Меморандум второго съезда строителей Северо-западного федерального округа Российской Федерации Печать

Развитие жилищного строительства на Северо-Западе не в полной мере соответствует потребностям населения 

Участники Второго Съезда строителей Северо-Запада Российской Федерации, представляющие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, организации и предприятия инвестиционно-строительного комплекса, риэлтерские фирмы, банки, страховые компании и иные финансовые институты, профессиональные общественные объединения, заслушав и обсудив доклады по актуальным проблемам строительной отрасли отмечают, что:

За период, прошедший с проведения Первого Съезда строителей Северо-Запада, произошли определенные позитивные изменения в сфере строительства как в количественном, так и в качественном отношении:

- увеличился объем ввода жилых домов. Начиная с 2000 по 2006 год объем введенного в эксплуатацию жилья увеличился с 30.3 до 50.2 млн. квадратных метров на 165.% в целом по России и на 158 % по Северо-Западному федеральному округу.

- ипотечное кредитование стало реальным фактором, влияющим на величину платежеспособного спроса на рынке; доступность ипотечных кредитов для населения повысилась за счет снижения ставок по выдаваемым кредитам и первоначального взноса заемщика,;

- получили определенное развитие альтернативные механизмы, расширяющие возможности населения по приобретению жилья, прежде всего: строительство жилья за счет бюджетных средств, создание жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативов.

В тоже время, участники Съезда отмечают что:

Развитие жилищного строительства на Северо-Западе, как и в целом по стране, не в полной мере соответствует потребностям населения. При общей положительной динамике возведения жилья объемы нового жилищного строительства лишь ненамного перекрывают его выбытие за счет нарастающего объема ветхого и аварийного жилья. Развитие ипотечного кредитования и другие факторы повышения платежеспособного спроса населения на жилье привели к быстрому вымыванию с рынка дешевых квартир и резкому росту цен.

Недостаточна эффективность правового регулирования строительства, в том числе правовой базы создания доступного жилья. Это связано не только с недостатками и пробелами на уровне подзаконных актов, но и с дефектами федеральных законов. В частности, анализ показывает, что фиксированные Земельным и Градостроительным кодексами РФ механизмы "комплексного освоения земельных участков" и "развития застроенных территорий" - частные случаи общих механизмов развития (девелопмента) территорий, обеспечивающие только создание жилья повышенного качества и цены. Далеко от приемлемого для практического применения состояние правовой базы долевого участия в строительстве.

При почти полной утрате эффективности механизмами административного управления процессами в области строительства, до сих пор отсутствуют развитые формы альтернативных механизмов управления путем саморегулирования и координации.

- Ощущается острая нехватка инженерно подготовленных территорий под жилищную застройку, что является одним из главных ограничителей увеличения объемов жилищного строительства.

- Имеются серьезные недостатки в подготовке и проведении подрядных торгов на объекты недвижимости, особенно аукционов по
жилищному строительству.

- Недостаточно задействованы эффективные механизмы управления и координации процессами в жилищной сфере, особенно взаимодействие органов государственной власти и бизнеса. В ряде субъектов Федерации слабо организованы и малочисленны общественные бизнес-сообщества в строительстве.

Не отвечают требованиям работодателей количественные и качественные показатели подготовки профессиональных кадров в области строительства.

Участники Съезда считают необходимым сосредоточить усилия на следующих важных направлениях:

1. Расширение государственных программ, создающих условия для роста инвестиций в жилищное строительство, в том числе по инженерной подготовке и развитию социальной инфраструктуры застраиваемых территорий, по расселению аварийного и ветхого жилья.

2. Обеспечение безопасности, прочности, эксплуатационной надежности и других аспектов качества строительной продукции, включая
ускоренную разработку надлежащей системы технических регламентов и нормативной базы саморегулирования в строительстве

3. Продолжение работы по обеспечению жильем граждан на основе развития массового ипотечного кредитования, альтернативных источников инвестирования, расширяющих возможности населения по приобретению жилья, создание условий для привлечения инвестиций в жилищное строительство, увеличение объемов строительства социального жилья для малоимущих граждан за счет бюджетных средств.

4. Адаптации разрабатываемой системы технических регламентов в строительстве к новым социально-экономическим условиям, ориентировании ее на создание нормальных условий жизнедеятельности населения, защиту жизни и здоровья граждан, охрану окружающей среды, энергосбережение.

5. Развитие в каждом субъекте Северо-Запада профессиональных, влиятельных общественных объединений строительной отрасли, укрепление деловых связей между такими профессиональными сообществами Северо-Западного региона на межрегиональном и общероссийском уровне.

6. Развитие деловых связей строительного сообщества Северо-Западного региона с партнерами ближнего зарубежья (стран СНГ).

Участники Съезда обращаются к:

Государственной Думе и Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Ускорить принятие Федерального закона о внесении дополнений в Градостроительный кодекс РФ в части саморегулирования в строительстве.

2. Ускорить принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части определения обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению земельных участков для строительства, установления условий и порядка приобретения земельных участков.

3. Ускорить принятие Федерального Закона «О строительно-сберегательных кассах» с подзаконными актами, обеспечивающими развитие системы стройсберкасс, как дополнительного механизма привлечения инвестиций в строительство.

Правительству Российской Федерации

1. Принять Постановление Правительства Российской Федерации «О резервировании земельных участков для государственных и
муниципальных нужд».

2. Принять меры по скорейшему внедрению новых принципов налогообложения, таможенного и антимонопольного регулирования,
направленных на стимулирование производства строительных материалов, совершенствование технологий и удешевление строительной продукции.

3. Разработать новые принципы и подходы в градостроительной политике, устанавливающие конкретные требования целевого
использования земельных участков.

4. Принять меры по совершенствованию государственной жилищной политики и развития партнерства в целях сближения интересов бизнеса и государства на основе изучения опыта взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с компаниями, а также финансовыми институтами, занимающимися вопросами жилищного строительства.

5. В целях обеспечения баланса интересов строительных, эксплуатационных организаций, производителей строительных материалов и конструкций, потребителя, органов власти привлекать их разработке и экспертизе технических регламентов.

6. Разработать и принять систему подготовки профессиональных кадров с учетом заинтересованного участия органов федеральной и региональных властей, работодателей и профсоюзов.

Участники съезда выражают уверенность в том, что совместными усилиями органов государственной власти субъектов федерации Северо-Запада, муниципальных органов управления, строительных бизнес-сообществ, коммерческих банков и других участников инвестиционно-строительного процесса будут успешно решаться проблемы развития регионов и осуществления задач национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Принято единогласно __________ участников II съезда строителей Северо-Запада.

СТРОИТЕЛЬСТВО И ЖКХ

Еще статьи на тему "строительства":

Новые программы в области безопасности строительства

Перспективы строительства - положительные

Повышение квалификации строителей - это залог качества строительства

Необходимо увеличить объёмы жилищного строительства

Перечень программ повышения квалификации в области строительства