Мурманский транспортный узел усилит международные позиции России Печать

состояние и перспективы развития транспортного комплекса Мурманской области

Заседание комиссии по реализации стратегии экономического развития мурманской области на период до 2015 года и совещание руководителей предприятий и организаций мурманской области под председательством губернатора области Юрия Евдокимова.

Заседание состоялось в областном Дворце культуры имени С.М.Кирова 20 декабря 2008 г. Основной темой заседания стали состояние и перспективы развития транспортного комплекса Мурманской области, планы развития Мурманского транспортного узла (МТУ).

Открывая заседание, губернатор Юрий Евдокимов подвел итоги экономического развития области в 2008 году. Он отметил, что в течение года все предприятия работали успешно, и лишь в октябре - ноябре кризис ударил по ряду предприятий, особенно крупных. Сократились объемы перевозок грузов, ухудшились показатели в цветной металлургии, произошли первые остановки производства на предприятиях, первые задержки выплаты зарплаты.

Юрий Евдокимов сообщил, что наряду с принятием мер Президентом страны и ее Правительством, предприняло свои меры и областное правительство. В области создана антикризисная комиссия, намечен и реализуется план антикризисных действий. В частности, оказывается помощь градообразующим предприятиям, с 340 до 460 млн увеличится объем субсидий сельскому хозяйству, получен большой объем квотируемого рыбного ресурса: только по мойве он составил 320 тыс. тонн, заморожены ставки по арендной плате за федеральную собственность, будут предоставляться субсидии субъектам малого предпринимательства при подключении к электрическим сетям и другие меры. 

Обращаясь к руководителям предприятий, Юрий Евдокимов призвал их, несмотря на кризис, принять меры по сохранению кадрового потенциала. В тоже время, в органах власти, отметил он, необходимо урезать расходы. 

Закончил свое выступление Юрий Евдокимов на оптимистической ноте: «Мурманск является воротами в Арктику и началом Северного морского пути. В перспективе наш регион станет базой по разработке, добыче и транспортировке углеводородов Западного арктического шельфа. В ноябре текущего года Правительством России подписано специальное распоряжение о развитии Мурманского транспортного узла. Реализация этого проекта, создание глубоководного «хаба», позволит существенно усилить роль России в системе международных транспортных коридоров по освоению новых грузопотоков и рынков сбыта и значительно увеличить значимость Мурманской области как в нашей стране, так и за ее пределами». 

С докладом по основному вопросу заседания выступил министр промышленности и транспорта Мурманской области Сергей Леус. Ни одна из отраслей экономики не может функционировать без транспортного комплекса, который является связующим звеном между центрами добычи, производства и сбыта любой продукции. Сергей Леус детально осветил состояние транспортного комплекса Мурманской области на сегодняшний день и перспективах его развития.

Он отметил, что принятая Правительством России Программа по развитию Мурманского транспортного узла позволит не только увеличить грузооборот угля и других сыпучих грузов, но и осуществить разработку, добычу и транспортировку углеводородов Арктического шельфа. По прогнозам экспертов, суммарный грузопоток к 2010 году составит 28,5 млн тонн, к 2015 и 2020 годам – 39 и 52 млн. тонн.

Доклад Сергея Леуса размещен на сайте.

О первых итогах работы ОАО «Управляющая компания «Мурманский транспортный узел» рассказал генеральный директор общества Андрей Шаповальянц. Он сообщил, что проводится работа, в результате которой принимаются решения об изъятии и выкупе земельных участков, планируемых под застройку объектами Программы по развитию МТУ, а также проработка процедур при возникновении споров. Без однозначного решения земельных вопросов инвестиции не пойдут. 

Задача номер один на 2009 год — выстроить отношения так, чтобы земельный вопрос был снят. Важно, считает Андрей Шаповальянц, что проект финансируется из централизованных источников. При этом, 14 млрд. рублей могут быть реализованы только на базе государственно-частного партнерства. 
 
Далее генеральный директор ОАО «Управляющая компания «Мурманский транспортный узел» Андрей Шаповальянц отметил, что за 8 месяцев существования компанией решен ряд организационных вопросов, которые позволят успешно заниматься таким крупным проектом. Опыт международных контактов показал, что инвесторы, желающие участвовать в этом проекте, есть. 

Отношения с инвесторами проекта в сфере земельных отношений будут решаться по-новому. Земельные участки будут передаваться на инвестиционных условиях, то есть будет оговорено, что будет построено и в какие сроки. Поэтому все объекты МТУ будут определены по стоимости и составлены соглашения, в которых будут определены все обязательства инвесторов и сроки их выполнения. 
Финансовыми партнерами ОАО «Управляющая компания «Мурманский транспортный узел» в России являются Внешторгбанк и Внешэкономбанк. На вопрос одного из участников заседания об экологической составляющей проекта Андрей Шаповальянц ответил, что проект успешно прошел экологическую экспертизу. 

О проблемах, которые необходимо решить для успешной реализации проекта развития МТУ, сообщил в своем выступлении генеральный директор ОАО «Мурманский морской торговый порт» Виктор Морозов. Торговый порт построен в 70-80 годах прошлого века. За прошедшее с тех пор время изменилось все: грузы, грузопотоки, технологии. Порт не может развиваться без соответствующей инфраструктуры. ОАО « Управляющая компания «Мурманский транспортный узел» должно объединить все усилия для развития необходимой инфраструктуры, считает Виктор Морозов. 

Разрабатывая стратегию своего развития, ОАО «Мурманский морской торговый порт» исходит из того, что наиболее быстрая отдача будет от инвестиций в восточный берег, и что пропускные мощности Мурманского отделения и Октябрьской железной дороги освоены полностью. 
Большой проблемой, по мнению Юрия Морозова, является административная нерешенность вопросов с землей. Что еще будет мешать развитию Мурманского транспортного узла, на взгляд Юрия Морозова, так это то, что административная власть в порту очень запутанна, на территории порта действуют много различных ведомств и функции их зачастую перехлестываются.

Юрий Морозов высказал пожелание, чтобы принимаемые в Москве решения учитывали мнения специалистов на местах. 

О деятельности Мурманского транспортного филиала ОАО «ГМК «Норильский Никель» проинформировал участников заседания его директор Алексей Тюкавин. Филиал образован в августе 2005 года. У филиала создан собственный флот. В настоящее время в составе флота 9 единиц. Арендуются два атомных ледокола, построены собственные суда, построен собственный перегрузочный терминал. Сейчас строительство терминала остановлено по причине нерешенности земельных отношений с СРЗ-1. Алексей Тюкавин обратился к Правительству области с просьбой помочь решить этот вопрос. Производственная деятельность филиала на сегодняшний день составляет 340 млн рублей в год.

Помощник директора Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» Стародубцев Олег осветил деятельность филиала и планы по его развитию. В 2009 году начнется реконструкция объектов морвокзала, цель которой— создание централизованного узла по обслуживанию судов и пассажиров.

По итогам заседания было решено: всем принять информацию к сведению, учесть высказанные замечания, министру промышленности, транспорта и энергетики Мурманской области Леусу С.М. составить программу действий. 

По окончании заседания лидерам конкурса социальной ответственности (оказании благотворительной помощи) в различных сферах жизни Мурманской области губернатором были вручены памятные дипломы и подарки.

Материал подготовила Ольга ГАЙДУКОВА

ЭКОНОМИКА

Еще статьи по теме "Мурманский транспортный узел":

Мурманский транспортный узел ждут перемены

О перспективах развития Мурманского транспортного узла

Транспортный узел свяжет регион с инвесторами

Лапландия будет развивать Мурманский транспортный узел

Развитие Мурманского транспортного узла и железнодорожных подходов к нему

Морской порт и железная дорога завязаны в один узел - транспортный

Мурманский транспортный узел - этапы развития