Главная К вопросу о стратегии экономического роста в Мурманской области
К вопросу о стратегии экономического роста в Мурманской области Печать E-mail

Реализация всех инвестиционных проектов позволит увеличить объем промышленного производства в Мурманской области

В последнее время Мурманская область представляет большой интерес для зарубежных партнеров-инвесторов. Это связано, прежде всего, с начавшимся освоением нефтегазовых месторождений шельфа северных морей. Именно с этой отраслью связаны экономические перспективы успешного развития региона.

30 августа 2006 г. в правительстве Мурманской области состоялась деловая встреча с финской делегацией. На встрече присутствовали члены национальной делегации Финляндии в Северном Совете, представители Северного инвестиционного банка, Министерства иностранных дел и Министерства торговли и промышленности Финляндии организации «Похьела-Норден», Лапландского университета. Возглавляла делегацию член Парламента Финляндии глава национальной делегации Финляндии в Северном Совете госпожа Оути Ойала.

В ходе встречи перед гостями выступил Борис Воробьев, заместитель губернатора Мурманской области, руководитель законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления. Он рассказал о новых проектах, которые будут реализовываться в нашем регионе. Пояснил финским парламентариям, что вскоре Мурманская область должна стать базовым регионом в освоении углеводородных ресурсов. Планируется, что в 2008-2010 гг. в регионе начнется добыча нефти и газа с морских месторождений. Шельфы западной Арктики при этом занимают особое положение, так как содержат в себе 75 процентов углеводородов. Главная роль в этих проектах отводится Штокмановскому месторождению, которое позволит удовлетворить потребности в газе всего Северо-Запада России и Европы. Запасы Штокмановского месторождения оцениваются в 3,8 триллиона кубометров газа. Общая стоимость проекта составляет около 12 миллиардов долларов, в том числе на территории Мурманской области - около 4 миллиардов долларов. Реализация всех инвестиционных проектов позволит увеличить объем промышленного производства в Мурманской области к 2010 году в полтора раза, в 2012 году он увеличится в 2 раза, а после 2015 года - почти в два с половиной раза.

В работе заседания принял участие Николай Бережной, руководитель департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области. Он рассказал гостям о сотрудничестве в сфере энергетики. Далее публикуются тезисы докладов.

- Мурманская область расположена на Кольском полуострове, севернее Полярного круга. Протяженность с запада на восток - 550 км, с севера на юг - 440 км, население - 872 тыс. человек. Экономика области сформировалась на основе уникальной минерально-сырьевой базы и биологических ресурсов Баренцева моря. На экономическую специализацию области повлияло также наличие незамерзающего залива и открытого входа в Мировой океан. Эти природные и географические особенности в значительной мере предопределили развитие региона, его внешний облик и значение для России - так начал свой доклад Борис Воробьёв.

На Кольском полуострове создан крупный индустриальный комплекс, который производит 100% апатитового концентрата, значительное количество никеля, меди, железорудного концентрата, редких металлов и слюд. Почти каждая шестая тонна товарной пищевой рыбной продукции России изготавливается в нашем регионе. Кольская атомная электростанция, 17 гидроэлектростанций полностью обеспечивают потребности региона в электроэнергии, но стоит заметить, что созданные возможности используются лишь на 80% (с учетом передачи части электроэнергии в Карелию и за рубеж).

Практические действия Правительства области с середины 1990-х годов были направлены на поиск путей стабилизации и восстановления производства. С 2005 года общий объем промышленного производства составил 137,6% к уровню 1996 года. Наблюдается восстановление основных промышленных отраслей области: цветная металлургия - 160,5%, черная металлургия - 154,1%, химическая промышленность — 130,3%, энергетика - 104,5%, пищевая промышленность, включая рыбную -134,8%.

При этом более чем вдвое снизился удельный вес прочих отраслей, главным образом лесной, деревообрабатывающей и местной промышленности. Назрела необходимость поиска новых источников роста.

Необходимость иметь целевые ориентиры и приоритеты долгосрочного социально-экономического развития области, понятные для бизнеса, власти и населения, послужила причиной разработки Стратегии до 2015 года.

Разработка стратегии велась специально образованной комиссией, в состав которой вошли члены Правительства области, руководители и специалисты ведущих предприятий области, ученые Кольского научного центра РАН.

Анализ существующих проблем и возможностей позволил выделить пять базовых комплексов, которые будут определять темпы и пропорции экономического развития области, обеспечивать занятость населения и формирование консолидированного бюджета, а также потребность в индустрии, успех малого и среднего бизнеса, внедрение научно-технических достижений. Базовые комплексы Стратегии: горнопромышленный, топливно-энергетический, рыбопромышленный, транспортно-коммуникационный, агропромышленный.

Диверсификация производства, создание и освоение новых технологий, внедрение инноваций; совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры; реконструкция и техническое перевооружение предприятий; повышение уровня комплексности использования сырья и углубление его переработки; снижение затрат и энергоемкости, улучшение экологических параметров производства - все это определено в качестве основных задач Стратегии.

Но кроме основных задач в базовых производственных отраслях области, Стратегией определены и другие приоритетные направления, такие как формирование условий для повышения конкурентоспособности продукции и услуг предприятий; подготовка кадров для всех отраслей и сфер деятельности, в первую очередь для освоения наукоемких технологий; улучшение делового климата и развитие малого предпринимательства.

За 2001-2005 годы объем продукции предприятий горнопромышленного комплекса вырос на 15%, превысив показатели, предусмотренные Стратегией. Этому способствовала благоприятная конъюнктура на внутреннем и внешнем рынках, а также принимаемые меры по реструктуризации предприятий комплекса, модернизации производства, внедрению современных технологий. На территории Мурманской области расположены крупнейшие в России предприятия горно-промышленного комплекса.

На ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» интенсивно ведется строительство подземного рудника «Северный-Глубокий», реализуется программа производства металлического кобальта и широкого спектра кобальтосодержащей продукции. Планируется расширение сырьевой базы хромитовых, ильменит-титаномагнетитовых руд, а также руд металлов платиновой группы и золота.

Реализация программы развития ОАО «Апатит» по вводу в эксплуатацию новых мощностей позволяет гарантировать сохранение объемов производства апатитового концентрата на уровне 8,5-9 млн. тонн до 2015 года, это создает основу для стабильной работы предприятия до 2050 года.

Благодаря внедрению новых технологий в ОАО «Ковдорский ГОК» увеличен выпуск апатитового и бадделеитового концентратов в дополнение к железорудному, что позволило предприятию сохранить респектабельность и повысить конкурентоспособность.

На Оленегорском горно-обогатительном комбинате успешно реализуется одно из важнейших мероприятий Стратегии: вовлечение в хозяйственный оборот руд глубоких горизонтов месторождений новым для предприятия подземным способом. В условиях исчерпания запасов в контурах карьеров это направление обеспечивает перспективу стабильности и эффективной работы минимум на 20 лет.

Кандалакшский алюминиевый завод по культуре производства и решению экологических проблем стал одним из лучших заводов в России. В августе текущего года здесь завершено строительство комплекса сухой газоочистки стоимостью 20 млн. долларов, которая позволяет 99% выбросов возвращать в производственный процесс, снижать удельный вес сырья и повышать эффективность производства. Вместе с тем, владельцы завода намерены инвестировать значительные средства в создание современного производства, которое позволит утроить выпуск первичного алюминия.

Модернизация и частичное обновление рыбопромыслового флота, развитие рыболовства позволило рыбохозяйственному комплексу области в 2005 году повысить прогнозируемые в Стратегии показатели.

Сельское хозяйство региона по-прежнему сохраняет свое значение в обеспечении населения продовольствием, диетическими продуктами питания. Принятое в 2005 году решение об удвоении бюджетной поддержки отрасли позволило обеспечить положительную динамику в производстве сельскохозяйственной продукции. Включение агропромышленного комплекса в число национальных проектов, позволит и этому сектору нашей северной области рассчитывать на реальную поддержку.

Объемы переработки грузов Мурманским морским торговым портом превысили предусмотренные Стратегией объемы на 40% за счет значительного увеличения перевалки угля на экспорт. Сложно переоценить значение этой отрасли как для региона, так и для страны в целом, поэтому необходимы совместные энергичные действия федерального центра, региона и бизнеса по ее развитию.

Основные стратегические направления развития транспортного комплекса региона будут связаны с реализацией Генеральной схемы развития Мурманского портового транспортного узла, которая не была предусмотрена стратегией экономического развития Мурманской области до 2015 года.

Мурманский морской порт - самый северный из незамерзающих портов России. Это крупнейший в мире порт, расположенный за Северным полярным кругом. В последнее время удалось повысить эффективность и конкурентоспособность Мурманского транспортного узла. Реконструкция торгового порта и дноуглубительные работы в Кольском заливе позволили принимать суда водоизмещением более 200 тысяч тонн, а такими возможностями не располагает ни один порт европейской части России. Построены нефтеперегрузочные комплексы общей мощностью по переработке более 20 млн. тонн нефти.

В соответствии с поручением Правительства РФ, научно-исследовательский институт «Ленииморпроект» разработал Генеральную схему развития Мурманского портового транспортного узла, ежегодный грузооборот которого составит более 45 млн. тонн к 2010 году и более 56 млн.тонн к 2015 году.

Планируется модернизировать и увеличить портовые мощности на восточном берегу и осуществить строительство новых терминалов на западном берегу Кольского залива. Во-первых, необходимо создать комплекс по перегрузке угля мощностью до 15 млн. тонн, состоящий из двух причалов общей длиной свыше 600 метров, способных принимать суда дедвейтом 150 тыс. тонн. Во-вторых, намечается создание комплекса по перевалке грузов и контейнеров мощностью до 3 млн. тонн, где будут обрабатываться суда дедвейтом до 65 тыс. тонн. В-третьих, предусматривается строительство трех комплексов по перегрузке нефти и нефтепродуктов мощностью 31,5 млн. тонн с глубоководными причалами, способными принимать супертанкеры.

После перемещения терминала перевалки угля с восточного на западный берег на освободившихся площадях будет расположен современный контейнерный терминал.

Генеральная схема утверждена Минтрансом РФ.

Необходимость придания Мурманскому порту, как и другим морским портам страны, статуса свободной зоны обусловлена намерением не проиграть в конкурентной борьбе с портами других стран после вступления России в ВТО.

Мурманский транспортный узел должен стать одной из опорных площадок страны в развитии экспорта транспортных услуг и реализации транзитной политики России.

В связи с этим, приоритетным объектом государственной поддержки в Арктике вновь становится Северный морской путь, который определен как самостоятельный Евроазиатский транспортный коридор. В превращении национальной транспортной магистрали в арктическую морскую транспортную систему и международный транспортный коридор для перевозки транзитных грузов важная роль, по-прежнему, отводится мурманским предприятиям и организациям. Наличие мощного ледокольного флота создает реальные предпосылки использования этого пути для транзитного судоходства в продленные сроки навигации и круглогодично - в западной части.

В ближайшей перспективе Мурманская область должна стать базовым регионом освоения углеводородных ресурсов шельфа Западной Арктики. Начиная с 2008-2010 гг. здесь будет развернута добыча нефти и газа, преимущественно за счет освоения газовых месторождений.
Шельф Западной Арктики, занимающий более 2,6 млн. км2 под водами Баренцева, Печорского и Карского морей, содержит около 75% всех запасов углеводородов шельфа России, это позволяет предположить, что в недалеком будущем здесь будет сформирован новый нефтедобывающий регион.

Освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения, получившего мировую известность, в перспективе позволит удовлетворить потребности в газе всего Северо-Запада России и Европы на многие годы, пополнить региональный и местный бюджеты, повысить качество жизни населения.

В свете будущего развития нефтегазовой отрасли принято решение о строительстве в Мурманской области завода по сжижению газа.

Сырьевой базой проекта служит Штокмановское ГКМ, его запасы оцениваются в 3,8 трлн. м3 газа. Проект потребует капитальных вложений в сумме 12 млрд. долларов США, в том числе 4,4 млрд. - в Мурманской области.

Реализация инвестиционных проектов, которые предполагается осуществить в 2006-2015 годах, позволит увеличить объемы промышленного производства в 2010 году более чем в 1,5 раза, удвоить в 2012 году, а 2015 - почти в 2,5 раза.

«Терветуула» - так приветствовал Николай Иванович Бережной делегацию финских парламентариев, начиная свой доклад.

Руководитель Департамента по строительству и ЖКХ посвятил свое выступление результатам совместной деятельности предприятий, участвующих в реализации на территории Мурманской области конкретных проектов областной Стратегии развития.

В 1999 году был подписан Меморандум о договоренности между Европейской Комиссией и Правительством РФ по финансированию программой ТАСИС строительных работ по проекту ТАСИС «Строительство международного автомобильного пункта пропуска «Салла», который находится на 72 км западнее п. Алакуртти и на 176 км восточнее г. Рованиеми (губерния Лапландия).

Открытие МАПП «Салла» связано с реализацией программы Баренц-Интеррег-Н, в соответствии с которой инвестируется строительство дорог в Финляндии. Этого транспортный коридор обеспечивает возможность пропуска 200-400 автомобилей в сутки, 150-200 тыс. человек в год.

Для придания ПП «Салла» международного статуса необходимо было выполнить работы по строительству самого перехода и реконструкции автомобильной дороги как с финской, так и с российской стороны. В период 1996-2000 гг. предусматривалось строительство МАПП «Салла» (автопереход), строительство линий электоропередач пос. Алакуртти - Государственная граница, реконструкция автодороги Сала - Алакуртти, строительство поселка пограничников и работников таможни, техническое оснащение и подготовка кадров.

На строительство МАПП «Салла» по проекту ТАСИС из средств Евросоюза было выделено свыше 5 млн. евро и около 35 млн. рублей с российской стороны. В сентябре 2002 года на российско-финляндской границе пункт пропуска введен в постоянную эксплуатацию.

Одновременно за счет финансирования ТАСИС осуществлялся проект строительства ЛЭП-35 «Кайлары» - МАПП «Салла». Успешное завершение работ позволило обеспечить пропускной пункт надежным энергоснабжением.

Большой объем работ по реконструкции и улучшению транспортных коммуникаций на подходах к КПП «Лотта» и ПП «Салла» выполнен ГУ «Мурманскавтодор».

Так, на автодороге Мурманск-Кола-Верхнетуломский-КПП «Лотта» введено 17,3 км дороги, построено три моста общей длиной 81 п.м., отремонтирован один мост длиной 48 п.м. Продолжается реконструкция автодороги Кола-МАПП «Салла». На автодороге Кандалакша -Алакуртти-МАПП «Салла» введено 26,5 км дороги. Построено 7 мостов. В 2001-2002 гг. в сторону пос. Алакуртти было уложено 20,7 км асфальтового покрытия. Ориентировочная стоимость дороги составит 6,1 млн. евро.

Для завершения работ по реконструкции на участке автодороги Кандалакша-Алакуртти-МАПП «Салла» (100-145 км) требуется изыскать 459 млн. рублей. В 2006 году на эти цели из областного бюджета планируется выделить 19,2 млн. руб.

Помимо вышеперечисленных проектов, в рамках двухстороннего сотрудничества между Мурманской областью и Губернией Лапландия в 2003 году был реализован проект «Кантабус», направленный на организацию нового автобусного маршрута Кандалакша-Рованиеми. С 1 июня 2003 года открыто регулярное движение автобусов ОАО «Мурманскавтотранс» по маршруту Кандалакша-Кемиярви и обратно, участок маршрута Кемиярви-Рованиеми обслуживают автобусы финской стороны. На линии Мурманск-Лотта-Ивало также работает рейсовый автобус.

Вопросы строительства, реконструкции, обустройства и содержания дорог активно решаются ГУ «Мурманскавтодором» на основе двухсторонних соглашений с дорожными службами губерний Финнмарк (Норвегия) и Лапландия (Финляндия).

В том же 2003 году на территории региона начата реализация еще одного проекта ТАСИС - «Развитие дорожного движения Мурманской области в рамках приграничного сотрудничества». На проведенных семинарах были определены конкретные мероприятия, направленные на повышение безопасности дорожного движения, снижения тяжести последствий при ДТП.

Нельзя не упомянуть о программе «Энергия-50», которая реализуется в Мурманской области с 1996 года.

В рамках этой программы проводятся международные форум, расширяется сфера контактов с различными компаниями Скандинавских стран и финансовыми фондами (ТАСИС, НЕФКО, СИДА). Участие в разнообразных конкурсах позволило привлечь более 6 млн. долларов иностранных инвестиций. Благодаря этим вложениям и собственным средствам появилась возможность перехода от малых пилотных энергосберегающих проектов к более крупным. Проекты реализованы и продолжают воплощаться в жизнь в городах и поселках Мурманской области (г. Мурманск, г. Снежногорск, мкр. Абрам-Мыс).

Кольская энергосистема Мурманской области уже более 30 лет сотрудничает с Финляндией. Ежегодная выработка электроэнергии Кольской энергосистемы составляет около 14 млрд. кВт/ч., из которых порядка 700 кВт/ч. экспортируется в Финляндию. В настоящее время ведутся переговоры с компанией «Энергия» (г. Ивало), на которых рассматриваются проекты по увеличению выдачи мощности.

В целях повышения эффективности пилотных проектов в сфере энергоресурсосберегающих и природоохранных технологий, а также для обеспечения подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов предприятий и учреждений ЖКХ, администрацией области, совместно с ректорами Мурманского государственного технического университета, создан учебно-исследовательский центр энергоресурсосберегающих и природоохранных технологий на базе МГТУ.

В 2000 году комитетом по ЖКХ, при участии фонда ТАСИС, завершена работа по созданию учебного центра на базе ПТУ № 14 для подготовки рабочих кадров по обслуживанию современного энергетического оборудования.

В настоящее время идет работа по созданию совместного предприятия для строительства коттеджей в поселке Зеленоборский. Будет решаться вопрос реализации национального проекта «Доступное жилье». В этой связи планируется сотрудничество с финской компанией «Лаппи-Талот» и торгово-промышленной палатой г. Оулу.

На сегодняшний день на стадии реализации находится проект по модернизации системы теплоснабжения Ленинского округа г. Мурманска. Работа идет совместно с компанией НЕФКО и Северным инвестиционным банком (Хельсинки).

Журнал "СЕВЕР строительный", № 10 октябрь 2006 г.

Еще статьи на тему "области":

Комитет по лесному хозяйству Мурманской области переехал

Заседание антитеррористической комиссии Мурманской области

Прямой вклад в будущее Мурманской области

Минерально-сырьевые ресурсы Мурманской области

Марина Ковтун проверила подготовку празднования 75-летия Мурманской области

Изменения в план мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

44.222.104.49

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .