Аренда офисов в Мурманске

Наши партнеры

АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации»

 Надёжные партнеры

 
Промышленные союзы Мурмана

 
Информеры - курсы валют

GISMETEO: Погода по г.Мурманск

Главная Не утратить бы приоритеты, а с ними и шельф
Не утратить бы приоритеты, а с ними и шельф Печать E-mail

Американцы, понимая важность морских работ на арктическом шельфе, начинают прогнозировать свои возможности по его разработке


В свое время Канадой был предложен секторальный принцип деления Арктики до точки полюса между Россией, Канадой, США, Данией и Норвегией что соответствует интересам России. Однако этот принцип оспаривается государствами, не имеющими прямых выходов к арктическому побережью, но претендующими на участие в освоении сырьевых ресурсов Арктики.

До сих пор Россия не определилась с внешними границами континентального шельфа. Конвенция ООН по морскому праву позволяет объявить ширину шельфа до 350 миль, от береговой линии без учета подводных возвышенностей, но, при этом, шельф в геологическом смысле должен быть продолжением сухопутной территории без каких-либо интервалов.

России принадлежали приоритеты в изучении Арктики и дна арктических морей благодаря исследованиям, проводимым в советские годы. В нашей стране была создана карта рельефа дна Северного Ледовитого океана и прилегающих морей, которая была представлена в ООН и занесена в книгу рекордов Гиннеса. Тогда же было сделано и геологическое описание побережья и шельфа арктического бассейна, что послужило основой установления границ исключительной экономической зоны СССР. К сожалению, Россия полтора десятилетия почти не занималась этими исследованиями, утрачивая свои приоритеты. 

Сегодня проблематикой, связанной с судоходством в арктических морях и геологическим строением шельфа занимаются десятки научно-исследовательских институтов из 14 стран мира. Начиная с 2003 года ряд государств в рамках «Северного форума» («Северный форум» - международная неправительственная организация северных регионов, создана 8 ноября 1991 года. Штаб-квартира в Анкоридже (Аляска).

Имеет два подсекретариата в Рованиеми – Финляндия и в Якутске. В него входят губернаторы 25 северных территорий из 10 стран), также активизировал дискуссии по проблемам новых подходов к разделу арктического шельфа. Американцы, понимая важность морских работ на арктическом шельфе, начинают прогнозировать свои возможности в разработке, постройке и вводу в эксплуатацию судов ледового класса.

Профильный комитет американского сената одобрил выделение средств на развитие программ по изучению Северного ледовитого океана в тот же день, когда успешно завершились подводные спуски «Миров» на Северном полюсе. В случае принятия данного законопроекта Служба береговой охраны США, которой принадлежат три ледокола, в том числе, «Healy», получит на свои нужды 8,7 миллиарда долларов, из которых 100 миллионов пойдут на обеспечение работы существующих арктических ледоколов. Будет построено и два новых ледокола.

Активизируются и наши северные соседи, имеющие огромный опыт строительства ледоколов, судов ледового класса и буровых платформ, необходимых при разработке арктического шельфа. В условиях расширения работ на арктическом шельфе в качестве альтернативы российским ледоколам предлагается использование многофункциональных ледоколов Финляндии класса Fennica, Botnica или Швеции класса Tor Viking.

Канада, по заявлению премьер-министра этой страны Стивена Харпера, намерена закупить для своего военно-морского флота восемь ледостойких патрульных судов для контроля над своим арктическим шельфом, на что готова выделить 7 миллиардов долларов. В рамках программы «Канада – в первых рядах» эта северная страна намерена построить три военных ледокола повышенной проходимости, а в октябре, отправить к Северному полюсу научную экспедицию.

Даже Дания выделила в 2004 году 25 миллионов долларов, чтобы доказать, что хребет Ломоносова связан с островом Гренландия. 
Все это, а также активизация научно-исследовательских работ на шельфе западными странами должно насторожить российское руководство, которое только в последние годы озаботилось проблемой отстаивания прав России на арктическом шельфе.


Россия решила провести широкомасштабные научные работы по подтверждению границ российского арктического шельфа


В 2007 году, объявленном Международным полярным годом, наша страна, наконец-то, решила провести широкомасштабные научные работы в Северном ледовитом океане по подтверждению границ российского арктического шельфа. В мае-июне 2007 года по заданию Министерства природных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию и на бюджетные средства на атомном ледоколе «Россия» группа ученых ВНИИ океаногеологии, во главе с директором института Валерием Каминским 43 суток работали в Арктике с целью подтверждения данных о том, что шельф Северного ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы. Выполняя научные изыскания на шельфе в районе хребта Ломоносова (хребет напоминает огромное горное плато, шириной примерно 100 миль и в длину 1240 миль, простирающееся между Россией и Гренландией), в том числе глубинное сейсмическое зондирование, российские ученые установили непрерывность геологических структур. Это, по мнению отечественных ученых, дает возможность России претендовать на шельфовую зону размером 1,2 миллиона квадратных километров. После обработки полученных данных, на что уйдет до полутора лет, в ООН будут поданы документы для подтверждения права России на эти арктические территории. На эту же часть шельфа претендуют датчане и канадцы.

Правительство Канады три года тому назад выделило около 50 миллионов долларов для создания карт океанского дна и на проведение сейсмических исследований хребта Ломоносова.

Спустя ровно месяц после возвращения атомного ледокола «Россия» из той научно-исследовательской экспедиции, он 24 июля вновь ушел в Арктику, прокладывать путь во льдах к Северному полюсу НИС «Академик Федоров». Новую экспедицию, являющуюся продолжением исследований, начатых в мае-июне учеными ВНИИ океанологии, возглавил известный полярник Артур Чилингаров. В рейс на НИС «Академик Федоров» вышло более ста ученых из десятка российских институтов и ряда зарубежных научных центров. Исследования с использованием глубоководных аппаратов «Мир» и современной аппаратуры позволят, как заявлялось в отечественных СМИ, уточнить границы российского шельфа. Доставка образцов грунта с глубины более 4200 метров представляет интерес для океанологов, биологов, но для определения геологической структуры дна осадочные породы не могут приняты бесспорно. В 2001 году комиссия ООН не приняла во внимание образцы породы, доставленные с хребта Менделеева, заявив, что ее могло принести течением с материка. Аналогично может развиваться ситуация и в этот раз.

Как считает директор Института океанологии РАН Леопольд Лобковский, чтобы доказать, что хребет Ломоносова является продолжением Сибирской платформы, нужно иметь прежде всего данные о глубинном строении, причем, на глубину пять-семь километров.
"Решающее доказательство - это вещество, – констатирует ученый. - Но вещество не с поверхности. С поверхности - это осадки. А кора - это под осадками, на глубине, там километры. Поэтому то, что взят грунт с поверхности осадков, не является доказательством того, что это континентальное происхождение".

Для определения кристаллической структуры дна, его глубинного строения необходимо выполнить буровые работы, чтобы по полученному керну сравнить полученные результаты с данными по Сибирской континентальной платформе и предъявить полный рельеф дна, вместе с итогами сейсмических исследований. К сожалению, выполнить ГРР на хребтах Ломоносова и Менделеева Россия не в состоянии по причине отсутствия буровых судов ледового класса. А значит, доказать свои права на этот участок арктического шельфа наша страна сможет еще не скоро. Необходимо уже сейчас озаботится строительством бурового судна и выделением средств на проведение ГРР на хребтах Ломоносова и Менделеева. Этот поход к Северному полюсу, спуски под воду и установка государственного флага России, хотя и позволили обогатить научные представления о морских глубинах Северного ледовитого океана, продемонстрировали всему миру уникальные возможности российской ледокольной и подводной исследовательской техники и мужество акванавтов, но определяющей роли в борьбе за арктический шельф сыграть не смогут.

Давая оценку итогам экспедиции, Президент России Владимир Путин заявил: «Что касается продолжения нашего шельфа – это, конечно, нужно будет обсуждать с коллегами, нужно будет доказывать в международных организациях. Нужно, чтобы результаты вашей экспедиции тоже были положены в основу позиции России при решении этих проблем».

После выполнения погружения на Северном полюсе два глубоководных аппарата «Мир» были перегружены на НИС «Мстислав Келдыш», а «Россия» и «Академик Федоров» продолжили выполнение задач, поставленных Морской коллегией при Правительстве России. Нис «Академик Федоров» развернул новую российскую дрейфующую станцию «СП-35», члены которой выполнят большой объем исследований в Арктике. Что касается атомного ледокола «Россия», то он, выполнил очередной этап исследований арктического шельфа в районе хребта Ломоносова. На основании решения Морской коллегии, состоявшейся 6 июня 2007 года финансовое и техническое обеспечение этой экспедиции в рамках частно-государственного партнерства возложено на Мурманское морское пароходство. В экспедиции приняли активное участие ученые и специалисты Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук. Исследования выполнялись с помощью глубоководного спускаемого аппарата «Клавесин-1Р». Результаты исследований станут важным звеном в цепи научных работ по изучению континентального шельфа.

В ноябре на атомном ледоколе планируется отправить к Северному полюсу еще одну научную экспедицию, которая станет еще одним важным этапом работ по изучению геологического строения арктического шельфа.

Организация арктических экспедиций для изучения шельфа и расширения границ российской шельфовой зоны не может не вызывать уважения. Но удивляет то, что у государства для выполнения задач геополитического значения не находятся средства для организации полномасштабной экспедиции с выполнением ГРР, для создания бурового судна ледового класса, которое станет важнейшим инструментом в проведении исследований. Половинчатыми мерами для закрепления своего права на арктический шельф не обойтись, а на иностранных спонсоров в этом деле надежды мало.

Юрий Банько.

НЕФТЬ И ГАЗ

Еще статьи по теме "Арктический шельф":







busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.166.24.181

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт http://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 http://helion-ltd.ru/

.
Designed by Helion LTD