Главная Особенности строительства и ремонтных работ по госконтрактам
Особенности строительства и ремонтных работ по госконтрактам Печать E-mail

Оплата выполняемых работ по строительству осуществляется по цене, установленной государственным контрактом

Минэкономразвития в отдельных письмах разъяснило ряд сложных вопросов, касающихся процедуры размещения заказа, в том числе требований к способам размещения заказа, условиям государственного контракта на выполнение строительных работ и порядку его заключения. Рассмотрим некоторые из них.

Изменение цены государственного контракта

Согласно положениям части 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», оплата выполняемых работ по строительству осуществляется по цене, установленной государственным контрактом.

Цена государственного контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных положениями Закона № 94-ФЗ.

Не допускается также устанавливать начальную (максимальную) цену контракта в базисных ценах, а кроме того, заключать контракт в базисных ценах. Начальная (максимальная) цена государственного контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта (ч. 7.2 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

Государственный контракт может быть заключен на выполнение части объема строительно-монтажных работ по объекту. В этом случае в государственном контракте должна быть определена стоимость выполнения работ по строительству части такого объекта (письмо Минэкономразвития России от 18 июня 2008 г. № Д05-2340). При этом оплата выполняемых работ осуществляется по цене, установленной госконтрактом.

Изменение объема работ

Согласно части 5 статьи 9 Закона № 94-ФЗ, при заключении и исполнении государственного контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением некоторых случаев, предусмотренных Законом № 94-ФЗ.

Например, когда конкурсной документацией предусмотрено, что заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10 процентов предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом (ч. 6 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

В остальных случаях, согласно разъяснениям чиновников, необходимо проведение повторного конкурса (письмо Минэкономразвития России от 23 мая 2008 г. № Д05-1993).

Одновременно частью 10 статьи 65 Закона № 94-ФЗ определено, что до 1 января 2009 года в случае, если это предусмотрено документацией об аукционе, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10 процентов предусмотренный контрактом объем работ. Внесение поправок возможно при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом. При выполнении дополнительного объема таких работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10 процентов этой цены контракта. При внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в выполнении указанных работ заказчик обязан уменьшить цену контракта аналогичным способом.

Могут ли быть предъявлены дополнительные требования?

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также следующие требования к участникам размещения заказа:

- обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности;

- отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.

В то же время включение в конкурсную документацию требования о наличии лицензии на выполнение работ по огнезащите деревянных конструкций судьи признали не соответствующим требованиям закона (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2008 г. № А33-10233/07-Ф02-2817/08).

Таким образом, при увеличении объемов финансирования, выделяемого на капитальное строительство, заказчик не вправе изменить условия действующего государственного контракта, в том числе путем подписания соответствующего дополнительного соглашения с генеральным подрядчиком, за исключением вышеуказанных случаев. Такие разъяснения содержатся в письме Минэкономразвития России от 18 июня 2008 г. № Д05-2340.

Изменение цены государственного контракта в связи с инфляцией

Положениями Закона № 94-ФЗ не предусмотрена разработка универсальной методики определения начальной цены государственного контракта. Фактически формирование объема и предельной стоимости закупаемых товаров, работ, услуг для государственных нужд происходит при формировании государственными заказчиками бюджетных заявок на соответствующий (плановый) период в процессе бюджетного планирования.

Частью 3 статьи 38 Закона № 94-ФЗ установлено, что государственный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона.

Так как цена государственного контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, то ее изменение в связи с инфляцией не допускается.

Инфляционные риски при контрактах с твердой ценой относятся к коммерческим рискам подрядчика, которые он должен предусмотреть в цене заявки на участие в аукционе. Данные риски не могут быть компенсированы за счет средств бюджета (письмо Минэкономразвития России от 23 мая 2008 г. № Д05-1997). Аналогичного мнения придерживаются и судьи. В частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2008 г. по делу № А12-7545/07 указано, что, поскольку стоимость работ на 2007 год согласована в твердом размере, доводы организации о невозможности выполнения работ по тарифам 2006 года не могут быть приняты во внимание, учитывая, что изменения объема работ не было.

Демпинг цен

Еще одно интересное разъяснение с точки зрения определения цены контракта Минэкономразвития России представило
в письме от 19 июня 2008 г. № Д05-2451. Как уже было отмечено, государственный контракт заключается по цене, предложенной победителем аукциона. Таким образом, итоговая цена устанавливается путем снижения общей начальной (максимальной) цены на «шаг аукциона».

В связи с тем что установление цены и выбор исполнителя договора напрямую зависят от предложенных цен, на практике всегда стоял вопрос о правомерности занижения участниками торгов своих финансовых предложений (демпинга) в целях безоговорочной победы.

По мнению чиновников, утверждение, что участник торгов побеждает, предлагая демпинговую цену, то есть ниже себестоимости поставляемой продукции, безосновательно. Заказчик не имеет и не может иметь сведений о затратах, необходимых для определения действительной себестоимости продукции (стоимости работ), которая является предметом торгов, так как поставщик не обязан их предоставлять.

Особенности размещения заказа путем проведения аукциона

Согласно части 4 статьи 10 Закона № 94-ФЗ, Правительством РФ устанавливаются перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставку, выполнение, оказание которых осуществляются только путем проведения аукциона. Размещение заказов в отношении них путем проведения конкурса не допускается. В этот перечень внесены также услуги по строительству (распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р).

С 1 января 2008 года вступила в силу часть 4.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ, в которой установлено, что размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек для государственных или муниципальных нужд осуществляется только путем проведения аукциона. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.

Это означает запрет на применение конкурса как способа проведения торгов при размещении заказов на поставку соответствующих товаров (выполнение работ, оказание услуг), но одновременно допускается использование иных способов размещения заказа, предусмотренных Законом № 94-ФЗ.

В частности, проведение торгов в форме аукциона в электронной форме или без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на товарных биржах (ст. 10 Закона № 94-ФЗ).

Таким образом, по мнению Минэкономразвития России (см. например, письма Минэкономразвития от 9 июня 2008 г. № Д05-2315, от 23 мая 2008 г. № Д05-2009, а также совместные с ФАС России письмо от 29 апреля 2008 г. № 5683-АП/Д05 и АЦ/10328), помимо обязанности использовать исключительно аукцион в качестве одного из способов проведения торгов заказчики вправе осуществлять размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному (и текущему) ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд без проведения торгов при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных законом.

Определение способа размещения заказов

По мнению Минэкономразвития, размещение заказов на выполнение капитального ремонта объектов завершенного строительства и строительства вновь возводимых (с нулевого уровня) объектов должно осуществляться только путем проведения аукциона в силу следующего.

Закон не раскрывает «объект капитального строительства», поэтому при определении его содержания следует руководствоваться пунктом 1 статьи 10. Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым объектами капитального строительства являются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Минэкономразвития разъяснило следующее (письмо от 18 января 2008 г. № Д04-97): принимая во внимание, что строительство предполагает создание зданий, строений, сооружений, определение «объект капитального строительства» следует читать как «здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек». В данном случае сокращение «(далее - объекты незавершенного строительства)» относится только к слову «объекты».

В письме Минэкономразвития России и ФАС России от 29 апреля 2008 г. № 5683-АП/Д05 и АЦ/10328 пояснили, что при размещении заказов на выполнение работ как по капитальному, так и текущему ремонту объектов капитального строительства не допускается применение конкурса. При этом чиновники привели следующие аргументы. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р код по классификатору ОКДП ОК 004-93 «4500000 Услуги строительные и объекты строительства» включен в перечень. Согласно классификатору код 4500000 содержит код «4520080 Строительство зданий и сооружений «под ключ», включая ремонт и реконструкцию [4520500] - [4520529]». Следовательно, применение в данном случае конкурса в качестве способа размещения заказа недопустимо.

В то же время в письме от 23 мая 2008 г. № Д05-1994 «ввиду многообразия сфер деятельности, в которых применяются термины "текущий ремонт" и "капитальный ремонт"» Минэкономразвития отослало за разъяснениями к уполномоченным органам, в чью компетенцию входит нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах.

Обратите внимание: требование в части размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования исключительно путем проведения аукциона не применяется до 1 января 2009 года. (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ).

Какие работы производятся при капитальном ремонте?

В соответствии с пунктом 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя от 5 марта 2004 г. № 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, тепло-, газо- и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т. д.

Штыкова Е. Ю., юрист ООО "ВВ-Аудит"
Журнал "Учет в строительстве"

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 10-11 2008 г.

Еще статьи на тему "работ":

Состояние нефтегазопоисковых работ на шельфе западной Арктики России

Особенности проведения геологоразведочных работ в акватории Обской и Тазовской губ

Радиационный контроль - необходимое условие качества строительных работ

Объем работ для дома «под ключ»

Завершается прием работ для участия в журналистском конкурсе

20 заявок на участие в конкурсе научных работ

Выполнение плана дорожных работ в 2012 году

Регистрация участников Всероссийского конкурса научных работ


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.16.69.143

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .