Главная Система профессионального образования требует изменений
Система профессионального образования требует изменений Печать E-mail

По статистике, в настоящее время в России начальное профобразование получают около 3,2 млн. человек, а среднеспециальное — 2,6 млн. учащихся.

С каждым годом и количество обучающихся, и число учебных заведений растет, причем все больше с коммерческим уклоном. А, как известно, на рынке труда острый дефицит рабочих специальностей. Именно поэтому в рамках приоритетной национальной программы «Образование» на 2007 год предусмотрена поддержка 45 лучших профтехучилищ, техникумов и колледжей. Изменится и сама система начального и среднего профобразования. 

Для современной молодежи наиболее предпочитаемыми областями деятельности считаются экономика, финансы, юриспруденция, но будущие специалисты не задумываются о том, что будет после того, как они покинут стены учебного заведения. А тем временем промышленным предприятиям остро не хватает не только банкиров и юристов, но и ткачих и токарей. Кроме того, в эпоху высоких технологий, производство постепенно переходит на более современное и сложное в использовании оборудование, соответственно и работники должны знать и уметь намного больше, чем, к примеру, 15 лет назад. Учебные заведения должны готовить востребованных специалистов для высокотехнологичных производств.

Многие работодатели сейчас говорят, что предпочтительнее всего, когда трудоустраиваться приходят уже готовые специалисты, потому что переучивать вчерашних студентов просто нет времени. Все понимают необходимость реформирования системы начального и среднего профобразования, причем изменения должны коснуться не только самого процесса обучения, но также и сроков, которые в учреждениях начального и среднего профобразования сильно затянуты. Предприятиям довольно сложно сопровождать своего будущего сотрудника три-четыре года.

Для реформирования системы среднего образования чиновники предлагают несколько путей.

Совет директоров ссузов и профтехучилищ, Федеральный институт развития образования вместе с рабочей группой Российского союза промышленников и предпринимателей разработали собственную концепцию. Необходимо уходить от старой схемы, когда есть начальное и среднее профобразование. Идеальная модель для современного производства согласно их разработкам — инженер с высшим образованием руководит бригадой высоквалифицированных рабочих, прошедших подготовку в системе среднего профобразования.

То есть предполагается постепенное стирание границ между профтехучилищами и лицеями (начальное профобразование), техникумами и колледжами (среднее профобразование). Куда выгоднее для государства в материальном плане будут объединенные учреждения среднего образования. Разумеется, что все структурные изменения будут проводиться с учетом отрасли, к которой принадлежит учреждение, и его регионального положения.

Возникает необходимость в создании новых образовательных стандартов, приближенных к мировым. Единственный способ приблизить образование к реальной прикладной действительности — четко прописать, что должен уметь, например, тот же токарь. И далее обучать его по программе, которая реально отражает потребности работодателя, которому на производстве необходим этот токарь.

В настоящий момент уже готовы стандарты по IT-специальностям и авиастроению. На очереди — машиностроение и атомная энергетика.
Также необходимо открывать центры профессиональной сертификации. Молодой специалист, пришедший на предприятие, должен отработать на нем несколько лет и только после этого сдать экзамены и получить сертификат. То есть он становится мастером в результате не отсиженных за партой, а отработанных на производстве часов. После подтверждения квалификации сотрудники получают повышение в должности и прибавку к заработной плате. Профессиональные сертификаты должны выдаваться единой системой, чтобы человек, переходя с одного предприятия на другое не доказывал свое мастерство каждый раз.

Нужна система социальных и образовательных беспроцентных, долгосрочных кредитов. Это основная задача государства. Параллельно с этим планируется разработать систему рейтинга учебных заведений, чтобы определить те из них, которые готовят высококлассных специалистов, способных за короткое время вернуть государству одолженные у него деньги.

Согласно разработанной концепции в ссузах появятся преподаватели спецдисциплин в роли мастеров производственного обучения. Известно, что около 85% директоров ссузов — это пожилые люди с устоявшимися, но уже не столь современными методами работы. Им предложат места в попечительском совете, достойно оплачиваемые, но не столь ответственные. А на должность директоров учебных заведений предполагается назначать молодых энергичных менеджеров.

Давно пора модернизировать и материальную базу ссузов. Для этого предусмотрен конкурс в рамках национального проекта «Образование». Участвовать в нем смогут все учреждения начального и среднего образования федерального подчинения. Единственное требование заключается в том, что ссуз должен работать совместно с предприятием, на котором развито высокотехнологичное производство. Деньги, доставшиеся победителям могут расходоваться только на проект развитии учреждения. Начало конкурса — 1 января 2007 года. Учебные заведения – победители ( а их будет 40-45) получать выигрыш в размере 40-50 миллионов рублей.

Подготовила Татьяна Королёва

Персонал предприятия


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.17.174.239

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .