделяется выполнению работ по капитальному ремонту межпанельных швов и кровель, что позволяет сократить тепловые потери и исключить затраты на перерасчёты населению в связи с недопоставкой услуг по отоплению. В 2006 году отремонтировано межпанельных швов на сумму 1 000,0 тыс. руб. При проведении капитального ремонта мягких кровель используются прогрессивные материалы с высоким сроком эксплуатации, который превышает традиционный срок службы на 10 лет, в 2006 году отремонтировано кровель на сумму 956,8 тыс. руб.

Новости муниципальных образований