Главная Камо грядеши, флот?
Камо грядеши, флот? Печать E-mail

В начале 1994 года экспертная комиссия, отправленная на флот, обнародовала результаты своей работы 

Вернемся к нашим баранам, как говорится ныне с легкого пера француза Рабле. То бишь к основной теме разговора - делам и заботам коллектива «Севрыбхолодфлота» и его генерального директора. В начале 1994 года экспертная комиссия, отправленная на флот министром финансов России Б.Федоровым, в состав которой вошли представители и Центрального налогового управления, обнародовала результаты своей работы. О них читателям «Рыбного Мурмана» поведал А.Ф.Леванов:

- Самое главное в выводах комиссии то, что все наши беды произрастают из-за несовершенства законодательной базы, касающейся бухгалтерского учета. Инструкция, которой руководствуется налоговая инспекция, общая для всех предприятий и организаций. Но в ней не учтена специфика работы флота. В свое время представители многих отраслей принимали участие в создании этой инструкции. Но только не рыбаки. Так что итоги работы комиссии послужат основанием для постановления правительства, в котором и найдут отражение принципы подхода к бухгалтерскому учету на флотах. А еще, думаю, в выработке этого постановления немалую роль сыграют документы, подготовленные специалистами Института государства и права Российской академии наук. Я обращался туда вместе с руководителями флотов И.Е.Дегтяревым, Л.С.Брейхманом, Г.А.Сторожевым. Беда у нас общая и решение должно быть на пользу всем и каждому. Еще раз повторю: самое важное для нас - признание того, что мы не виноваты перед государством и налоговой инспекцией, мы ничего не украли, не скрыли, просто нормативы бухгалтерского учета не соответствуют условиям, в которых работает флот. Нет криминала в наших действиях! Хотя налоговая инспекция считает себя правой. Даже после того, как председатель экспертной комиссии указал налоговикам на неправильный подход к оценке ряда наших операций, например, обменных.*

Далее Леванов поделился с корреспондентом газеты некоторыми планами на будущее. Были они весьма оптимистичными.

- Что касается топлива, то у нас есть неплохое предложение от норвежской компании, довольно выгодное для нас. Более сложная проблема с поставками обменного продукта для наших плавбаз, то есть им невыгодно работать в зонах иностранных государств. Чтобы решить эту проблему, мы приобрели и переоборудовали прекрасное промысловое судно «Маунт Кент», где будут выпускать филе высшего качества. Транспорты почти все успешно работают под фрахтом, отряд аварийно-спасательных судов мы передаем в «Севрыбу». Моряки у нас сейчас получают даже больше, чем в промысловых флотах. Кстати, в тралфлоте предполагают сократить около пяти тысяч человек, в «Мурманрыбпроме» - три тысячи, мы же надеемся обойтись без большого сокращения.

Будем совершенствовать систему управления. И уже приступили к этому. Ведь крайне сложно управлять флотом, где такие «разноплановые» суда. Хотим создать холдинговую компанию. В ее составе будут разные структуры, каждая со своей системой учета.

Например, фирма, занимающаяся промыслом, или фирма, которая будет решать вопросы снабжения. Это сделает работу флота более четкой и продуманной, а контроль - более действенным. Там каждый рубль будет на месте. И в то же время каждая из структур будет обладать полной самостоятельностью. И если дальше посмотреть, каждый экипаж получит большую свободу действий. Скажем, хотите взять судно в аренду - пожалуйста, работайте!*

В конце апреля 1994 года состоялось собрание акционеров «Севрыбхолодфлота». Прошло оно поскромнее, чем первое год назад, не в большом зале бывшего Дома политпросвещения, а в концертном зале музучилища, зале, который был к тому же наполовину пуст. Но все действие прошло по уставу, в старых добрых традициях. С отчетным докладом о производственно-хозяйственной деятельности АО выступил зам. гендиректора Н.И.Хуснетдинов. Доклад был большим, с цифрами и фактами, которые нашему читателю в основном уже известны.

Тяжба с налоговой инспекцией принесла флоту огромные расходы, нанесла тяжелейший моральный ущерб, отняла массу времени. Но главное - штрафные санкции в размере 36 миллиардов рублей и 50 миллионов долларов - продолжали висеть на флоте. Счета в «Агропромбанке» вновь были заблокированы. Выводы ревизионной комиссии АО ставили под сомнение сам факт выживания «Севрыбхолодфлота». О кризисном состоянии предприятия говорили тенденция к сокращению объемов производства и самих работающих, неустойчивое финансовое положение.. Неэффективно использовался транспортный флот... Обо всем этом на страницах «Рыбного Мурмана» рассказал внештатный автор газеты главный механик «Севрыбхолодфлота» Юрий Деньгин. Вообще-то не в правилах редакции было отправлять внештатников на столь ответственные мероприятия, но здесь, насколько я понимаю, был особый случай - неакционеров, коими были журналисты, на собрание не допустили. Так что пришлось использовать своего автора, который, будем надеяться, добросовестно законспектировал выступления руководителей флота. Вот что сказал собравшимся А.Ф.Леванов:

