Главная Социально-экономическое значение транспортных услуг
Социально-экономическое значение транспортных услуг Печать E-mail

Тепман Ф.А.

Транспортные услуги населению выполняют все виды транспорта, но наиболее привлекательным для населения остается железнодорожный транспорт.

Для многих миллионов жителей страны железные дороги предоставляют возможность сравнительно дешевых, безопасных и не зависящих от погоды поездок.

В отличие от большинства стран мира на огромной территории России (более 16,5 млн кв. км) ведущая роль в транспортном комплексе принадлежит магистральным железным дорогам, как в сфере материального обращения, так и в осуществлении межрегиональных и внутрирегиональных связей населения.

Железнодорожный транспорт в качестве одной из важных социальных задач отрасли реализует перемещение трудовых ресурсов на промышленные предприятия крупных городов и мегаполисов, тем самым, обеспечивая устойчивость работы предприятий. Железные дороги выполняют важные социальные функции, создавая на территории тяготения инфраструктурные образования, обеспечивающие жизнедеятельность на многих территориях, выполняя, таким образом, градообразующие функции.

За счет электрификации железнодорожных линий улучшается экологическое состояние территорий, обеспечивается развитие региональных коммуникационных сетей, устойчивое энергоснабжение социальной сферы и производства (около 30% электроэнергии железных дорог передается сторонним потребителям).

Железнодорожный транспорт активно поддерживает и развитие социальной сферы государства (транспортные вузы, больницы, культурно-просветительные учреждения, другие учреждения).

В начале промышленного освоения Кольского полуострова именно наличие железнодорожной инфраструктуры способствовало формированию и развитию отдельных отраслей промышленности и в целом экономическому развитию региона и одновременно развитие транспортной инфраструктуры следовало за открытием, разработкой и промышленным освоением новых природных богатств Кольского полуострова. Мультипликационный эффект экономического развития создавался как за счет ресурсных факторов сырьевой базы, так и за счет обеспечения транспортной доступности к ним. Мультипликационный эффект развития транспортных коммуникаций выражался и в росте населенных пунктов на Кольском полуострове, в развитии местной промышленности, социальной инфраструктуры, городского хозяйства.

Наибольшее освоение Кольского полуострова характерно для территории тяготения к железнодорожной магистрали. В то же время, отсутствие равномерно размещенной по территории региона транспортной сети, особенно в восточных районах Кольского полуострова, не только определяет выборочную добычу минерального сырья наиболее доступных для освоения месторождений полезных ископаемых, но и способствует неравномерному расселению людей, создает труднодоступные поселения, осложняет экологические и социальные связи.


Пассажирский транспорт общего пользования, по К.Марксу, относится к производственной сфере, поскольку этот вид транспорта непосредственно связан с удовлетворением потребностей людей в пространственном перемещении, как для производственных, так и для личных целей. Современная оценка транспортной работы как вида деятельности трансформировалась. В современных экономических условиях транспортные услуги по признакам отнесения к отраслевым секторам экономики дифференцируются на услуги пассажирского транспорта и услуги грузового транспорта и соответственно относятся:

- услуги транспорта грузового - к сектору инфраструктуры,

- услуги пассажирского транспорта - к потребительскому сектору [4, 530].

Нематериальный характер транспортной продукции позиционирует транспорт как обслуживающую отрасль народного хозяйства. Но роль транспорта не сводится только к перемещению грузов и пассажиров, транспорту принадлежит системообразующая роль в экономике страны, региона, он активно воздействует на весь процесс социально-экономического развития территории страны, региона.


Состояние транспорта является одним из показателей развития страны, региона, что в современных социально-экономических условиях все больше актуализируется.

Транспорт выполняет функции, придающие ему социально-культурное значение.

Социально-культурное значение транспорта состоит в возможности распространения с его помощью эстетических ценностей, что повышает культуру и образованность населения.

Социологическое значение транспорта состоит в экономии времени, облегчении труда и повышении производительности труда. Транспорт участвует в организации досуга людей, то есть времени, необходимого для восстановления их производственных и творческих способностей. При недостатках в работе транспорта, обслуживающего население, транспортная отсталость может снижать производительность труда.

Темпы развития транспорта должны не только соответствовать темпам экономического роста, но и опережать их, чтобы всегда сохранялся стратегический резерв провозной способности транспорта. Недооценка значения транспорта может весьма негативно сказаться на социально- экономическом развитии страны, региона.

Транспорт - специфическая отрасль материального производства и сферы обслуживания. В отличие от других отраслей производства, где создаются новые материальные ценности, результатом работы транспорта является полезный эффект, который заключается в перемещении грузов и людей, «...здесь оплачивается и потребляется самый процесс производства, а не продукт, который может быть отделен от него».

Рассматривая суть транспортных услуг как экономического продукта, К.Маркс обращается к трудам русского экономиста, статистика и публициста А.Н.Чупрова (1842-1908), который писал: «Фабрикант может сначала произвести изделие и потом искать потребителей, производство и потребление являются, таким образом, двумя актами, разделенными в пространстве и времени; в перевозной же промышленности, которая не творит новых продуктов, но только перемещает людей и вещи, эти два акта сливаются вместе; услуги железной дороги потребляются в тот же момент, как они производятся. От того район, в котором железные дороги могут искать сбыта своим услугам, простирается много если на 50 верст по обе стороны линии». Труды А.Н.Чупрова в области железнодорожного транспорта актуальны и сегодня. И сегодня в исследованиях современных ученых-транспортников подчеркивается, что «транспортный процесс не замыкается ограниченной территорией».

Специфика транспорта России заключается в том, что в силу сложившихся географических, природных, экономических условий во многих регионах один вид транспорта является наиболее востребованным, а другие виды транспорта его дополняют, в основном в начальных и конечных пунктах перемещения товаров и людей.

Перемещая средства труда, продукт труда и людей, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. В современных социально-экономических условиях эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который в ходе исторического развития выделился в самостоятельную сферу.

В транспортной системе России основным видом транспорта является железнодорожный. В статье, посвященной 170-летию Российских железных дорог (Мурманский вестник, 30 октября 2007) железнодорожный транспорт определен как «Стальной стержень государства Российского», а железнодорожная магистраль Мурманского региона определена как главная дорога Мурманской области.

В Мурманском регионе пассажирские перевозки осуществляются железнодорожным, автодорожным, воздушным, морским транспортом.

Предпочтительным для населения являются услуги того вида транспорта, который в наибольшей степени соответствует интересам потребителя транспортных услуг. Динамика перевозки пассажиров различными видами транспорта в Мурманском регионе представлена в таблице 1.

Таблица 1 Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования, тыс. чел.


Вид

транспорта

Годы

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Всего

364274,2

377255,6

372916,0

364498,3

352191,7

352986,5

140049,2

железнодорожный

3105

2293

2195

1861

1864

1917

1435

автобусный

267

253,2

249,2

245,6

233,4

232,5

74,4

таксомоторный

1805

680,6

498,5

488,9

376

Х

Х

троллейбусный

91,6

120,5

120,4

115,9

115,9

118

63,6

морской

470,1

437,8

448,3

467,0

466,5

401

395,2

воздушный

311,1

122,1

127,8

138,5

154,4

168,7

154,5

Источник: Социально-экономическое положение Мурманской области в 2006 году: доклад 2007.

Сокращение объема пассажирских перевозок всех видов транспорта, особенно железнодорожного, свидетельствует о снижении мобильности населения, что, по мнению академика Д.С.Львова, является одним из признаков снижения жизненного уровня населения.

Для Мурманского региона характерны как общегосударственные тенденции социально-экономического развития, так и специфические особенности геостратегического положения региона. Поэтому на снижение пассажирских перевозок в нашем регионе повлияло не только снижение жизненного уровня населения, но и миграционные процессы, приведшие к снижению численности населения в регионе. Динамика численности населения Мурманской области представлена в таблице 2.

Таблица 2 Численность населения Мурманской области (на 01 января)

Годы

Всего населения, тыс.чел.

В процентах к предшествующему году

В процентах к 1996 году

1996

1037,2

Х

100,0

2001

922,9

Х

89,0

2002

905,7

98,1

87,3

2003

889,8

98,2

85,8

2004

880,0

98,9

84,8

2005

872,8

99,2

84,1

2006

864,6

99,1

83,4

Источник: Социально-экономическое положение Мурманской области в 2006 году: доклад 2007.

К сожалению, миграционная убыль населения в регионе продолжает иметь место (таблица 3), хотя тенденция миграционных процессов имеет понижающий характер

Таблица 3 Общие итоги миграции населения в Мурманской области

Годы

Миграционная убыль населения, человек

Миграционная убыль населения на 1000 жителей

1995

26345

25

2000

15402

16,5

2001

14231

15,6

2002

12864

14,3

2003

6213

7,0

2004

4429

5,1

2005

5020

5,8

Источник: Социально-экономическое положение Мурманской области в 2006 году: доклад 2007.

Поскольку для оценки социально-экономического уровня развития региона, страны имеет уровень обеспеченности и доступности транспортных услуг, то исследование этих факторов представляет интерес в связи с тенденциями динамики численности населения территории

Территориальная доступность и обеспеченность транспортными услугами зависит от протяженности путей сообщения, площади территории и численности населения. Поскольку в Мурманском регионе ведущим является железнодорожный транспорт, определим динамику доступности и обеспеченности населения региона услугами железнодорожного транспорта, используя формулу Э.Энгеля

 

Таблица 4

Транспортная доступность и обеспеченность Мурманского региона  услугами железнодорожного транспорта

 

Годы

Численность

постоянного

населения

Показатели транспортной доступности и обеспеченности

dэ = , км на 100 чел.

Динамика доступности и обеспеченности транспортными услугами, темп роста в процентах к базисному

(1996) году.

1996

1037,2

7,28

100,0

2001

922,9

7,72

106,0

2002

905,7

7,79

107,0

2003

889,8

7,86

108,0

2004

880,0

7,90

108,5

2005

872,8

7,93

108,9

2006

864,6

7,97

109,5

 

Таким образом, как видно из таблицы 4, при негативном факторе – снижении численности населения в Мурманском регионе, транспортная доступность и обеспеченность транспортными услугами в регионе возрастает. Поэтому для характеристики доступности транспортных услуг следует оценивать не только территориальную доступность, но и экономическую, поскольку именно она характеризует уровень материального благосостояния населения.

В современных социально-экономических условиях критериями конечного результата социально-экономических преобразований должны стать качество жизни человека, его благосостояние, социальная и экологическая защищенность, что должна обеспечить эффективная экономика, важнейшей составной частью которого является транспорт.

Транспорт является одной из отраслей экономической инфраструктуры. Уровень развития транспорта в стране в определенной степени определяет уровень цивилизации страны.

Повышению экономической доступности транспортных услуг и снижению социальной напряженности по перевозке пассажиров в пригородном сообщении, повышению качества транспортных услуг будет способствовать система менеджмента качества, внедряемая на Октябрьской железной дороге и Мурманском отделении, как составной его части, и Соглашение о социально-экономическом партнерстве, взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Мурманской области, предприятиями базовых отраслей промышленности и транспортного комплекса, заключенное 26 октября 2007 года.

Литература

1. Конституция Российской Федерации.
2. Абрамова Е. Открытая лекция известного ученого экономиста / Менеджер.- 29 марта 2007.- С.1.
3. Единая транспортная система: Учеб.для вузов / В.Г.Галабурда, В.А.Персианов, А.А.Тимашин и др.; Под ред.В.А.Галабурды.- 2-е изд.с измен.и дополн.- М.: Транспорт, 2001.- 303 с.
4. Кузык Б.Н. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н.Кузык, Ю.В.Яковец.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.- 632 с.
5. Кузьмин В.П. Принципы системности в теории и методологии К.Маркса.- М., 1986.- 303 с.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. 2-е изд., Т.24.- С.64-65.
7. Отчет Мурманского отделения железной дороги ф.АГО-1 о путевом хозяйстве на 1 января 2004 г.
8. Социально-экономическое положение Мурманской области в 2006 году: доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области.- Мурманск, 2007.- 115 с.
9. Соглашение о социально-экономическом партнерстве, взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Мурманской области, предприятиями базовых отраслей промышленности и транспортного комплекса Мурманской области. 26 октября 2007 года.
10. Стальной стержень государства Российского // Мурманский вестник.- 30 октября 2007.- С.3.
11. Троицкая Н.А. Единая транспортная система / Н.А.Троицкая, А.К.Чубуков.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 240 с.
12. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р., Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002.- 752 с.
13. Чупров А.И.Железнодорожное хозяйство.- М., 1875.- С.69-70.

Транспорт


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

79.139.248.242

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .