95 лет на службе Отечеству |
Мурманск... Город-герой, город-труженик. Единственный в мире город, откуда все поезда идут только на юг, а корабли - только на север. Город, где базируется уникальный и самый мощный в мире атомный ледокольный флот. Здесь начинается Северный морской путь - главная отечественная магистраль в Арктике. Нет в мире за Полярным кругом равных ему ни по экономическому, ни по стратегическому значению. А своим рождением он обязан первому своему промышленному предприятию - Мурманскому морскому торговому порту.Датой рождения порта принято считать 1 сентября 1915 года, когда в восемь часов вечера к временной его пристани ошвартовалось с грузом для новостройки первое морское судно. Это был пароход «Дротт», под флагом Швеции доставивший из США оборудование для строительства порта и железной дороги. Новорожденный порт обработал в первую навигацию одиннадцать пароходов, в том числе семь иностранных. Планы создания мощного торгового порта на Кольском побережье Баренцева моря вынашивались царским правительством еще в середине девятнадцатого века. Однако по разным причинам реализация их откладывалась. Подтолкнула строительство Первая мировая война, когда уже через два месяца после ее начала обнаружился большой недостаток вооружения, военной техники, медикаментов и других необходимых фронту и тылу материалов, что и заставило царское правительство прибегнуть к закупкам их за рубежом. Самым коротким и надежным путем доставки их в воюющую Россию был путь через незамерзающий Кольский залив, где и решено было в самые сжатые сроки создать порт, дублирующий архангельскую гавань, куда до этого шли суда с военными грузами. На заполярную стройку были направлены лучшие отечественные специалисты. Начальником управления по сооружению пристанских устройств в Кольском заливе назначили Б. Веденеева. Изыскательскими работами руководил инженер путей сообщения И. Матвеичев, а затем - В. Ляхницкий, ставший автором проекта порта. Все первоочередные объекты, в том числе и причалы, строились из дерева. Древесину заготавливали в сосновых рощах, находившихся рядом со стройкой, в том числе на месте нынешнего Зеленого мыса и вокруг питьевых озер, а также на западном берегу Кольского залива. На этой работе были заняты специально созданные бригады. А первую плотницкую артель во главе с десятником Адамом Быком составили жители Пензенской губернии. Поскольку прямой дороги на Мурман еще не было, добирались сюда первостроители через Петроград, Финляндию, Швецию и Норвегию. Позднее к ним добавились завербованные крестьяне из других российских губерний. Однако нехватка рабочих рук с годами становилась все ощутимее, особенно на объектах строящегося порта. Чтобы не сорвать сроков их ввода, правительство вынуждено было направить на стройку военизированные рабочие команды. Вместе с экипажами технического флота они и создали ядро зарождающегося коллектива мурманских портовиков. Обязанные своим рождением войне, город и порт и строились по-военному быстро, но далеко не основательно. Не лучшим образом на их развитии сказались и годы интервенции. После освобождения Мурманска от белогвардейцев в нем насчитывалось всего 2487 жителей. Да и городом его, как писала Вера Кетлинская, «можно назвать только из доверия к его будущему». И это будущее начала создавать новая - советская власть. К концу 1924 года в порту побывали 569 судов, из них 106 - иностранных. Грузооборот его достиг 15 процентов от всего внешнего грузооборота СССР. Через два года порт имел уже девять причалов общей длиной 1165 метров, более 60 тысяч квадратных метров открытых складских площадок, 25 километров железнодорожных путей, два плавучих и шесть береговых кранов, несколько судов порто-флота, собственные судоремонтные мастерские. Для портовиков были построены 12 домов барачного типа и 43 барака, клуб, школа, больница. Производственные подразделения, кроме территории непосредственно в Мурманске, размещались по обеим сторонам Кольского залива от устья реки Туломы до мыса Летинский. Порт занимался не только погрузо-разгрузочными работами, но и помогал снаряжать разного рода морские экспедиции. Грузооборот его в 1927 году составил 552 тысячи тонн - в девять раз больше, чем в первый год после освобождения Мурманска от интервентов и белогвардейцев. А миллионный рубеж по грузообороту здесь был преодолен в 1934 году. Новый качественный скачок в развитии порта начался после создания Главного управления Северного морского пути. Освоение Арктики, регулярные рейсы на Шпицберген, торговые связи с Европой увеличили объемы работы, сделали его важнейшим звеном в народном хозяйстве не только Кольского полуострова, но и всего Северо-Запада России. Основной задачей работников морского транспорта Мурманска на долгие годы стало превращение Северного морского пути в нормально действующую транспортную магистраль. И портовики сделали все зависящее от них, чтобы этот транспортный конвейер действовал бесперебойно. Перед началом Великой Отечественной войны крепко сплоченный коллектив портовиков насчитывал уже около двух тысяч человек. Порт жил интересами мирной жизни, в нем планомерно улучшались как производственные, так и бытовые условия персонала. Своими силами портовики построили двухэтажную деревянную школу для своих детей на улице Карла Либкнехта, двухэтажный, с красным уголком и столовой, дом для передовиков производства, стадион и ряд других объектов социального назначения. Но мирные планы были сорваны гитлеровцами. Порт вынужден был перейти на военный режим работы. О буднях портовиков того времени в мурманских газетах писали много, поэтому нет нужды повторяться. Их стойкость и мужество поражали не только земляков, но и иностранных моряков, приходивших в Мурманск с союзными конвоями. «Нужно быть русским, чтобы оставаться здесь, - писал побывавший в порту английский журналист Дейв Марлоу. - Надрывающая сердце героическая работа, но необходимая, чтобы грузы могли быть отправлены отсюда на фронт. Если он когда-нибудь наступит - этот мир, пусть скорее придет он к людям Мурманска. Они заслужили это». Особенно отличившиеся в те годы портовики - Я. Бейлинсон, В. Басаргин, М. Ваганова, Ф. Волков, М. Кузьмин и Л. Новосадов были удостоены высшей награды Родины - ордена Ленина. Такой же орден получил и знаменитый полярник Иван Папанин, в годы военного лихолетья в качестве представителя Государственного Комитета Обороны находившийся в Мурманске и оказывавший неоценимую помощь защитникам города. Высокими наградами были отмечены и многие другие портовики военной поры. Нынешним поколениям мурманчан трудно представить, каким был порт в первые послевоенные годы. Лишь по старым фотографиям да воспоминаниям немногих оставшихся в живых ветеранов можно судить о разрушениях. В порту не оставалось ни одного не поврежденного объекта. Были разрушены или повреждены причалы, служебные, производственные и бытовые здания, водопровод, канализация, линии электропередачи и связи. Восстановлением всего этого хозяйства и занялись портовики. В то же время началось и планомерное расширение порта. В 1957 году в эксплуатацию был сдан транспортерный комплекс для перевалки апатитового концентрата. С этого времени комплекс, постоянно обновляясь, прочно занимает ведущее место среди важнейших производственных объектов. А спустя два года порт приступил к перевалке железорудного концентрата, вырабатываемого предприятиями Кольского полуострова. В 1961 году появился еще один грузопоток - кубинского сахара, в 1970 году к нему добавился новый грузопоток - медно-никелевая руда из Норильска. Порт стал важнейшим звеном арктической транспортной магистрали - Северного морского пути. В нем получил прописку первый в мире атомный ледокол «Ленин».За достигнутые успехи Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1966 года Мурманский морской торговый порт награжден орденом Трудового Красного Знамени. Большая группа его работников получила ордена и медали. А бригадир комплексной бригады докеров-механизаторов Иван Контарев первым среди портовиков Заполярья был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Позднее группа портовиков в составе начальника порта В. Колотнева, начальника второго района Г. Герасуна, группового электромеханика А. Абрамова, докеров-механизаторов В. Копалина и С. Вдовина за достижения в области технического прогресса была удостоена Государственной премии СССР. Порт первым среди родственных предприятий страны полностью перешел на выполнение погрузочно-разгрузочных работ укрупненными комплексными бригадами, которые успешно работают и в условиях рыночных реформ. Новый этап в биографии порта начался после создания на его основе одноименного открытого акционерного общества. Из состава старого порта выделились ставшие самостоятельными структурными подразделениями Мурманского транспортного узла Администрация морского порта Мурманск, «Росморпорт», ЗАО «Маско» и ЗАО «Глиноземный терминал». Акционировавшийся порт стал быстро наращивать темпы. В 2004 году он переработал рекордное за всю историю его существования количество грузов - 12 миллионов 782 тысячи тонн. Это на 42 процента больше показателя предыдущего года. Таков результат планомерного технического перевооружения порта, умелой организации труда и взаимодействия с партнерами по деловому сотрудничеству, сказал мне нынешний генеральный директор орденоносного предприятия Виктор Морозов. Но уже тогда он подчеркивал, что достигнутое - не предел. Есть еще резервы у предприятия, утверждал он. Умелое их использование и позволило портовикам в 2009 году установить новый рекорд производительности - обработать за год 15 миллионов тонн груза.Гордостью порта он считает его кадры. Для многих из них профессия портовика стала семейной. И сейчас в порту работают продолжатели трудовых династий Агеевых, Мальковых, Копытковых, первые представители которых пришли на предприятие еще в предвоенные годы. Из числа кадровых портовиков вышло немало руководителей высокого ранга. Министром морского транспорта СССР, например, стал Тимофей Гуженко, а Виктор Тихонов, возглавлявший порт с 1961 по 1965 год, вырос до первого заместителя министра морского флота СССР. Бывший начальник первого грузового района Олег Терехов избран президентом Ассоциации морских портов. Немало ярких страниц в летопись прославленного предприятия внесли Василий Стриж - первый руководитель Морской администрации, многие годы до этого руководивший портом, бригадир докеров-механизаторов Юрий Батов, крановщик Иван Грядский, электромонтер Николай Соколов, заместитель начальника РСУ Нина Абакумова и многие другие. Руководство порта старается создать максимум удобств для работы и организации досуга персонала. Турбаза порта - одна из лучших в области. Здравпункт и столовая - под стать ей. Портовики шефствуют над всеми детскими домами Мурманска и несколькими воинскими частями, активно участвуют в решении общегородских проблем. «Нас радует их стремление наращивать объемы производства и совершенствовать специфичную его технологию, - говорил мне бывший глава администрации Мурманска Михаил Савченко. - Важно, чтобы они не останавливались на достигнутом, а шли дальше, добиваясь новых высот в труде. И мы искренне желаем им этого». А будущее порта просматривается уже сейчас. Его причалы разместятся не только на правом, но и на левом (западном) берегу Кольского залива. Будут расти нефтяные терминалы, увеличится перевалка каменного угля, расширятся площадки для контейнерных перевозок. А это не только новые рабочие места, но и дополнительные отчисления в местный бюджет. Портовики таким образом будут и дальше помогать Мурманску в решении его социальных задач. «Сейчас основная цель, которую ставит перед нами государство, - организация эффективной работы по перевалке требуемых объемов экспортно-импортных каботажных грузов, - сказал на состоявшемся в октябре 2009 года первом Мурманском экономическом форуме генеральный директор порта Виктор Морозов. - Мы готовы к решению этой задачи».
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1554 |