- Весь 1993-й год нас лихорадило, и много хороших возможностей мы упустили. Все наши беды от несовершенства, от еще не сложившейся системы управления, от неконкретности имеющихся инструкций. Лихорадит не только нас, вся Россия страдает от этого... Наша задача - создать устойчивое благосостояние акционеров и их семей, чтобы жили они безбедно, честно работали и чувствовали себя уверенно. Все вместе будем надеяться только на себя, не допустим банкротства, предприятие будет работать - в этом я уверен! Еще раз повторяю, что сильно мешают разные неувязки в работе. Потому и создаются компании и фирмы как дочерние СРХФ. Все это поможет и в оперативной работе, и в управлении. Холдинговые компании испытаны в мировой практике. Финансы хотя и будут не в общем котле, но в необходимый момент их можно будет саккумулировать и направить в нужное русло. Совету директоров тоже бы необходимы дополнительные полномочия... В дальнейшем морякам надо привыкать, что, может, и не они будут определять экономику флота, а владельцы тех акций, которые продаются на аукционах фонда имущества. Ну а наше дело - тянуть и вытягивать флот на его достойное место в рыбном хозяйстве России.*

Тянуть и вытягивать... И стратегию, вроде бы, выработали, а жизнь подкидывала все новые и новые проблемы. Через полтора месяца после отчетов и выборов буквально вопль о помощи раздался на страницах «Рыбного Мурмана» из уст и.о. генерального директора АО «Севрыбхолодфлот» Ю.Лебедева.

- У нас стоят в порту суда, в трюмах которых - продукция на сумму шесть миллиардов рублей, - пишет руководитель. - Шесть миллиардов, а флот - на грани катастрофы! И не потому стоят транспорты, что никому в России не нужна рыба, а потому, что нет вагонов. Их нет потому, что «Севрыбсбыт» в долгу у железнодорожников, и, хотя наш флот ему не должен, положение дел от этого не меняется. А стоят транспортные рефрижераторы давно: одни полтора-два, а некоторые и три месяца. За каждый погонный метр причала, где стоит наше судно, мы платим 205 рублей в сутки. Стоянка только ТР «Ирбенский пролив» каждый день уносит из кошелька флота 850 тысяч рублей.

Коллективу порта не легче: раз нет вагонов - нет выгрузки, нет работы докерам, нет прибыли предприятию. А тут новая беда: «Водоканал» за долги отключил воду в порту. У меня плавбазы готовятся к выходу в рейс, для каждой надо три тысячи тонн воды, чтобы вымыть трюма и танки. А воды нет. «Водоканал» требует предоплату, а где взять деньги? Хотя в порту «стоят» наши миллиарды.

Что из всего этого следует? Россия не получает мороженую рыбу - треску, скумбрию, сельдь, консервы, пресервы, рыбий жир и рыбмуку.

Причем не надо забывать, что строки хранения мороженой продукции и пресервов ограничены, а, стало быть, есть опасность перевода всей, с такими трудами добытой и обработанной рыбы, в кормовую продукцию. Это - огромные убытки. Да и не за тем люди в море ходят.

Далее. Моряки месяцами не получают зарплату. Бедствуют сами, бедствуют семьи. Нечем кормить детей. Не на что выехать в отпуск. Да и управленцы последнюю зарплату видели в апреле. Далее. Флот не в состоянии платить не только зарплату, но и налоги и долги. А, следовательно, с каждым днем с «помощью» штрафных санкций и пеней сумма долга увеличивается. Не успел оплатить проценты за кредит, значит, сумма возрастает вдвое. И так далее, и все то же самое по перечислениям, скажем, в пенсионный фонд или в фонд занятости. Растут пени и - все сначала. Куда мы только не обращались: и в областную администрацию, и в Комитет по рыболовству, и к премьеру В.С.Черномырдину, и к самому Президенту! Объясняли им: без государственной поддержки рыбная отрасль существовать не может. И в первую очередь необходимо остановить «чертово колесо» взаимных неплатежей. Результата никакого. Возникает резонный вопрос: так, может, государству не нужна вообще рыбная отрасль? Может, потому оно и глухо ко всем обращениям рыбаков? Но россиянам-то рыба нужна! Или идет все к тому, что будем закупать ее вместе со «Сникерсами» за рубежом?*

• Стратегия и тактика «генерала», «РМ» от 28 января 1994 года.

• Там же.

• Камо грядеши, флот? «РМ» от 6 мая 1994 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) 


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.221.208.183

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .