Главная 9. Начало реформ 1986 год часть 2
9. Начало реформ 1986 год часть 2 Печать E-mail

К слову сказать, в том 1986 году внештатный корреспондент нашей редакции В.Сексте рассказал о довоенном редакторе рыбацкой газеты А.И.Вяткине, который в июле 1941 года был политруком на сторожевике «Пассат». Защищая два безоружных траулера, экипаж СКР-22 «Пассат» завязал неравный бой с тремя фашистскими эсминцами. Именно Вяткин вместе с командиром Окуневичем приняли решение повести сторожевик навстречу врагу.

Впервые на страницах еженедельника с большой, программной статьей выступил Ю.Б.Прутков, в то время начальник Мурманского мореходного училища. Доходчиво разложив все по полочкам, он пишет:

- Для начала давайте разберемся: кто мы, Мурманское мореходное училище, есть? То, что кузница кадров, резерв флота - это понятно. Ну а статус этой «кузницы»? К какой категории подразделений общества мы относимся? В вопросах финансирования и материально-технического развития, увы, к соцкультбыту. «Увы» потому, что это не только принято, но и узаконено. Рискуя пойти вразрез с общепринятыми установками, все же скажу: это неверно по самой своей сути. В нынешнее острое время, когда нашим государством взят курс на ускорение научно-технического прогресса, отраслевые учебные заведения типа нашего ММУ необходимо считать началом производства...

\«Острое время», «государством взят курс» - мне нравятся подобные фразы начальника, без громких слов о перестройке и планов партии-правительства. Наверное, действительно сам писал и думал о деле, о реальной пользе для училища, а не о том, как будет выглядеть-смотреться автор со своей статьей в газете. Но почитаем дальше.\

- ...Считаю, что планировать подготовку специалистов по профессиям мы должны, исходя из перспективной потребности флота. Вот сейчас флотам не нужны промрыбаки. Значит, лучше взять вместо них две лишних группы механиков, до которых у флотов острая нужда. Но мы этого сделать не можем. Во-первых, нет их в плане набора, а во-вторых, не знаем истинных потребностей производства на перспективу даже пяти лет. Потому и говорю я о необходимости работы по квалификационным характеристикам, то есть по конкретным заявкам на конкретных специалистов с перечнем тех знаний, умений, навыков, какими он должен обладать. Квалификационные свидетельства должен делать флот, кому же, как не ему, знать собственные нужды? А уж под эти заявки мы будем подгонять учебные программы и планы, практики.*

Что ж, вскоре Прутков42 сам встанет к штурвалу Мурманского тралового флота, поведет его через рифы перестройки \красиво сказано!\, выбрасывая за борт все лишнее, лишь бы остаться на плаву. Наверное, уж он-то училищу эти заявки направлял. Не знаю. Все может быть.
Если говорить о людях, чьи имена в нашем повествовании еще не раз будут упоминаться, то в 1986-м была разыграна «профсоюзная карта» И.К.Чернышенко43 , которого избрали секретарем облсовпрофа. На освободившееся секретарское место в Октябрьском райкоме партии сел Г.В. Степахно. Был реорганизован профсоюз рабочих пищевой промышленности, из которого выделили работников рыбного хозяйства.

Первым председателем обкома этого профсоюза стал В.Я.Хайреч.

В очередной раз в очередную заграницу руководителем группы съездил С.Н.Дащинский, отметив свое возвращение серией путевых заметок «Далекая и близкая Монголия». Подобные бесплатные вояжи были своеобразной привилегией «близких» к власти людей, проверенных «на прочность» начальников. Наш шеф таким образом объездил всю Европу, а так как он был человеком любознательным и повторяться не любил, то теперь «взялся» за Азию. На излете советской власти и автор этих строк успел разок на халяву съездить в Болгарию. Очевидно, эта страна, считавшаяся зарубежным членом Союза советских социалистических республик, уже не котировалась в среде номенклатурных партсовпрофхозлидеров. А мне в Болгарии очень понравилось.

Основной акцией «Рыбного Мурмана» образца 1986 года стала подборка праздничных газетных разворотов к 70-летию Мурманска. Их было семь, семь разворотов по числу прошедших десятилетий под общим заголовком «Город, рожденный Октябрем». Задумали и подготовили эти публикации мы с Павлом Алексеевичем Быстроумовым. В каждом выпуске находилось место для хроники событий за десять лет, для анкеты, на вопросы которой отвечали ветераны-рыбаки, для интервью и воспоминаний, даже для песен \с нотами!\ о нашем любимом городе.

- На Север я приехала летом 1933 года и навсегда связала свою судьбу с Мурманском, с ПИНРО, где и проработала свыше четырех десятков лет, - писала П.С.Виноградова.44

- Кипучая жизнь шла в рыбном и торговом портах, откуда днем и ночью выходили в море и возвращались рыболовные траулеры, - вспоминал о довоенных годах И.Н.Тимофеев.45

- Сегодняшним и будущим мурманчанам желаю продолжить лучшие традиции старшего поколения, любить и гордиться своим городом, равного которому нет ни на каких широтах, ни в каких странах мира, - призывал А.В.Абакумов.46

На вопрос анкеты «Каким Вы видите будущее города-героя Мурманска?» О.П.Генстель47 сказала: - Я вижу город, который, как крылья белой чайки, широко раскинется на берегах Кольского залива. И его жители всегда будут гордиться высоким званием мурманчан.

Д.Я.Калюгин48 в своем ответе был краток: - Я верю, что будущее Мурманска, его слава и процветание будут не меньшими, чем в прошлом и настоящем, и он останется базой флотов рыбной отрасли.

«Базой флотов рыбной отрасли...» Эти слова капитана Калюгина не вызывали сомнения и у руководителей, «генералов» рыбного Мурмана тех лет. Но как сделать флот Северного бассейна более маневренным, более эффективным? Может, стоит попробовать объединить в единый флот все рыбодобывающие и приемотранспортные суда, чтобы таким образом умножить усилия, прекратить борьбу личных интересов флотоводцев? Или реорганизовать структуру самого штаба бассейна, то есть ВРПО «Севрыба»? Попробуем на эти вопросы ответить в следующей главе.

· Если ты коммунист... «РМ» от 24 января 1986 года.

39 - ГУЦКАЛОВ Николай Иванович, капитан-директор на судах Мурманского тралфлота, народный депутат СССР в 1990-1994 годах, в 1986-1994 член президиума ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства СССР. Родился в 1941 году в Казахстане, русский. Окончил Мурманское высшее инженерное морское училище \1969\, Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР \1993\. Работал в колхозе, служил в армии. С 1969 года помощник капитана, с 1975 - капитан-директор на судах тралфлота. Был делегатом ХХVII съезда КПСС и Х1Х Всесоюзной партийной конференции.

40 - БАСКАКОВ Юрий Григорьевич, слесарь трубопроводного цеха Мурманской судоверфи, делегат ХХVII съезда КПСС \1986\. Родился в Рязанской области, русский. В Мурманске с 1964 года. Окончил ГПТУ-6, работал мастером производственного обучения в ГПТУ-12. Призер Праздников Севера в лыжных гонках.

41 - КАМЕНЦЕВ Владимир Михайлович, министр рыбного хозяйства СССР в 1979-1986 годах. Родился в 1928 году в Москве, русский. Окончил судомеханический факультет Московского технического института рыбной промышленности и хозяйства \1950\. Работал с 1942 года кочегаром парохода «Гражданка», с 1950 года - в «Мурманрыбе»: инженер-теплотехник, начальник конструкторского бюро, главный инженер СРЗ-1, тралового флота, главка «Севрыба». С 1962 года в главном рыбном ведомстве страны: заместитель, первый зам. председателя Госкомитета, первый заместитель, министр рыбного хозяйства СССР. С 1986 года заместитель председателя Совета министров СССР, депутат Верховного Совета СССР с 1982 года.

· Как обманули делегата, «РМ» от 20 февраля 1987 г.

· «РМ» от 28 февраля 1986 г.

· «РМ» от 25 апреля 1986 г.

· Штормы и штили промысла, «РМ» от 11,18 и 25 июля 1986 г.

· Жизнь обязывает к смелости, «РМ» от 4 апреля 1986 г.

42 - ПРУТКОВ Юрий Борисович, начальник Мурманского тралового флота с 1992 года. Родился в 1945 году в Белгородской области, русский. Работал слесарем автобазы, лаборантом НИИ по проблемам Курской магнитной аномалии. Окончил Мурманское высшее инженерное морское училище \1970\ по специальности судовождение на морских путях. Работал в тралфлоте помощником капитана на промысловых судах, с 1974 года капитан, флагманский капитан, начальник промыслового района. В 1982-1990 годах возглавлял Мурманское среднее мореходное училище, с 1990 года заместитель, а затем начальник \1992\ Мурманского тралового флота \генеральный директор ОАО «Мурманский траловый флот»\.

43 - ЧЕРНЫШЕНКО Игорь Константинович, в 1993-1998 годах председатель Мурманского областного совета профсоюзов, депутат и заместитель председателя Мурманской областной Думы первого \1994\ и второго \1997\ созыва. Родился в 1945 году в Кировабаде. Окончил Краснодарский политехнический институт \1968\. Работал авиационным мотористом, инженером-конструктором Всесоюзного НИИ токов, старшим лаборантом. С 1970 года в Мурманске: мастер производственного обучения, зам. директора ГПТУ-6, ряд лет на комсомольской и партийной работе в Октябрьском райкоме Мурманска, затем в областном комитете КПСС. С 1986 года заместитель, а затем председатель Мурманского облсовпрофа. С 1998 года заместитель губернатора Мурманской области. Депутат Государственной Думы. Мастер спорта по гимнастике.

44 - ВИНОГРАДОВА Параскева Степановна, ученый-геолог, кандидат геолого-минералогических наук, директор ПИНРО в годы войны. Родилась в Тверской области, русская. Окончила естественный факультет Калининского пединститута. С 1936 года в ПИНРО. Исследовала грунты и рельеф дна Баренцева и Норвежского морей. Основоположник научного направления, связанного с геологическим обслуживанием рыбного промысла. Под ее руководством составлено свыше 50-ти навигационно-промысловых карт и промысловых схем. Автор 91-й научной работы. Умерла и похоронена в Мурманске.

45 - ТИМОФЕЕВ Иван Николаевич \1912-1998\, почетный гражданин Мурманска. Родился в Новгородской области, русский. С 1931 года в Хибиногорске \Кировск\, учился в горно-химическом техникуме. В 1936-1938 годах служил в армии, затем работал в Кировском, Кандалакшском горисполкомах, Мурманском облисполкоме. С 1941 по 1944 годы воевал на полуостровах Рыбачий и Средний. После войны на хозяйственной и партийной работе в Полярном, Териберке, Мурманске. С 1956 года в Главмурманрыбпроме, затем 14 лет возглавлял обком профсоюза работников рыбной промышленности. С 1975 года, будучи уже пенсионером, 18 лет ходил в море первым помощником капитана на судах тралфлота.

46 - АБАКУМОВ Александр Викторович, капитан на промысловых судах Мурмансельди, Герой Социалистического Труда \1963\, почетный гражданин Мурманска \1998\. Родился в 1929 году в Архангельской области. Окончил Астраханский рыбопромысловый техникум \1948\. Работал в Мурманском траловом флоте, с декабря 1949 года - в Мурмансельди помощником капитана, капитаном, начальником Северо-Атлантической экспедиции, заместителем начальника управления по мореплаванию, гл. капитаном флота. С 1994 года главный капитан корпорации «Северная корона».

47 - ГЕНСТЕЛЬ Ольга Петровна, председатель профсоюзного комитета совета ветеранов войны Мурманского тралового флота. В годы Великой Отечественной войны ходила радисткой на рыболовных траулерах, в частности, на легендарном РТ-1 «Акула». В Мурманском траловом флоте с 1940 по 1973 год. Работала в узле связи. Вела большую общественную работу.

48 - КАЛЮГИН Дмитрий Яковлевич \1928 - 1998\, в 1967-1995 годах капитан Мурманского морского рыбного порта. Родился в Краснодарском крае. Русский. Окончил Мурманское среднее мореходное \1950\ и высшее морское \1975\ училища. Ходил в море штурманом, старпомом, капитаном на судах Мурманского тралового флота. С 1962 года начальник тралфлота. С 1967 года капитан рыбного порта. Избирался депутатом Верховного Совета СССР \1962-1966\. Умер и похоронен в Мурманске.

Начало статьи читайте здесь

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.118.141.96

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .