Главная Рыбацкий конвейер
Рыбацкий конвейер Печать E-mail

«Берег - промыслу, промысел - берегу!» - под таким девизом из года в год развивалось и совершенствовалось социалистическое соревнование между флотами и береговыми предприятиями Мурмана.

Еще это соревнование называли «Договором 14-ти» по числу трудовых коллективов-смежников, участвующих в нем. В свою очередь основные «соревнующиеся стороны» входили в ВРПО «Севрыба», которое и без того было призвано обеспечивать бесперебойную работу рыбацкого конвейера. Но одно дело планы, другое - авралы, когда надо задействовать так называемый человеческий фактор, когда надо не приказать, а попросить. А вот просить-то партийные функционеры не умели и не хотели, вмешиваясь во внутрихозяйственную деятельность предприятий и кивая при этом на «Договор 14-ти».

Что же волновало руководителей рыбного Мурмана в середине восьмидесятых, в частности, в начале 1985-го года? Управление Мурманского тралового флота было обеспокоено сокращением промыслового времени, то есть времени нахождения флота на промысле, когда можно с максимальной отдачей использовать каждое судно. Увеличивались сроки перехода с промысла в порт, а на берегу время терялось в ожидании причалов, при выгрузке рыбопродукции, бункеровке судов.

- Что еще мешает? - спрашивал с газетной полосы заместитель начальника тралфлота по экономике Ю.А.Зиньков12 . И отвечал: - Мешают конструктивные недоработки новой техники, в частности, рыбосортировочных машин. Не секрет, что порой в море уходит «сырое» оборудование. Казалось бы, давно пора ловить рыбу, а наладчики мучаются над тем или иным агрегатом. Время - делу. Вот таков должен быть принцип и наш, и наших смежников. Ведь делаем мы одно общее дело».·

- Наш коллектив значительно перевыполнил план по выпуску продукции в разделанном виде, - рапортовал исполняющий обязанности генерального директора объединения «Мурманрыбпром» Э.К.Наумов13 . - Это выгодно всем: покупателю, так как мы предлагаем ему товары улучшенного ассортимента; объединению, поскольку при этом возрастает стоимость пищевой продукции; экипажу, ведь трудоемкий процесс разделки оплачивается лучше, чем выпуск «кругляка». Кроме того, при изготовлении разделанной рыбы экономится емкость трюмов и, что не менее важно, сокращается число подходов траулеров на выгрузку к транспортным рефрижераторам, то есть сберегается промысловое время.

О достижениях говорили и управленцы «Севрыбхолодфлота»14 , слагаемыми успеха называя переоборудование плавбаз «Григорий Лысенко» и «Полярная звезда» под пресервное производство, а плавбазы «Маточкин Шар» - под консервное. Моряки и работники служб флота стремились содержать суда в хорошем техническом состоянии. Многие экипажи производили ремонт механизмов своими силами, опять же высвобождая столь дорогое промысловое время.

Свои не менее высокие обязательства имел и коллектив Мурманского морского рыбного порта. Чтобы обеспечить быстрейшую обработку судов, приходящих в порт «по зеленой», то есть не прерывая рейсовое задание, докеры решили трудиться по-ударному: обрабатывать суда типа «Карл Либкнехт» за 7 суток, типа «Сибирь» - за 5 суток, большие морозильные траулеры - за 48 часов. Лучшей и быстрой обработке судов должна была способствовать бригадная форма организации труда. Так в тесном контакте со смежниками можно обеспечить четкий ритм всего судоперерабатывающего комплекса.

Не отставали от портовиков и судоремонтники, стараясь не задерживать суда у причалов и в доках. Запас прочности обязательствам тружеников объединения «Мурманская судоверфь»15 придавали такие мероприятия, как реализация комплексного плана повышения эффективности производства и качества работы, аттестация рабочих мест, внедрение в производство достижений технического прогресса.

«Перевыполнить плановое задание по объему производства на 1,5 миллиона рублей», - эту строку из встречного плана коллектива Мурманского рыбокомбината прокомментировал заместитель генерального директора комбината Ю.В.Мананков17 :

- Полтора миллиона рублей - цифра для нашего коллектива скромная, - пишет он. - Однако следует учитывать, что с каждым годом из-за трудностей с поставками сырья предприятие работает все с большим напряжением. Хочу напомнить, что значат для нашего коллектива цифры выполнения и перевыполнения задания по выпуску валовой продукции. В случае успешной работы в фонд материального поощрения будет начислено свыше миллиона рублей. Из них 600 тысяч составят фонд соцкультбыта...·

Как видим, только Мананков, не изменяя своей особой, экономической точке зрения на проблемы, действительно увязал интересы коллектива с интересами других партнеров-смежников по «Договору 14-ти». Он сказал понятные каждому работяге слова, что раз рыба сама идет в руки, значит, ее надо суметь принять и обработать, чтобы потом получить дополнительное материальное вознаграждение и другие осязаемые блага. И не нужны для этого никакие лозунги и договоры. Всякого рода мероприятий, программ и нормативных документов хватало с избытком. Не было одного - ответственности тех, от кого зависел успех общего дела. А от кого он зависел, этот успех? От рыбака, стоящего на вахте, или рыбообработчицы, выполняющей сменное задание? От капитана экипажа или начальника цеха, завода? От флотоводца или руководителя рыбоперерабатывающего комплекса? От работника «Севрыбы» или заведующего отделом обкома КПСС? От министра рыбного хозяйства страны или партийного лидера? Да, от каждого из них, если их интересы совпадали. Но как, какой компьютерной машине поручить подсчитать-сложить интересы моряка приемотранспортного флота и рыбака промыслового объединения, интересы экипажа и флота, слесаря-судоремонтника и прораба, рыбообработчика и работника сбытовой организации, продавца и покупателя? Нормы, оклады, паи, тарифы, показатели-аттестации.... И тогда на помощь приходили лозунги и призывы, медали и ордена, переходящие красные знамена и вымпелы в честь победителей социалистического соревнования. Все то, что можно назвать идеологической работой в массах. Обращались к социалистическим ценностям общества, к совести отдельного человека. И человек откликался. Откликался раз, откликался два, откликался, пока не понимал, что его обманывают. Обманывают нагло, открыто, себе во благо.

...Однако вернемся к столь важной проблеме, как обеспечение бесперебойной работы рыбацкого конвейера. В середине 1980-х годов Северный бассейн испытывал острую нехватку транспортных рефрижераторов, которые в море забирали рыбопродукцию у промысловых судов и доставляли ее в порт. Имея минимум транспортов, «Севрыба» старалась сделать все для того, чтобы обеспечить ими прежде всего отдаленные районы промысла, где экипажи судов, набрав полный груз, подчас вынуждены были дрейфовать в ожидании выгрузки. Иное дело Баренцево море. Работающим здесь экипажам далеко не всегда было выгодно дожидаться подхода транспортов, и они шли на разгрузку в порт «по зеленой». То есть становились как бы лишними, внеплановыми судами для порта, рыбокомбината, железной дороги.

Отряд этих внеплановых судов нередко пополнялся траулерами, которые буквально за несколько дней до окончания рейса набирали полный груз и выгружать его в море на ТР не было смысла. То есть приход «по зеленой» был объективен, экономически и морально оправдан. Пока судно стояло у причала под выгрузкой, флотские береговые специалисты могли его подремонтировать, снабдить всем необходимым, да и сами рыбаки имели возможность в какой-то мере отдохнуть от моря, побывать дома, повидать близких. Но ведь происходило это все в стране, где план - закон, а незапланированная инициатива.... Да-да, беззаконие, за которое надо наказывать. А если не наказывать, если, наоборот, попытаться обустроить рыбакам «зеленую улицу» в родной порт?

Для этого надо предугадать, знать периоды промысловых «вспышек» в Баренцевом море, чтобы держать «на товсь» все имеющиеся резервы, заранее подготовить причалы, сформировать дополнительные бригады грузчиков, рассчитать количество вагонов.... И вместо упреков в адрес партнера-смежника неплохо бы берегу держать связь с морем и непосредственно у флагмана промысла узнавать, как складываются дела с направлением судов в порт на выгрузку. Или флагману информировать порт об этом. Или.... Все упиралось в сроки, ведь работа столь мощных производственных структур, как морской рыбный порт, рыбообрабатывающий комбинат, отделение Октябрьской железной дороги \не забудем и продавцов, управление «Севрыбсбыт»!\ планировалась не за день-неделю-месяц. А рыба, как известно, дело водяное. Но так может сказать только дилетант. Зачем же тогда ПИНРО18 со своими перспективными прогнозами, да и разве многолетний опыт поморов-промысловиков не может сказать их нынешним потомкам в «Севрыбе» о наиболее уловистых сроках рыбалки в Баренцухе?

Впрочем, и сроки эти всем были хорошо известны - путина. В восьмидесятые годы речь шла о мойвенной путине, проходившей дважды в год - весной и осенью. И каждый раз, именно весной и осенью, во время промысла мойвы, образовывались заторы на пути судов к причалам. Это было как стихийное бедствие, как начало отопительного сезона у коммунальщиков, для которых приход зимы вовсе не является объективной причиной для работы котельных.

- Уж таков русский человек! - воскликнет иной оптимист. А пессимист молча укажет на нестыковку интересов участников социалистического соревнования под девизом «Берег - промыслу, промысел - берегу!» В те годы партийные работники и специалисты «Севрыбы» причины сбоев в производственном ритме рыбацкого конвейера видели в плохой работе и нежелании оценить оперативную обстановку отдельных руководителей предприятий-смежников. На том и остановимся, попытаясь взглянуть на проблему не с берега, а с моря, с борта промыслового судна.

12 - ЗИНЬКОВ Юрий Александрович, председатель совета директоров АО «Мурманский траловый флот», экономист. Родился в 1950 году на Украине. С 1976 года работал в тралфлоте. Ходил в море и учился. Окончил институт народного хозяйства в Одессе. В 1983 году был назначен заместителем начальника флота. С 1988 по 1990 годы работал советником министра рыбного хозяйства Йеменской республики. Вернулся в тралфлот. В 1997 году был избран председателем совета директоров АО «Мурманский траловый флот».

· Время - делу, «РМ» от 18 января 1985 г.

13 - НАУМОВ Эдуард Константинович \1937-1989\, капитан дальнего плавания, в 1982-84 годах начальник Севрыбпромразведки, в 1984-86 годах директор «Мурманрыбпрома», в 1986-89 - первый заместитель генерального директора «Севрыбы». Родился в Амурской области, русский. Окончил Мурманское высшее мореходное училище \1961\ и Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР \1982\. Ходил в море третьим, вторым, старшим помощником капитана, с 1965 года капитан среднего рыболовного траулера, с 1969 - капитан-директор БМРТ, с 1973 - капитан-флагман на промысловых судах Мурманрыбпрома. Был морским инспектором и заместителем гендиректора этого объединения. Умер и похоронен в Мурманске.

· Реальные рубежи, «РМ» от 18 января 1985 г.

14 - «СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ», рыбохозяйственная организация, созданная 1 января 1965 года в Мурманске. В ее распоряжении были транспортные, рефрижераторные суда, плавбазы и танкеры (в 1990 году более 80 плавсредств). Главные задачи: доставка промысловым судам топлива, воды, тары; прием уловов от рыбаков в море, переработка их и доставка в порт. С 1992 года «Севрыбхолодфлот» - акционерное общество открытого типа, с 1994 - холдинговая компания.

15 - МУРМАНСКАЯ СУДОВЕРФЬ, предприятие для ремонта действующих рыбопромысловых и транспортных судов рыбной промышленности и производства оборудования для рыбалки и рыбообработки. Начала действовать 1 декабря 1924 года на базе плавмастерской «Ксения» и Александровской мастерской. Первый металлический рыболовный траулер «Михаил Громов» спущен на воду 12 декабря 1939 года. В годы войны на ремонт к причалам судоверфи вставали и корабли Северного флота, все цеха так или иначе работали на нужды фронта. Производственное объединение «Мурманская судоверфь» образовано в 1963 году на базе судоремонтно-судостроительной верфи, завода междурейсового ремонта флота и Абраммысских судоремонтных мастерских. С 1966 по 1992 годы содержало многотиражную газету «Судоремонтник». Акционировано в 1992 году, претерпело ряд структурных реорганизаций с ликвидацией отдельных производств и значительным сокращением штата. В 1997 году ввиду возможного банкротства решением арбитражного суда было введено внешнее управление.

16 - МУРМАНСКИЙ РЫБООБРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМБИНАТ - многопрофильное предприятие по переработке рыбы. Создан в марте 1931 года. В его состав вошли холодильные, посолочные, филейные, коптильные производства. Позднее в состав комбината вошли жестянобаночная фабрика и бондарный завод. В 1937 году вошел в строй коптильный завод. В 1964 году переданы Кандалакшский консервный и Умбский рыбозаводы. В ходе экономических реформ девяностых годов акционирован, распался на несколько самостоятельных фирм.

17 - МАНАНКОВ Юрий Васильевич, зам. гендиректора Мурманского рыбокомбината по экономическим вопросам. Родился в 1937 году, образование высшее. Работал слесарем-сборщиком, электриком, радиомонтажником, радиомехаником, первым помощником капитана на судах «Севрыбхолодфлота», заместителем начальника, начальником управления «Севрыбсбыт», заведующим отделом легкой, пищевой промышленности Мурманского обкома КПСС. В 1990-е годы, после развала рыбокомбината, занимался предпринимательской деятельностью по реализации рыбопродукции.

· Встречный... «РМ» от 18 января 1985 г.

18 - ПИНРО, Полярный институт научного рыболовства и океанографии, главная научная база рыбной промышленности Северного бассейна. Декрет об его организации 10 марта 1921 года подписал В.И.Ленин. Экспедиционные суда ПИНРО еще до 1941 года обследовали район от Шпицбергена до Канина Носа, от Гренландии до Новой Земли. Институт первым в стране применил подводные гидростаты и фотосъемку для изучения рыб в естественных условиях, авиапоиск. Имеет международный авторитет в области рыбохозяйственных исследований.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.147.104.120

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .