Главная Судоводительское отделение
Судоводительское отделение Печать E-mail

Судоводительское отделение начиналось с небольшой группы курсантов, не без труда набранных в 1932 году из бывших краснофлотцев.

Первый поток учащихся оказался очень неоднородным по общеобразовательному уровню. Прежде чем приступить к освоению программы техникума, многим из них пришлось доучиваться на подготовительных курсах. Терпение и труд преподавателей, особенно С. Ф. Богомолова, С. И. Маковского и И. К. Хренова, а также тяга к знаниям и усердие их учеников стали залогом успеха - судоводительское отделение состоялось.

Через несколько лет, сразу после последнего экзамена, первый выпуск специалистов мореходки совершил знаменитый шлюпочный переход Мурманск - Москва.

В 1936 году в техникум пришел опытный преподаватель и прекрасный специалист И. А. Хабалов. Он родился в 1886 году. Специальное образование получил в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания. Окончив его в 1906 году, три года трудился на судах, затем перешел на преподавательскую работу. По приезду в Мурманск Иван Алексеевич получил направление в мортехникум. Широко образованный, с большим багажом знаний, И. А. Хабалов внес большой вклад не только в дело подготовки судоводителей, но и в развитие мореходки в целом. 47 лет жизни отдал Иван Алексеевич делу морского образования, занимая различные руководящие должности в Мурманском мортехникуме, а позднее в училище. Труд этого замечательного человека был отмечен не только благодарностями и знаком «Отличник рыбной промышленности», но и присвоением его имени траулеру СРТ-444.

Как структурное подразделение судоводительское отделение сформировалось в 1945 году. Первым начальником отделения был назначен опытный моряк, капитан дальнего плавания, высокообразованный и энергичный специалист А. Я. Кеек. Его усилиями и при активной поддержке И. А. Хабалова были заложены основы будущей лабораторной базы судоводительского отделения. Не без труда удалось получить 12 комплектов прокладочного инструмента, набор навигационных карт Баренцева моря и навигационных пособий. Появились 3 секстана, звездный глобус и хронометр. Для изучения магнитно-компасного дела было установлено 4 нактоуза и получены дефлекторы. Силами курсантов, под руководством преподавателей удалось изготовить, а точнее, приспособить двадцать прокладочных столов, а также создать кабинет морского дела.

По тому времени, а шел первый послевоенный год, лабораторное обеспечение для подготовки судоводителей считалось очень хорошим. А. Я. Кеек руководил отделением до 1949 года. В последующее время начальники судоводительского отделения менялись часто. Редко кто из них задерживался в этой должности более трех лет. Одни, быстро продвигаясь по служебной лестнице, шли на повышение, другие уезжали из Мурманска в среднюю полосу, третьи уходили в море, а иные предпочитали преподавательскую работу административной. Это не лучшим образом сказывалось на развитии судоводительского отделения. Пребывая в должности короткий срок, трудно серьезно повлиять на ситуацию, существенно улучшить учебно-лабораторную базу или решить организационные проблемы.
В разные годы судоводительское отделение возглавляли:

с 1949 г. Мишагин Михаил Прокопьевич
с 1952 г. Ковчегов Лев Павлович
с 1957 г. Ильин Владимир Анатольевич
с 1960 г. Клюкин Виктор Георгиевич
с 1962 г. Житинев Евгений Сергеевич
с 1965 г. Плотников Сергей Георгиевич
с 1974 г. Шитарев Виктор Сергеевич
с 1976 г. Тушнин Вадим Борисович
с 1978 г. Чевтаев Евгений Михайлович
с 1981г. Горохов Федор Климентьевич
с 1982 г. Путилин Василий Михайлович
с 1983 г. Дукин Василий Иванович
с 1985 г. Артюх Петр Петрович
с 1992 г. Уткин Сергей Николаевич по настоящее время

Тем не менее, несмотря на частую смену начальников, уровень подготовки специалистов на отделении с годами не снижался, о чем красноречиво свидетельствуют протоколы Государственных экзаменационных комиссий и отчеты их председателей. Огромная заслуга в этом принадлежит преподавателям, работавшим на судоводительском отделении в разные годы. Добрую память о себе оставили Анатолий Кириллович Аристов, Николай Дмитриевич Лялин, Евгений Евгеньевич Силин, Владимир Николаевич Баранов, Евгений Михайлович Чевтаев.

Каждый, кому посчастливилось учиться у Чевтаева, никогда не забудет этого преподавателя. Более 30 лет он проработал на судоводительском отделении, став для немалого количества выпускников образцом для подражания. Он был мастером своего дела, обладал даром доходчиво и образно рассказывать о сложном. Наделенный от природы хорошим чувством юмора, влюбленный в свою профессию, Евгений Михайлович с теплотой и вниманием относился к курсантам, и они отвечали ему признательностью.

Он был любимым преподавателем судоводительского отделения. Его и сейчас знают и помнят на флоте.

Более 30 лет преподавала на судоводительском отделении электротехнику и радиотехнику Светлана Ивановна Кухарская. Не считаясь с личным временем, она терпеливо, до позднего вечера, помогала тем, кому точные науки давались с трудом. Тех же, кто просто ленился, заставляла учить, стараясь внушить будущим судоводителям необходимость знания этих дисциплин. Ее отличали огромное трудолюбие и ответственность за свою преподавательскую миссию. Светлана Ивановна старалась помочь не только курсантам, но всем, кто работал с ней бок о бок. Не без влияния С. И. Кухарской сформировались прекрасный преподаватель Юрий Александрович Федоров, лаборант Андрей Евгеньевич Климов. Курсанты и коллеги относились к Светлане Ивановне с уважением и любовью, что для нее было гораздо важнее многочисленных официальных благодарностей, грамот и других наград, которых удостоилась она за долгие годы работы в колледже.

Почти 30 лет работает на судоводительском отделении Василий Михайлович Путилин. Фанатично влюбленный в астрономию, хороший конструктор и дизайнер, он много сил и труда вложил в создание самого северного в мире планетария, являющегося гордостью мореходки.
Планетарий регулярно посещают школьники со всего Кольского полуострова, чтобы послушать интересный рассказ Василия Михайловича о звездном небе, посмотреть на бесценные вещи былых времен, установленные там. Для курсантов же мореходная астрономия, несмотря на появление современных технических средств, - непременный спутник в судовождении. Сейчас Василий Михайлович вместе с Александром Александровичем Смирновым занимается проблемой компьютерной обработки данных для решения астрономических задач, определяющих местонахождение судна в море.

Один из главных профессиональных предметов при подготовке судоводителей - морская навигация и лоция. В колледже накопились богатый опыт и традиции преподавания этой дисциплины. Начало всему положил Сергей Иванович Маковский, обучавший курсантов еще в довоенные годы. Преемниками дела стали преподаватели послевоенных лет Николай Дмитриевич Лялин и Евгений Евгеньевич Силин. В нынешнее время славные традиции в обучении навигации продолжает Владимир Ильич Кисенков.

Самая большая гордость СВО - это его ученики. За годы существования отделение воспитало более 7000 судоводителей. Имена многих из них знает весь Северный бассейн. Руководителями отраслевого масштаба стали выпускники отделения - Ю. Н. Быстров, Я. С. Бургутто, Д. Я. Калюгин, В. П. Журавлев, Н. И. Малашенко, Ю. В. Манихин, Г. Н. Маркедонов, В. В. Ревнивцев, В. В. Соколов, Г. В. Тишков, Н. X. Шаповалов.

За последние годы учебно-лабораторная база судоводительского отделения значительно обновилась и пополнилась благодаря усилиям начальника отделения Сергея Николаевича Уткина. Стала обязательной ежегодная шлюпочная практика первокурсников на Семеновском озере.

С огромной пользой, с точки зрения профессионального становления проходит первая морская практика на четырехмачтовом барке «Седов». В конце 1982 года курсанты судоводительского отделения впервые получили возможность испытать себя под парусами «Седова».

Во главе с преподавателем Е. М. Чевтаевым будущие судоводители выехали в Ригу, где в то время базировался парусник. Им предстояло трудное, но интересное плавание в зимних условиях через шесть морей, от Риги до Ялты. Как вспоминал потом Е. М. Чевтаев: «Курсанты с большим желанием и ответственностью принялись за изучение сложного парусного вооружения барка, слаженно отрабатывали свои действия по тревогам и авралам, которые часто совпадали со штормовой погодой. Для того чтобы подняться на реи ночью в бушующем море, когда ветер свистит в ушах с неимоверной силой, достигая порой 10 баллов, а судно кренится до 35 градусов, надо обладать немалым мужеством и хладнокровием. Однако не оплошали, не испугались».

В своем рассказе Евгений Михайлович как истинный моряк для большей убедительности несколько преувеличил и силу ветра, и угол крена судна, однако первый настоящий шторм воспитанники мореходки приняли действительно стойко. Напряженная работа в море была вознаграждена заходом в греческий порт Пирей и экскурсией в Афины, о чем после возвращения в училище курсанты рассказывали с нескрываемой гордостью. В последующие годы учащиеся регулярно проходили практику на «Седове» под руководством В. Н. Баранова, В. М. Путилина и других преподавателей. Практика на знаменитом паруснике, ставшем одним из символов Мурманска, остается в памяти курсантов на всю жизнь. Под его парусами они проходят суровую школу, превращаясь в настоящих моряков. В последние годы учащиеся старших курсов получили возможность заниматься в учебно-тренажерном центре.

Цикловая комиссия судоводительских дисциплин, которую возглавляет в настоящее время В. М. Путилин, объединяет преподавателей В. И Кисенкова, Ю. А. Константинова, В. Д. Нефедова, С. Г. Плятнера, С. Н. Уткина, В. А. Чернышова.

У руководства и преподавателей судоводительского отделения много интересных задумок и планов на будущее как в техническом оснащении кабинетов и лабораторий, так и в методическом совершенствовании учебного процесса. История отделения подтверждает, что все задуманное непременно осуществляется.

70 лет курсом на Север


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.138.175.180

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .