О некоторых аспектах деятельности строительных организаций в условиях саморегулирования Печать

В сфере выполнения строительных работ создано 227 саморегулируемых организаций, которые допустили на рынок по новым правилам свыше 70 000 строительных организаций

Валерий РЕВИНСКИЙ, директор Департамента мониторинга и взаимодействия с органами государственного надзора «Национального объединения строителей» (НОСТРОЙ)

С 1-го января 2009 года в строительной отрасли начал внедряться принципиально новый институт регулирования предпринимательской деятельности - саморегулирование.

Основными нормативными правовыми документами, лежащими в основе саморегулирования, являются:

1. Федеральный закон от 1.12.2006 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

2. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Правила ведения государственного реестра саморегулируемых организации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций».

6. Приказ Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые

оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

7. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Несмотря на пессимистические предсказания скептиков, переход строительной отрасли от лицензирования к саморегулированию состоялся. Об этом неоднократно говорили Министр регионального развития РФ В. Ф. Басаргин, руководитель Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы М, Л. Шаккум, это подтвердил не раз в своих выступлениях заместитель председателя правительства Российской Федерации Д. Н. Козак.

В настоящее время в сфере выполнения строительных работ создано 227 саморегулируемых организаций, которые допустили на рынок по новым правилам свыше 70 000 строительных организаций.

В октябре 2009 г. было создано и с января 2010 г. начало активно функционировать Национальное объединение строителей.

Но - это все то, что было создано и уже функционирует.

В большей же степени хотелось бы остановиться на перспективах нашего с вами развития, и в этой связи Национальным объединением строителей были предложены и Съездом утверждены Приоритетные направлениями деятельности НОСТРОЙ на 2010-2011 годы:

• искоренение коммерциализации деятельности саморегулируемых организаций;

• участие в техническом регулировании в строительстве;

• содействие устранению необоснованных административных барьеров в строительстве;

• поддержка малого бизнеса в строительстве;

• совершенствование внутренней нормативной базы саморегулирования;

• развитие института страхования в системе саморегулирования;

• совершенствование системы повышения квалификации кадров;

• информационное обеспечение саморегулирования.

Для реализации приоритетных направлений в НОСТРОЙ созданы и ведут активную работу 17 комитетов:

• Комитет по транспортному строительству;

• Комитет по жилищному и гражданскому строительству;

• Комитет по промышленному строительству;

• Комитет по строительству объектов энергетики и электросетевого хозяйства;

• Комитет по строительству объектов нефтегазового комплекса;

• Комитет по профессиональному образованию;

• Комитет по страхованию и финансовым рискам;

• Комитет по поддержке малого бизнеса;

• Комитет по регламенту;

• Комитет по обустройству и устойчивому развитию сельских территорий;

• Комитет по системам инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;

• Комитет по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий;

• Комитет по освоению подземного пространства и другие.

Большие нарекания на сегодняшний день у нас с вами вызывает приказ Минрегиона России № 624. Кроме того, бездеятельность Ростехнадзора по отношению к так называемым «недобросовестным» СРО заставляет нас в большей степени концентрироваться на работе по внесению изменений в законодательство о саморегулировании. И здесь очень важно отметить поддержку наших начинаний и со стороны заместителя председателя правительства Российской Федерации, и со стороны профильного Комитета Совета Федерации, и со стороны Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Российской Федерации.

Пример тому - внесенный 28 апреля 2010 года в Государственную Думу проект закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в настоящее время, пройдя все чтения, находится на подписи у президента Российской Федерации. С полным текстом закона можно ознакомиться на официальном сайте НОСТРОЙ.

Ключевыми положениями законопроекта являются:

• установление основных требований к условиям страхования гражданской ответственности членами саморегулируемой организации;

• наделение Национальных объединений саморегулируемых организаций полномочием требовать от Ростехнадзора проведения внеплановых проверок недобросовестных СРО;

• введение понятия «лицо, осуществляющее строительство», установление его ответственности в случае причинения вреда, повышенных минимальных требований к выдаче свидетельств о допуске для лица, осуществляющего строительство, а также повышенного размера взноса в компенсационный фонд.

Законопроект также содержит значительное количество отдельных норм, уточняющих процедурные вопросы в сфере саморегулирования в строительстве, а также значительные поправки в федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с приказом Минрегиона России № 624, с 1 июля 2010 года вступил в силу утверждённый им новый Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. С указанной даты, в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), все строительные организации могут выполнять виды работ, указанные в новом Перечне, только после внесения указанных работ в Свидетельство о допуске. Внесение новых наименований видов работ в Свидетельство о допуске осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 55.8 Кодекса.

Вместе с тем, механизм реализации саморегулируемыми организациями приказа № 624 достаточно сложен и неоднозначен. В связи с этим в адрес Национального объединения строителей поступило и было направлено во все СРО разъяснение Минрегиона России, которое снимает целый комплекс вопросов по прекращению действия ранее выданных свидетельств о допуске, а также переходу на новый перечень видов работ. Значительную часть вопросов снимает ранее упоминавшийся законопроект, подписание которого ожидается в ближайшие дни.

С полным текстом закона можно ознакомиться на сайте Национального объединения строителей либо на официальном сайте Государственной Думы.

В настоящее время НОСТРОЙ ведётся активная работа по внедрению в СРО единого программного обеспечения для ведения реестров членов СРО и автоматизированного заполнения бланков свидетельств о допуске и уведомлений в Ростехнадзор. Для этого организовано обучение экспертов саморегулируемых организаций пользованию указанным программным обеспечением через Интернет. Это позволит в кратчайшие сроки сформировать единую базу данных членов всех СРО.

Большая работа проведена НОСТРОЙ по разработке и унификации учебных программ по подготовке экспертов и специалистов СРО.
На сегодня каждая СРО вправе сама вести работу по подготовке своих экспертов и специалистов. Мы рекомендуем в этой работе использовать программы, рекомендованные Комитетом по образованию НОСТРОЙ.

Сегодня подготовка экспертов и специалистов СРО уже идёт на базе ГАСИС, расширение мы ожидаем по регионам, но обязательно с последующей аттестацией экспертов специалистами НОСТРОЙ. Поэтому мы приглашаем всех к самому широкому сотрудничеству.

Содержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 3 2010 Г.

Еще статьи на тему "Саморегулирование":

Саморегулируемые строительные организации

Строительство, саморегулирование, страхование

Семинар «Контроль в рамках саморегулирования, требования к членам СРО»

Саморегулирование в области энергообследования

1 июля строительная отрасль переходит с лицензионной системы на саморегулирование?