60 лет развития и 5 лет «реформ» Печать

1998 год легким для коллектива Мурманского морского рыбного порта не назовешь.

Общий грузооборот составил 460 тысяч тонн, рыбопродукции было принято 154,3 тысячи тонн, убытки с учетом расходов на содержание социальной сферы достигли 24 млн. рублейS.

Результаты, прямо скажем, провальные. Главный экономист предприятия Людмила Поддубная в архивных документах обнаружила интересный факт: в 1938 году, имея 17 причалов, порт выгрузил 168 тысяч тонн рыбы. Сравнивая эти показатели, приходится констатировать, что рыночные реформы отбросили наш северный транспортный комплекс на шестьдесят лет назад.

- Итоги и не могли быть хорошими, - поясняет заместитель управляющего портом по экономике Петр Бутусов. - Промысловые суда у нас редкие гости. Почему так? Не с нас спрос. В Архангельске, например, постановление губернатора обязывает рыбаков 40 процентов квотируемого улова поставлять на местный рынок. Наши рыбопромышленники неуправляемы, хозяйничают сами по себе.*

Скептицизм руководителя обоснован. Рыбаки прежде всего преследовали свою выгоду. Взывания к патриотизму не помогали. Но из чего, все же, сложилось столь негативное отношение к Мурманскому рыбному порту? Надо помнить, что на его территории действовали несколько самостоятельных организаций, к примеру, государственная администрация, тот же «Портофлот», таможня, судоходная компания «Маско» и другие. Они сами устанавливали «правила» и тарифы. Тем не менее, все обвинения звучали в адрес рыбного порта. Так, ветслужба области решила, что все автомашины, осуществляющие перевозки рыбопродукции, должны перед въездом в порт пройти санитарную обработку. Процедура платная. Дезинфекционно-помывочная станция расположена на 10-м километре по дороге на Мурмаши.

Милицейские посты без санитарной квитанции машины в порт не пропускают. Вновь - конфликт, в котором крайними остаются портовики. 
На одном из советов директоров ЗАО «Севрыба» по просьбе правительства Мурманской области был рассмотрен вопрос «О создании условий, благоприятствующих заходу рыбопромысловых судов в порт Мурманск». Руководители флотов и береговых предприятий пришли к мнению, что данный вопрос необходимо решать вместе с другими проблемами рыбопромышленного комплекса. В принятом решении совет директоров записал, в частности, такие пункты:

- предоставление налоговых и других льгот для судовладельцев, поставляющих рыбу на внутренний рынок, в резервный продовольственный фонд;

- обратиться в Мурманскую таможню с предложением о предоставлении ряда льгот для судовладельцев;

- разрешить таможенное оформление грузов по радиоконосаментам с моря, с последующей корректировкой по факту выгрузки без предъявления штрафных санкций к судовладельцу;

- морские суда, выполнившие ремонт или междурейсовое техническое обслуживание за границей, не должны помещаться под таможенный режим «переработка вне таможенной территории» со всеми вытекающими из этого последствиями;

- отменить таможенную пошлину при ввозе запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта судов в порту Мурманск;

- упростить и сократить процедуру оформления прихода и отхода судна КПП и таможней;

- проработать вопрос создания в рыбном порту единой агентирующей фирмы, выполняющей функции полной обработки судна по заявке судовладельца, с возложением ответственности за качество и своевременность выполненных работ.*

Как видим, флотоводцы в первую очередь были в обиде не на руководителей рыбного порта как такового, а на другие службы и организации, работающие на его территории.

Порт - государственное предприятие, но государство о нем забыло, оставило без поддержки. Необходимо было искать собственные рычаги воздействия на грузопоток, в первую очередь экономические, а они в нашем случае отсутствовали напрочь, хотя на областных совещаниях различных уровней постоянно поднимался вопрос о том, как повернуть рыбные потоки в Мурманск. Усугубил обстановку и финансовый кризис - 17 млн. рублей не получили портовики за выполненные работы от дебиторов. Был ли у порта выход из создавшейся сложной ситуации? Судьба предприятия зависела от дальнейших экономических шагов нового правительства страны, от позиции местных властей. На встрече директоров предприятий рыбного Мурмана с депутатами областной Думы В.В. Кусков просил безотлагательно помочь в осуществлении ряда мер (освободить от платы за землю, от налога на имущество, таможенной пошлины на возимое оборудование и запчасти и т.д.), которые, по его мнению, дали бы возможность стабилизировать обстановку в порту. Более подробно Валерий Васильевич изложил свои доводы на страницах «Рыбного Мурмана»:

- Вместе с рыбаками мы просили отменить таможенные пошлины на оборудование, комплектующие изделия, запчасти, поставляемые в Мурманск по импорту для ремонта судов и средств малой механизации порта. Администрация и Дума должны были обратиться в парламент с законодательной инициативой о внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс. Юрий Евдокимов при встречах с председателем Правительства Примаковым уже договорился об отмене пошлин на запчасти. Соответствующий приказ готовится.

Порт настойчиво добивается отмены арендной платы за землю. В прошлом году она обошлась нам в 6 млн. рублей. Торговый порт от подобного оброка освобожден. Областная Дума обещает пробить в Законодательном собрании России вопрос о снижении порту и ставки налога на имущество. Флота, к примеру, такую подать не платят. До сих пор Мурманская мэрия не спешит принимать на свой баланс жилфонд порта. Мы снова выдвинули требование поскорее избавить нас от объектов социальной сферы. В несколько раз повысил без объяснения расценки на свои услуги Регистр судоходства. По нашей просьбе по этому поводу облдума сделает запрос в Москву. Отменим предъявление портовой пожарной инспекции судов перед каждым рейсом. Мы согласны, чтобы выдачу разрешений выдавали специалисты флотов по противопожарной безопасности...*

Принимаемые руководителями порта меры, как стратегического, так и тактического плана, начали приносить желаемые результаты. Можно выделить два фактора, сказавшиеся на финансово-экономической стабилизации предприятия. Прежде всего, это результаты проведенной структурной реорганизации. Консервация первого района и переброска всей погрузо-разгрузочной техники на Петушинку, где находятся основные холодильные мощности, база электро- и автопогрузчиков, тепловозы, то есть образование единого, компактного и мощного транспортно-перегрузочного комплекса. Численность работающих после сокращений остановилась на уровне 1750 человек.

Во-вторых, оживлению работы порта способствовало увеличение в два раза объемов поставок рыбопродукции. В результате впервые за последние годы порт в 1999 году получил прибыль. Конечно, то была не чистая, а «бумажная» прибыль, так как вся она ушла на покрытие задолженностей перед федеральным и местным бюджетами и внебюджетными фондами в размере 40 миллионов рублей без учета пеней и штрафов...

Руководство порта рассматривало положительные итоги работы в 1999 году как начало устойчивого процесса к экономическому возрождению предприятия. Пошел ли этот «процесс», а если да, то как? Об этом, наверное, уже написали другие журналисты и обобщат другие литераторы третьего тысячелетия. Автор этих строк рассматривает события лишь минувшего, ХХ века. Но прежде чем закончить рассказ об ордена Ленина Мурманском морском рыбном порте, нельзя не сказать еще несколько слов о его начальнике Валерии Васильевиче Кускове, который стоял во главе коллектива в трудные годы перестройки и постперестроечное время, с уходом которого начался новый этап развития-разграбления-приватизации (называйте как хотите!) этого крупнейшего транспортного узла Северо-запада России.

S С января 1998 года в оборот вошли новые, деноминированные рубли (у ассигнаций «отрезали» три нуля). Курс Центробанка РФ на начало 1998 года был около 6 рублей за доллар, к концу года - 20 рублей.

· Без работы, потому и бедны, «РМ» от 5 февраля 1999 года.

· Послесловие к теме, «РМ» от 27 ноября 1998 года.

· От слов к делу, «РМ» от 26 февраля 1999 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй