Проект ШГКМ: Как съесть слона? По кусочкам! Печать

Штокмановское ГКМ по своим масштабам соотносится с другими нефтегазовыми проектами, как слон и что-нибудь более мелкое из животного мира

Если переходить к образным сравнениям, то Штокмановское ГКМ по своим масштабам, значимости, сложности реализации, финансовым затратам и использованию новейших технологий соотносится с другими нефтегазовыми проектами, как самое большое сухопутное животное слон и что-нибудь более мелкое из животного мира. А «есть» этого слона, на первых порах, а именно, первые 25 лет, будет компания специального назначения «Shtokman Development AG», созданная международным консорциум - «Газпромом», норвежской «StatoilHydro» и французской «Total», на которую возложены задачи по проектированию, разработке, строительству, финансированию и эксплуатации объектов первой фазы освоения Штокмановского ГКМ, а затем, единолично ОАО «Газпром», в лице его дочерней компании ООО «Севморнефтегаз».

Но помогать им в этом процессе надеются десятки, если не сотни отечественных и зарубежных компаний, мечтающие стать поставщиками товаров и услуг нефтегазовых гигантов. «Откусить от туши слона» кусочек пожирнее, обеспечить себе безбедное существование на долгие годы - предел мечтаний представителей малого и среднего бизнеса. Не случайно, весной 2006 года при поддержке правительства Мурманской области и норвежской компании «Статойл» была создана некоммерческая организация Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф», объединяющая ныне более 150 российских и зарубежных компаний. На счету «Мурманшельфа» без малого два десятка проведенных международных семинаров, в ходе которых участники Ассоциации готовятся стать поставщиками «Shtokman Development AG». В мае 2008 года состоялся очередной 19 семинар «Особенности участия предприятий малого и среднего бизнеса в нефтегазовых проектах на Севере».

Работа найдется для многих

Слова, вынесенные в заголовок статьи принадлежат руководителю проектов финской компании «AHMA ENGINEERS LTD» Олли Линноссуо, выступившего на семинаре. Его компания специализируется на реализации крупномасштабных строительных проектов от начала проектирования до сдачи заказчикам.

Олли Линноссуо остановился на вопросе управления современными проектами, приведя в качестве примера опыт работы своей компании, которая разбивает проекты строительства на этапы выполняемых работ, делегируя возможность принятия решения на более низкий уровень для сокращения сроков их выполнения. Сокращению сроков возведения объектов этой компанией способствует отход от традиционной схемы возведения объектов, когда за проектированием идет проведение тендера и выбор подрядчика, и лишь затем, строительство. Здесь исповедуют другую схему: строительство начинается по мере готовности проектов первых объектов.

Такая же схема используется и в Штокмановском проекте. Как было заявлено во время встречи в Мурманске губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова, генерального директора ООО «Севморнефтегаз» Юрия Комарова, вице-президента «StatoilHydro» Бенгт Ли Хансена и вице-президент Компании специального Эрве Мадео во втором квартале 2008 года строители выйдут на площадку где будет возведен портовый транспортно-технологический комплекс. Местом его строительства выбрано побережье Баренцева моря в районе поселка Териберка. Уже летом начнется подготовительная работа, несмотря на то, что вся техническая документация по возведению портового транспортно-технологического комплекса по производству сжиженного природного газа будет готова к первому кварталу 2009 года, а полномасштабная работа начнется в 2010 году, с тем, чтобы в июле 2012 года начать поставки природного газа, а в январе 2014 года отправить первую партию сжиженного газа на экспорт.

Начальник службы технического надзора Управления по организационно-техническому сопровождению проекта освоения Штокмановского ГКМ ООО «Севморнефтегаз» Всеволод Жуков детализировал особенности реализации Штокмановского проекта. На долю морского газового промысла придется 49 % от общих капиталовложений в проект. Основным технологическим элементом станет ледостойкая полупогружная платформа типа TLP или SPAR с одновременным бурением и эксплуатацией скважин.

На каждой из платформ предполагается установка оборудования как для бурения скважин, так и для подготовки газа к транспортировке по подводному магистральному газопроводу в одной фазе. Предполагается установка трех платформ в разных частях месторождения, к которым будут подсоединены по три системы с кустами скважин подводного закачивания. Всего будет построено 156 скважин, в т.ч. с подводным закачиванием – 40. Платформы будут связаны с берегом тремя подводными магистральными газопроводами «платформа – берег» длинной 580 км каждый, строительство которых составит 17 % от общих капиталовложений в проект.

Портовый транспортно-технологический комплекс (ПТТК), предназначенный для приёма природного газа, поступающего со Штокмановского ГКМ по подводному газопроводу, подготовке его к сжижению и к сухопутному транспорту по магистральному газопроводу Териберка – Волхов, а также производству сжиженного газа и отгрузки его судами – газовозами, планируется возвести в три стадии.

На первой стадии будет возведена одна технологическая линия первой очереди завода по производству и отгрузке СПГ, специализированный морской порт для отгрузки СПГ, а также размещения портофлота, одна установка по подготовке газа к транспорту (УПГТ) по сухопутному магистральному газопроводу на Волхов, база технического обслуживания и ремонта, предназначенная для обеспечения бесперебойного функционирования морского добычного комплекса и морского магистрального газопровода. Первая фаза освоения месторождения предусматривает добычу 23,7 млрд кубометров природного газа в год и начало поставок по газопроводу в 2013 году, сжиженного природного газа - в 2014 году.

Сумма затрат по первой фазе проекта составил около $12 млрд, а не $15 млрд, как предполагалось еще летом. Это связано с оптимизацией затрат по проекту.

Вторая стадия предусматривает строительство второй технологической линии первой очереди завода и второй установки по подготовке газа к транспорту (УПГГ).

Третья стадия предполагает строительство второй очереди завода СПГ из двух технологических линий и расширение специализированного морского порта.

Правление ОАО "Газпром" одобрило обоснование инвестиций по проекту разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения.

Важным моментом является то, что «Газпром» увеличил запасы Штокмановского ГКМ по газу с 3,7 до 3,8 трлн. м3. и по газовому конденсату с 31 млн. тонн до 37 млн. тонн. Это дает "Газпрому" возможность сократить числе эксплуатационных скважин при реализации первой фазы проекта. Предположительно, с учетом информации, полученной при бурении седьмой скважины летом 2006 года, дебит на одну скважину составит 4 млн. м3 в сутки, тогда как раньше его оценивали в размере 2,5-2,8 млн. м3 в сутки, что и позволяет сократить количество скважин.

Предполагается начать бурение скважин в конце 2009 или в начале 2010 года. Газоносные пласты залегают на глубине от 1900 до 2300 метров. Выполнять буровые работы придется в сложных условиях, обусловленные большой площадью месторождения – 1400 м2, высотой волн моря, достигающих 28 метров, дрейфующими айсбергами, массой до 1 миллиона тонн и ледовыми полями до полутора метров толщиной.

Завершить строительство всех объектов по разработке Штокмановского ГКМ планируется в 2019 году. На стадии строительства будет задействовано до 3 тысяч человек, а всего планируется использовать труд около 11 тысяч человек.

Начальник службы технического надзора Управления по организационно-техническому сопровождению проекта освоения Штокмановского ГКМ ООО «Севморнефтегаз» Всеволод Жуков заявил, что для малых и средних предприятий открываются широкие возможности по участию в поставках оборудования, товаров, услуг, выполнению строительных работ в рамках этого грандиозного проекта. Но для большей вероятности победы в тендерах, он предложил компаниям объединяться. И прецедент в Мурманской области уже создан.

Вместе мы – сила

В январе 2008 года под эгидой НО «Мурманшельф» в Мурманске завершилось создание консорциума «Мурманшельф строительство», в который вошли основные строительные компании Мурманской области, а также СРЗ «Нерпа», входящий в ФГУП «Центр судоремонта «Звездочка».

Удалось создать объединение производственных, финансовых и интеллектуальных ресурсов предприятий строительного комплекса для совместного участия в реализации крупных проектов на территории Мурманской области. Это позволит консолидировано представлять интересы региональных поставщиков строительных работ в тендерных процедурах, проводимых генеральными подрядчиками. Консорциум «Мурманшельф строительство» объединил в своих рядах более 5000 тысяч строителей различных специальностей. Возможно, им предстоит уже летом этого года приступить к выполнению работ на месте будущего строительства поселка газовиков и ПТТК.

Важным шагом в обеспечении местных предприятий заказами стало направление от имени губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова письма, подготовленного Ассоциацией «Мурманшельф» при поддержке областного Департамента промышленности и транспорта в адрес президента «Газпрома» А.Б. Миллера с просьбой закрепить за региональными поставщиками конкретный объем работ по Штокмановскому проекту с соблюдением формальных процедур выбора предприятий, обладающих соответствующим потенциалом.

В феврале 2008 года в Мурманске представители ОАО «Газпром», ООО «Севморнефтегаз», французской компании «Total», норвежской «StatoilHydro», ОАО «Гипроспецгаз» уже обсуждали вопросы привлечения местных предприятий к участию в Штокмановском проекте.

Свою позицию участникам совещания обозначил начальник Управления по обустройству сухопутных объектов ООО «Севморнефтегаз» Валерий Чирков. Он отметил, что работы на промышленной площадке будут выполняться с 1 июня 2008 по лето 2010 года. На первом этапе на строительных работах будет занято около 500 человек, которых предстоит обеспечить техникой, а это около 200 единиц строительных машин и механизмов, которые необходимо доставить морем из порта Мурманск в Териберку, жильем, материалами. Все это предстоит выполнить летом 2008 года.

В Мурманской области предстоит развернуть завод по подготовке (обетонированию) труб для подводного газопровода и их складированию. Его строительство займет два года (2009 – 2011). К бурению скважин «Компания специального назначения» приступит в 2010 году. К этому времени необходимо будет развернуть мощности по обеспечению процесса бурения. Этим уже сейчас занимается мурманский филиал ООО «Газфлот», создавший базу для буровой техники.

Юрий Харченко заверил директорский корпус, что к ремонту и обслуживанию подводных добычных комплексов, изготовлению запасных частей будут привлекаться предприятия Мурманской области. Большой комплекс работ связан с проведением изысканий по акватории порта, будущем месте размещения подводного добычного комплекса и трассе подводного газопровода. Этим уже занимаются мурманские специалисты из ОАО «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции».

В Мурманской области насчитывается более трех тысяч малых и средних предприятий, демонстрирующих свое динамичное развитие в последние пять лет. Правительство Мурманской области предпринимает меры по их поддержке. В частности, принят закон Мурманской области «О содействии развитию малого и среднего предпринимательства в Мурманской области», внедряются механизмы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, субсидируются затраты по инвестиционным кредитам, по разработке систем менеджмента качества, без наличия которых невозможно рассчитывать на получение заказов в рамках Штокмановского проекта. Предпринимаются меры по сокращению административных барьеров, тормозящих развитие предпринимательства.

В Мурманской области разработана Региональная целевая программа «Развитие малого и среднего бизнеса в Мурманской области», включающая в себя пять разделов, в т.ч.:

1. Совершенствование государственного управления развитием малого и среднего бизнеса

2. Содействие начинающим предпринимателям

3. Содействие внедрению информационных технологий и технологическому перевооружению предприятий

4. Содействие реализации проектов и программ в сфере малого и среднего предпринимательства

5. Содействие развитию инфраструктуры малого и среднего предпринимательства

Предпринимаемые Правительством Мурманской области и Ассоциацией «Мурманшельф» меры должны способствовать развитию малых и средних предприятий, их подготовке к жесткой конкуренции с отечественными и зарубежными компаниями за право участия в работах по реализации Штокмановского проекта.

Юрий Банько

Нефть и газ

Еще статьи по теме "Проект"

«Норильский никель» будет продвигать свои проекты в Мурманской области

Стратегические инвестиционные проекты

Международные проекты в части охраны труда

Проекты постановлений правительства

Нефтегазопоисковые проекты ОАО "Сибнефть" на шельфе Чукотки

Масштабные проекты в Мурманской области