Письмо губернатору Мурманской области о прибрежном рыболовстве от 08.11.2012 г. Печать

08.11.2012                                                                                                                                                                     исх. № 0611/02

Губернатору Мурманской области М.В.Ковтун

О ситуации, связанной с осуществлением прибрежного рыболовства в Мурманской области

Уважаемая Марина Васильевна!

В связи с появившимся в последнее время не совсем правильным толкованием ситуации вокруг деятельности прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области, а также с учетом сведений по распределению прибрежных квот на добычу (вылов) трески и пикши Баренцева моря на 2013 год, вынужден обратиться к Вам от лица некоммерческой организации «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» (АПРФХМ) со специальной служебной запиской.

Как известно, эффективная деятельность и дальнейшее развитие любой ресурсозависимой отрасли всецело зависит от обеспечения ее достаточными и соответствующими, согласно профилю производства, ресурсами.

Речь идет о функционировании предприятий рыбопромышленного комплекса Мурманской области (добыча (вылов), переработка на берегу), осуществляющих прибрежное рыболовство и переработку тресковых видов рыб (треска, пикша) на береговых мощностях региона.

Указанные объекты промысла (лова) управляются в рамках Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству (СРНК) специальным международным соглашением между Норвегией и Россией - по «ключу» распределения - 50:50.

Данное обстоятельство является отличительной особенностью Северного рыбохозяйственного бассейна.

Каждая сторона вправе, исходя из своих государственных интересов, по своему усмотрению распоряжаться выделенной «долей» указанных биоресурсов.

Установки Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и последующие за ней нормативно-правовые директивы федеральных и региональных органов власти направлены на максимальное и качественное обеспечение ими, прежде всего приморских регионов, что позволяет соблюдать национальную безопасность страны в целом.

Рыбное морское прибрежное хозяйство (в основе которого лежит рыболовство) субъектов Федерации, территории которых удобно примыкают к морю, является надежным поставщиком свежего и свежеохлажденного сырья на отечественный берег.
Мурманская область отвечает этим критериям.

Поставки свежей и свежеохлажденной рыбы (треска, пикша, камбала, зубатка и др. донные виды рыб) на мурманский берег осуществляет прибрежное рыбодобывающее сообщество - единственное на всем Северном рыбохозяйственном бассейне, состоящее из:

Архангельская область - 17 пользователей;
Республика Карелия - 7 пользователей;
Мурманская область - 45 пользователей;
Ненецкий автономный округ - 7 пользователей.

Всего по бассейну - 76 пользователей (из них членов АПРФХМ - 17), осуществляющих прибрежное рыболовство в Баренцевом море.

Основной объем добываемых (вылавливаемых) указанных видов рыб доставляется только на отечественный берег (на 99% через Мурманский морской рыбный порт и его терминалы). К примеру, по данным Комитета по ветеринарии и охране животного мира Мурманской области, при бассейновой квоте на добычу (вылов) трески - 25113,00 тонн, пикши - 16979,67 тонн в Мурманск за 2011 год доставлено в разделанном, потрошенном, свежеохлажденном виде соответственно: трески - 14626 тонн, пикши - 8072 тонны, прочие виды рыб -3360,3 тонны.

Итого - 26058,3 тонны готовой охлажденной продукции, примерная стоимость которой - свыше 2 млрд. рублей.

Из данного объёма рыбы (охлажденной) 80 - 85 % доставлено для дальнейшей переработки на береговые перерабатывающие мощности Мурманской области (по последним данным их более 30 единиц), а оставшаяся часть рыбы пошла напрямую, через торговые формирования, по схеме «борт судна - прилавок - покупатель».

На 2012 год квота указанных биоресурсов по бассейну составляет: треска - 22791 тонн, пикша 15560,8 тонн. Освоение их на 31.10.12 составляет соответственно 69 % и 71 %.

Основой для полнокровной и прибыльной деятельности прибрежных рыбохозяйственных субъектов служат выделяемые государством водные биологические ресурсы.

В этой части прибрежному рыболовству в Российской Федерации оказывается определенное внимание. И совсем не случайно государство с целью осуществления этого социально-ориентированного вида промысла на местах, законодательно определило выделение отдельной строкой прибрежных квот на указанные ресурсы.

Для населения Северо-Западного федерального округа РФ, в первую очередь северных территорий, в частности Мурманской области, это производство играет важную стратегическую роль в обеспечении людей свежей и охлажденной рыбой. Поставка рыбы в данном качестве на береговые перерабатывающие предприятия, а также напрямую населению через розничную торговлю по доступным ценам осуществляется почти на 100 % только предприятиями прибрежного лова.

В силу биологических особенностей морей, в частности Баренцева моря, общий допустимый улов (ОДУ - сырьевая база) названных выше ресурсов очень зависит от урожайности популяции тресковых видов рыб в том или ином году. Хронический дефицит (недостаток) выделения квот для осуществления того или иного вида рыболовства возникает из-за несоответствия добывающих мощностей возможностям сырьевой базы.

Особенно отрицательно это сказывается на работе прибрежного рыбохозяйственного комплекса.

В этой связи не удается полноценно обеспечивать ритмичную поставку для предприятий береговой рыбопереработки и населению свежей и охлажденной рыбопродукции.

Следует обязательно отметить: по своим организационно-техническим возможностям рыбаки-прибрежники не обеспечиваются добычей (выловом) таких видов рыб как: сельдь, мойва, путассу, скумбрия и т.д. По этой причине квоты на обозначенные биоресурсы прибрежному сообществу не предусмотрены. Следовательно, промысловый маневр оперативного переключения на другой вид лова (пелагический) у них отсутствует.

Начиная с 2006 года прибрежное сообщество постоянно испытывает дефицит выделяемых ему водных биоресурсов.

Как правило, со 2-й половины промыслового года треть предприятий преждевременно и полностью осваивают свои квоты. Судовладельцы вынуждены нести потери от их простоя, либо, с целью выживаемости, использовать высвободившиеся суда в оставшееся время не по назначению (сдача в аренду по сбору металла, различные транспортные перевозочные услуги, любительское рыболовство, экотуризм).

Понятно, что данный факт провоцирует известный ННН (нерегулируемый, несообщаемый и незаконный промысел).

Не стал исключением и этот - 2012 год. Из 76 рыбодобывающих прибрежных компаний Северного рыбохозяйственного бассейна в настоящее время 30 уже прекратили свой промысел.

В порядке пояснения довожу до сведения следующее.

Профильными институтами рыбного хозяйства, по просьбе прибрежных сообществ, в частности некоммерческой организации Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана (НО АПРФХМ), в свое время рассматривалось обращение по вопросу увеличения прибрежных квот на добычу (вылов) тресковых видов рыб в Баренцевом море, а также определения популяционного статуса мурманской прибрежной трески.

Вывод науки профессионально грамотный и однозначный: «Треска, обитающая в прибрежной зоне (как норвежской, так и, особенно, в российской) - это часть общей популяции атлантической трески Баренцева моря. Между прибрежной частью ареала трески и открытым морем нет никаких естественных преград для взаимообмена особями».

С учетом изложенного, Росрыболовство считает, что для выделения прибрежной трески в самостоятельную, самовоспроизводящуюся популяцию биологические обоснования отсутствуют. Следовательно, для регулирования промысла нет особого значения, какая часть от общего допустимого улова (ОДУ) или национальной квоты трески будет добыта (выловлена) в прибрежной зоне.

Этот объем лимитируется Норвегией и Россией только паритетностью и сдерживанием «неприбрежного» объема, из которого выделяется квота трески для третьих стран.

Известно, что до 2003 года этот объем устанавливался обеими сторонами по 40 тысяч тонн каждой, а, начиная с 32 сессии СРНК по настоящее время, - по 21 тысяче тонн.

В последние годы ОДУ трески имеет постоянный рост. Как следствие, увеличивается и национальная квота России. Получают внушительную «добавку» предприятия океанических промыслов. К глубокому сожалению базовая же квота для осуществления прибрежного рыболовства на Северном рыбохозяйственном бассейне, в силу определенных причин, остается неизменной - 21 тысяча тонн.

За это же время промышленная квота на данный объект лова имеет постоянную тенденцию на увеличение.

Такое положение дел объясняется решением сессий СРНК.

В то же время, нашим прибрежным рыбопромышленникам известно, что норвежское правительство, заботясь о своих приморских территориях, с целью поддержки своего национального прибрежного рыболовства, ежегодно принимает управленческое решение по выделению дополнительных квот под этот вид деятельности, объем которых в общем итоге составляет свыше 50 тысяч тонн тресковых видов.

При условии, начиная с 2007 года, прямо пропорционального увеличения ОДУ (как это определяется для предприятий океанического промысла) квота рыбакам-прибрежникам составила бы на 2012 год свыше 36 тысяч тонн, а, с учетом рекордного роста ОДУ на 2013 год северо-восточной арктической трески, указанный объем равнялся бы уже 47 тысячам тонн данного ресурса, плюс 9 тысяч тонн пикши. И это, примерно, то количество водных биологических ресурсов, которое способно обеспечить полную загрузку на год береговой мурманской рыбоперерабатывающей промышленности и которое, кстати, из года в год просят береговые переработчики.

Отмена ключа прямо пропорционального увеличения ОДУ на тресковые виды на 2013 год повлечет потери для «прибрежников» в объемах, примерно: трески - около 1,5 тысяч тонн и более 6 тысяч тонн пикши.

Справедливости ради следует отметить, что Северный бассейновый научно-промысловый совет (СБНПС) все-таки, по обращению НО АПРФХМ и при полной поддержке Правительства Мурманской области, в 2011 году выработал рекомендацию по прямо пропорциональному увеличению квот «прибрежникам» в зависимости от ОДУ и других появившихся резервов. Росрыболовство приняло эту рекомендацию к исполнению. И статус-кво прибрежной деятельности, наравне с «океанистами», все-таки с большим трудом, но был восстановлен.

На 2013 год ключ определения объема прибрежной квоты трески рассматривался на очередном заседании СБНПС (19.10.2012) в г. Москве.  
У прибрежного сообщества рыбаков, переработчиков Мурманской области нет и тени сомнения в том, что возглавляемое Вами региональное Правительство, Комитет рыбохозяйственного комплекса видят пользу от функционирования прибрежного рыболовства в регионе.

Данное направление рыбного хозяйства строго ориентировано на социальный аспект в жизни северян. Оно востребовано и отвечает Вашим требованиям и установкам, направленным на социальное благополучие области.

Разрешите еще раз напомнить, что основной объем добытой (выловленной) рыбы прибрежным сообществом доставлен через порт Мурманск только на отечественный берег и только в свежем и свежеохлажденном видах.

В результате оживилась береговая переработка, количество предприятий, специализирующаяся на данном виде сырья неуклонно растет.

По проведенному анализу только 12 компаний НО АПРФХМ на перерабатывающие береговые предприятия, за период с 2011 года и по настоящее время, доставили свыше 11 тысяч тонн свежей и охлажденной рыбной продукции.

На прилавках торговых образований города Мурманска и области появилась свежая и охлажденная рыба, с организованной доставкой прямо с борта прибрежных судов. Всего по этой схеме поставлено в область (выборочно - только тремя предприятиями) около 2000 тысяч тонн.

Таким обеспечением рыбой населения охвачено в Мурманской области свыше 13 муниципальных образований городских и сельских поселений.

Все прибрежные промысловые, транспортные суда обслуживаются (судоремонт, снабженческо-сбытовые и портовые услуги, обеспечение сетеснастными материалами, орудиями лова) только в Мурманском порту и его терминалах. Количество судозаходов, в отличие от кампаний океанического промысла, из года в год увеличивается.

Как следствие, положительно работает мультипликативный эффект. Растет количество рабочих мест. Значительно пополняется налогооблагаемая база.

К примеру, только членами-участниками НО АПРФХМ за 2011 год перечислено, по самым скромным подсчетам, налогов разных уровней свыше 70 млн. рублей. У рыбопереработчиков они составляют порядка 120-130 млн. рублей. Среди переработчиков и добытчиков рыбы, на почве уверенности в завтрашнем дне, нормализуется морально психологический климат в их коллективах и семьях, улучшается демографическая ситуация, растет доверие как к местной, так и к федеральной власти.

Однако прибрежный рыбохозяйственный комплекс Мурманской области может добиться большего и лучшего. Для этого требуются новые, дальнейшие стимулы в их деятельности, приоритетное внимание к нему, а не остаточное как сейчас.

Речь идет о конкретной поддержке данного социально ориентированного направления рыбного хозяйства путем обеспечения его достаточными водными биологическими ресурсами, являющимися одной из главных основ жизнеобеспечения нашей приморской области.

В этой части, до последнего времени, мы находили определенную и нужную поддержку со стороны заинтересованных структур Правительства Мурманской области и верили в ее будущее.

В 2010 - 2011 г.г., по нашей просьбе и ходатайству регионального Правительства, для осуществления прибрежного рыболовства (за счет нераспределенного остатка квот, предназначенных «для третьих стран») добывающим предприятиям во второй половине года добавлялись определенные объемы, что позволило всем предприятиям доработать до конца промыслового года.

Однако неопределенные разовые «подачки» являются всего лишь полумерами и в корне проблемы они не решают.

На 2012 год, также при поддержке Правительства Мурманской области, была выработана рекомендация СБНПС по прямо пропорциональному увеличению квот «прибрежникам» в зависимости от объема ОДУ.

Рыбаки прибрежного сообщества, Федеральное агентство по рыболовству считают правильным и целесообразным увеличение (уменьшение) прибрежных квот на добычу (вылов) трески и пикши Баренцева моря в зависимости от колебаний ОДУ и национальной квоты на данные виды биологических ресурсов.

Это фактически восстанавливает статус-кво прибрежной деятельности, и дает возможность предпринимателям больше поставлять рыбы на отечественный берег, строить на будущее перспективные планы по развитию своих предприятий. В полной мере это относится и к предприятиям рыбопереработки и инфраструктуры.

Однако на 2013 год большинством членов СБНПС, в том числе и представителем региональной власти Мурманской области, было поддержано предложение об отмене предыдущего решения СБНПС.

В результате квоту на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства на Северном рыбохозяйственном бассейне на следующий год рекомендовано не увеличивать пропорционально ОДУ, т.е. оставить на уровне базовой в 21 тысячу тонн.

Таким образом «прибрежники» оказываются ущемленными по сравнению с «океанистами».

Уважаемая Марина Васильевна! Актив членов-участников прибрежного рыбодобывающего и обрабатывающего сообществ и представителей малого бизнеса данного хозяйствования Мурманской области считает, что, на фоне значительного роста ОДУ трески на 2013 год (до 1 млн. тонн), это решение-рекомендация глубоко не осознано, не продумано и не совсем правильное. В рамках действующего законодательства предусмотрено, что любое принимаемое решение не должно быть направлено на ухудшение условий деятельности хозяйствующих субъектов.

В данном случае, как бы мы не хотели, в функционировании предприятий прибрежного сообщества искусственно создается социальное напряжение, связанное с сокращением производства и его последствиями, что явно противоречит нашей позиции и региональной исполнительной власти.

С целью справедливого и правильного подхода к распределению государственных водных биологических ресурсов Баренцева моря (трески) на 2013 год между пользователями Северного рыбохозяйственного бассейна, с учетом целесообразности прибрежного рыболовства в Мурманской области, его прямого участия в Доктрине продовольственной безопасности России, и, принимая во внимание опыт работы Королевства Норвегии, убедительно просим обратиться в Росрыболовство с предложением о наделении прибрежного сообщества квотой на добычу (вылов) трески в следующем году по принципу прямо пропорционального увеличения (уменьшения) ОДУ, определенного отраслевой наукой.

В настоящее время указанным ведомством готовится соответствующий этой теме приказ.

Наша просьба - предложение отвечает социально - ориентированным интересам населения Мурманской области и развития ее на перспективу, а также и Вашим стремлениям видеть наш край рыбным, благополучным и преуспевающим.

С уважением, по поручению представителей прибрежного рыбодобывающего и перерабатывающего сообществ Мурманской области

Председатель Правления, руководитель НО АПРФХМ А. А. Евенко

"Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана"