РЖД хочет максимизировать прибыль Печать

Глава РЖД Якунин заявил об убытках компании за I квартал текущего года в 16 млрд руб.

По словам Якунина, причиной убытков является заморозка тарифов на услуги компании и тот факт, что не были подняты тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов на 6,6%, как предлагал Якунин для компенсации заморозки тарифов.

Чистая прибыль РЖД, 2008 - 2013 гг., млрд руб.

Чистая прибыль РЖД, 2008 - 2013 гг., млрд руб.

Источник: Ведомости по материалам «Спарк-Интерфакс», РЖД

По словам Якунина, недополученные доходы приведут к сокращению инвестиционной программы РЖД, необходимости сокращать затраты на персонал и социально значимые расходы, потере компанией рейтингов.

Якунин не отказался от предложения компенсировать заморозку тарифов на услуги РЖД повышением на 6% тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов. Это дало бы компании дополнительно 16 млрд руб. и спасло бы ее от убытков. По словам Якунина, крупнейшая российская нефтедобывающая компания Роснефть получила в 2013 г. прибыль в размере 550 млрд руб. и вполне способна заплатить дополнительные 3,8 млрд руб. за перевозку нефти. При этом основной объем транспортировки нефти железнодорожным транспортом происходит в восточном направлении - в Китай и АТР, так как в западном направлении существует сеть нефтепроводов.

РЖД конкурирует с Транснефтью. Конкуренция идет не просто за объемы транспортировки нефти, но и за государственные и частные инвестиции в инфраструктуру. При транспортировке малых объемов нефти железная дорога оказывается выгоднее. При увеличении объемов перевозки нефти удельные эксплуатационные затраты нефтепровода снижаются, а железной дороги, напротив, увеличиваются.

Пороговой величиной, при которой нефтепровод оказывается выгоднее железнодорожного транспорта, является 50 млн т. а рост объемов перевозок до 80 млн. т выводит в лидеры трубопроводный транспорт: уровень инвестиций в строительство нефтепровода в расчете на тонну транспортируемой нефти снижается на 35 %, а удельных совокупных затрат - на 34,4 %. Для РЖД эти показатели растут на 43,6% и 58,1%, соответственно.

Плановые 80 млн. тонн нефти - проектная мощность системы нефтепроводов «Восточная Сибирь - Тихий океан». Однако сейчас объемы перекачки по существующим веткам ВСТО по техническим причинам не превышают 40 млн т в год. Выходит, в текущей ситуации для экспорта нефти на восток железнодорожный транспорт выгоднее и для государства, и для нефтеэкспортеров. Однако Транснефть из бюджетных средств реализует инвестпрограмму и намерена к 2030 г. увеличить пропускную способность ВСТО до 80 млн т. Но сейчас нефтепровод еще не построен, а возить нефть нужно: вот РЖД и бьется за текущие доходы.

Таким образом, попытки РЖД повысить тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов вызваны не только стремлением компенсировать заморозку всех иных тарифов, но и желанием использовать свое конкурентное преимущество перед трубопроводным транспортом.

Пока ж/д транспорт остается дешевле трубопроводного, РЖД может продолжать повышать тарифы.

Источник: компания "Неокон"

Транспорт