Аренда офисов в Мурманске

Наши партнеры

АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации»

 Надёжные партнеры

 
Промышленные союзы Мурмана

 
Информеры - курсы валют

GISMETEO: Погода по г.Мурманск

Главная Архивные материалы США по истории союзных конвоев на севере России в годы второй мировой войны
Архивные материалы США по истории союзных конвоев на севере России в годы второй мировой войны Печать E-mail

Существует еще несколько малых коллекций документов, имеющих отношение к северным конвоям в Россию


Бернард Ф. Кавальканте

Пятьдесят лет тому назад наши соотечественники создали комплекс архивов, которые свидетельствуют о жестокой борьбе во время перехода кораблей, направлявшихся в северную Россию. Эти корабли везли стратегические грузы, крайне необходимые в борьбе с нашим общим врагом. Часто бывало, что море и погода были не менее опасны, чем оружие врага. Многие из храбрых моряков, служивших на борту этих кораблей, погибли, не достигнув портов назначения, как погибли многие документы, описывающие эти исторические походы, не достигнув наших архивов. Моя цель - указать на те документы, которые сохранились и находятся теперь в нашем архиве под названием «Историографический центр ВМС США».

Значительная часть документов также сосредоточена в Национальном управлении архивов и документации. Многие из документов, относящиеся к Военно-Морскому Флоту и находящиеся теперь в этом учреждении, хранились раньше в Архиве ВМС в течение многих лет. У меня была возможность пользоваться этими документами, пока они находились в Архиве ВМС, до перемещения их в Национальное управление архивов. О некоторых особо важных из этих документов также пойдет речь в статье.

Отдел по сбору архивных материалов Историографического центра ВМС США сохраняет комплект рукописей, записей и других документов, которые используются в разных программах исторического характера, проводимых Центром. Отдел по сбору архивных материалов также занят исследованиями по истории ВМС ХХ столетия. Основной корпус нашего фонда составляют материалы с 1941 г. мы нацелены, главным образом, на боевые действия ВМС, вопросы политики и стратегии, истории отдельных командований и биографии офицеров флота. Архивные материалы состоят из записей текущих оперативных сообщений, планов и документов канцелярии начальника морских операций и других командований; служебных документов отдельных офицеров; интервью и транскрипций записей устно переданных исторических данных и других материалов, имеющих отношение к советскому, британскому, немецкому и японскому флотам. Ограниченная коллекция ранних документов включает личные документы военно-морских офицеров периода до первой мировой войны и архив исторических справок, который интересен главным образом информацией об офицерах флота XIX века.

Мы обращаем внимание, прежде всего, на оперативные действия, планирование и политику, а не на администрацию и управление. Главная ценность этих архивов заключается в селективности их фондов. Ключевой частью наших фондов является архив Второй мировой войны, и в особенности оперативные и боевые рапорты и журналы боевых действий. Часто эти документы являются записями устных отчетов отдельных операций. Рапорты по специальным боевым действиям, как, например, по ПЛО, минной войне и ПВО, обычно выполнены на стандартных бланках и мы их тоже храним. Журналы боевых действий являются главными источниками, по которым ежедневные действия флота могут быть восстановлены для дальнейшего изучения и исторических исследований. Они содержат важные оперативные материалы в повествовательном изложении. Вахтенный журнал, например, содержит приблизительно ту же информацию, но обычно включает большее количество рутинных административных деталей. Между прочим, корабельные вахтенные журналы за период Второй мировой войны хранятся в Военном отделе Национального управления архивов и документации, куда, кстати, должна быть передана после 1995 года основная часть документов периода Второй мировой войны.

Подшивки донесений и журналы боевых действий сохранились почти на всех кораблях, которые были направлены защищать конвои на пути в северную Россию и обратно. Почти в каждом случае командир оперативного соединения кораблей подавал общий отчет обо всех кораблях, находящихся в его подчинении. Очень часто можно встретить повторные рапорты. Хотя эти записи разные по содержанию, они обычно включают название и состав соединения, высшей командной инстанции и главного штаба; поставленное задание; отчет о всех происшествиях; передвижения, перемены в структуре или составе организации важных решений, приказ военных или политических договоров для выполнения и подготовки задания. Эти сообщения включают, где уместно, такие поддерживающие документы, как путевые карты, фотографии, оперативные планы и приказы. Все эти документы теперь рассекречены и открыты для всеобщего пользования. Любой научный работник, занимающийся серьезным изучением этой темы, не может не воспользоваться этими донесениями. В 1983 г. были опубликованы мемуары адмирала Толли под названием: «Искра и комиссары: приключения американского военно-морского офицера в сталинской России» (издательство Института ВМС США).

Существует еще несколько малых коллекций документов, имеющих отношение к северным конвоям в Россию. Все они второстепенной значимости и состоят главным образом из личных бумаг, разного рода переписки и записок. Что касается официальных фотографий ВМС, существует ограниченное количество снимков, которые хранятся в Национальном управлении архивов, Отделе фотоснимков и в Историографическом центре ВМС США (Секция фотографии). Большинство из фотографий относятся к злосчастному конвою РQ-17.

Библиотека министерства ВМС собрала исчерпывающую библиографию всех опубликованных материалов, имеющих отношение к этому предмету. Копии этой библиографии можно получить, обратясь по почте в Библиотеку министерства ВМС. Историографический центр ВМС США: Вашингтон, США (Navy Department Library, Naval Historical Center, Washington, DC 20374, USA).

Интересен отчет об операции «Россельшпрунг», который так же подшит, как и радиообмен, содержащий инструкции для эскортных кораблей, навигационные сведения, разведывательные данные по опознаванию неприятеля, связи для конвоя РQ-17 и путевая карта действий конвоя. Включены также особенно ценные рассказы лейтенантов запаса Роберта Рикса и Альберта Мейнарда, командиров подразделений военно-морской охраны, которые несли службу на кораблях конвоя.

Очень полезной и ценной является коллекция документов, содержащих расположенную в алфавитном порядке информацию о потерях по отдельным кораблям. Такая информация была собрана обо всех американских союзных и нейтральных торговых судах, потопленных и поврежденных. Этот архив включает компиляцию кратких рассказов спасшихся моряков торговых судов, потопленных неприятелем. Здесь можно также найти информацию о потерях в море, включая вызванных непогодой и столкновениями. В большинстве случаев все интервью были проведены специально подготовленными офицерами военно-морской контрразведки. Эти интервью предоставляют много полезной информации об атаках вражескими самолетами наших кораблей и о спасательных действиях. Из-за большой ценности этих данных был создан второй комплект этих сводок, которые расположены в хронологическом порядке по датам боевых действий. В течение многих лет этот архив стал очень ценным подспорьем для наших архивариусов и сотрудников.

Уникальным документов для изучения истории конвоя РQ-17 является дневник лейтенанта запаса Дугласа Е. Фербенкса. Он был выдающимся киноактером, писателем и продюсером до того как пойти добровольно служить на флот в 1941 г. Фербенкс дослужился до звания капитана 1 ранга, уволился в 1945 г. и возобновил свою актерскую деятельность, исполняя многие главные роли в кино и театре. Его исключительно хорошо написанный дневник подробно излагает действия Крейсерского соединения прикрытия флота метрополии, который прикрывал конвои РQ-17 и РQ-13. Контр-адмирал Роберт С. Гриффин, который как командующий 99-м оперативным соединением и 7-й Крейсерской дивизией поднял свой флаг на крейсере «Вичита», дал приказание Фербенксу вести дневник и открыл ему полный доступ ко всем приходящим и исходящим сообщениям. Благодаря дальновидности адмирала Гриффина нам достался дневник, который дает индивидуальный и яркий отчет о походе и раскрывает для читателя самые сокровенные чувства экипажа тяжелого крейсера. Кроме того, дневник детально освещает движения неприятеля в непосредственной близости от конвоя и дает описания немецких воздушных атак Мурманска и некоторых неоперативных аспектов похода.

Захваченные немецкие архивы, обычно называемые «тамбахскими» по месту их нахождения, содержат обширные и относящиеся прямо к этой теме материалы, включая вахтенные журналы подводных лодок, задействованных по срыву доставок военных грузов. Самые интересные из них - документы, относящиеся к операции «Россельшпрунг». Вдобавок к боевому донесению адмирала Карла, которое упоминалось раньше, сюда включены записи немецких командований (Адмирал, Северная акватория и Командующий группой линейных кораблей), охватывающие период с мая по июль 1942 г. Мы располагаем микрофильмами планов и приказов, радиограмм, докладов о ходе операции и оценкой опыта, приобретенного в ней. Отдел по сбору архивных материалов имеет в своем распоряжении копии всех этих материалов. Оригиналы всех захваченных немецких документов находились у нас на хранении от конца войны до середины 70-х годов, когда они были переданы в Национальное управление архивов.

Другой крупной коллекцией архивных документов является Отделение стратегического планирования при Управлении национального штаба ВМС. Некоторые ключевые архивы, помеченные просто как «Русские дела», содержат множество документов, имеющих отношение к доставке материальных средств в Россию. Здесь находится, например, подшивка штабной разработки, произведенной Разведывательным управлением ВМС под названием «Возможность снабжения России через тихоокеанские гавани и по воздуху через сибирские порты». В этой разработке обсуждаются возможности снабжения России через тихоокеанские гавани и воздушным маршрутом через Берингов пролив. Большинство сообщений и справок относятся к иностранным связям между 1944 - 1945 гг. Очень важным источником, находящимся в Архиве ВМС, является Коллекция устных исторических записей. Здесь находится информация, переписанная с лент интервью с военно-морскими офицерами и отставке, главным образом высокого ранга. Эти интервью отражают личные взгляды и мнения каждого респондента. Некоторые включают очень откровенные высказывания, которые нельзя найти в официальных записях. Эти устные исторические записи защищены авторскими правами. К счастью, они могут быть предоставлены пользователям через каналы межбиблиотечного абонемента Института ВМС США, который является спонсором проекта.

Так, например, Бернхард Х. Бири, адмирал ВМС США в отставке дает очень солидные комментарии о значении деятельности непрофессиональных дипломатов во время войны. Он обсуждает предоставление технической информации русским и военно-техническую помощь советской стороне. Бири очень критически комментирует то, что он считает «отсутствием духа сотрудничества у советской стороны».

Дж. Виктор Смит, вице-адмирал ВМС США в отставке, не обсуждает историю конвоев, но дает нам хорошее представление о том, чем жили морские офицеры того времени. Вице-адмирал Смит служил помощником адмирала Д. Лихи и, находясь в России, показал себя проницательным наблюдателем главных событий того времени. Смит явно критически относится к попыткам президента Рузвельта влиять на русских путем удовлетворения их потребностей. В своей устной записи он также комментирует то влияние, которое Сталин имел на Рузвельта. Кларенсе Е. Олсен, вице-адмирал ВМС США в отставке, останавливает свое внимание на делах ленд-лиза. Он обсуждает конвои в Мурманске, с акцентом на конвое, с которым он сам прибыл в Россию. Он делится своим разочарованием в советской иерархии в делах, касающихся ленд-лиза. Олсен осуждает использование «рабского труда» при разгрузке судов в Мурманске: «Человеческая жизнь для них ничто. Лишь бы добиться своей цели». Он очень подозрительно относится к русским. Описывает плохое обращение с американскими военнопленными, которые направлялись в Одессу после войны. Эти устные записи передают много ценной информации о некоторых неполитических аспектах - например, жилищных условиях, транспорте и средствах связи, которыми Олсен заведовал.

Самуил Б. Франкель, вице-адмирал ВМС США в отставке, служил помощником атташе военно-морских и воздушно-морских сил США в Мурманске и Архангельске до ноября 1944 г. Интересно отметить, что отец адмирала Франкеля эмигрировал в Соединенные Штаты из Литвы. С 1936 по 1938 г. Франкель изучал русский язык в Риге. Он отправился в Мурманск в октябре 1941 г. с одним из первых конвоев. Франкель рассказывает о переходе конвоя в Мурманск и о последующем путешествии на поезде в Москву, о том, как он возвратился в Мурманск и развернул там свое представительство в одном из зданий советского военно-морского управления.

Во время своего пребывания в России Франкель, тогда капитан 2 ранга, отвечал за ремонт поврежденных американских кораблей, опасение отставших и покинутых кораблей, а также за опеку, спасательные операции, госпитализацию и возвращение домой моряков с потопленных американских судов. Он был очень тесно задействован в союзных операциях по ленд-лизу, поскольку являлся представителем Военной администрации по морским перевозкам, принимавшим многие ответственные решения. Адмирал Франкель описывает подробно свои деловые встречи с советскими представителями в Мурманске, в особенности с адмиралами Папаниным и Головко. Он рассказывает о повседневных приключениях при исполнении своих обязанностей. Франкель говорит, что советская сторона не чувствовала себя морально чем-либо обязанной Соединенным Штатам. Адмирал констатирует: «В переговорах с коммунистами надо помнить, что они считают себя обязательным получить все, что можно и как можно больше, и дать взамен как можно меньше. В то же время они думают, что если они не станут принимать участие в переговорах, то на этом прогадают еще сильнее. Поэтому они пойдут в конечном итоге на соглашение, нехотя, но все же». Он также рассказывает о социальном различии в «бесклассовом обществе» и о политических взаимоотношениях на местах.

Кемп Толли, вице-адмирал ВМС США в отставке, как и адмирал Франкель, посещал школу русского языка в Риге. Толли также изучал русский язык в Шанхае и Харбине. Его супруга - уроженка России. Они встретились в 1942 г., когда она работала переводчицей в канцелярии военно-морского атташе. Через год они повенчались в Москве. Адмирал предоставляет нам живое описание своей службы в качестве помощника военно-морского атташе, офицера разведки и переводчика Американской военной миссии в Советском Союзе с 12 июня 1942 г. по 25 мая 1944-го. Ценность его интервью заключается в том, что оно дает более широкое представление о ежедневных взаимоотношениях с советскими представителями на московском уровне.

Многие из официальных разведывательных донесений, написанных Толли (который еще благоденствует и живет недалеко от города Балтимора в соседнем штате Мэриланд) и другими офицерами-служащими канцелярии военного атташе в Москве и других местах бывшего Советского Союза, находятся теперь на хранении в Национальном управлении архивов.

СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ. Исследования, Воспоминания, Документы. Выпуск № 3

Россия, г.Архангельск, ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2000 г.

Авторский коллектив альманаха "Северные конвои № 3"

Руководитель проекта - Супрун М.Н.

http://arcticwar.pomorsu.ru/sea/nc3/research/kavalkante.html

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА

Еще статьи на тему "документы":

Список нормативных документов по разделу: «Проектирование зданий и сооружений»

Список нормативных документов по разделу: Безопасность строительства зданий и сооружений

Документы муниципальных образований в области градостроительной деятельности

МФЦ начал прием-выдачу документов на госрегистрацию прав на недвижимое имущество

Прием документов на соискание премии Президента Российской Федерации


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.157.200.1

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт http://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 http://helion-ltd.ru/

.
Designed by Helion LTD