Советские атомные ледоколы Печать

Советские атомные ледоколы

Освоение Арктики

Освоение Арктики, создание вдоль «фасада нашей Родины» регулярно действующей национальной транспортной магистрали - Северного морского пути - одно из важнейших достижений советского народа, воплотившего в реальность мечты многих поколений русских ученых и мореплавателей.

Подробнее... 

Из истории создания первого атомного ледокола

«Ленин» - первый в мире атомный ледокол

Длина наибольшая - 134 м
Ширина наибольшая - 27,6 м
Высота борта - 16,1 м
Водоизмещение полное - 17 810 т
Тип главной установки - атомная турбоэлектрическая
Мощность главной установки - 44 000 л. с.
Максимальная скорость хода на чистой воде - 19,6 уз

Организаторами создания атомного ледокола «Ленин» были министр судостроительной промышленности В. А. Малышев, заместитель министра судостроительной промышленности A. М. Фокин, заместитель министра морского флота А. С. Колесниченко, начальники Главсевморпути В. Ф. Бурханов, А. А. Афанасьев.

Подробнее...

Первый атомный ледокол в первую арктическую навигацию

Первый атомный ледокол был укомплектован лучшими моряками Мурманского морского пароходства и выпускниками высших инженерных морских училищ. В формировании, подборе и подготовке экипажа большая заслуга принадлежала начальнику Мурманского пароходства И. Д. Данилкину и его заместителю по кадрам, ныне первому заместителю министра морского флота В. И. Тихонову.

Подробнее... 

Высадка полярной станции «Северный полюс - 10»

Навигация 1961 г. для атомохода «Ленин» была несколько необычной. Предстояло пробиться в район тяжелых льдов в Чукотском море, к северу от острова Врангеля, доставить на паковую льдину коллектив зимовщиков с экспедиционным грузом и основать дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10» (СП-10). Эта задача для моряков была новой, потому что все предыдущие СП доставлялись с помощью авиации.

Подробнее...  

Первый ямальский экспериментальный

Серьезным шагом на пути к расширению сроков арктической навигации, на этот раз в сторону более раннего ее открытия, стал рейс, вошедший в историю арктических плаваний как Первый Ямальский экспериментальный.

Подробнее...

«Арктика» - самый мощный в мире атомный ледокол

Исторический рейс к Северному полюсу

1975 год - АРКТИКА
Длина наибольшая - 147,9 м
Ширина наибольшая - 29,9 м
Высота борта - 17,2 м
Водоизмещение полное - 20 905 т
Тип главной установки - атомная турбоэлектрическая
Мощность главной установки - 75 000 л. с.
Максимальная скорость хода на чистой воде - 20,8 уз

Изменения объемов и характера перевозок грузов на трассе Северного морского пути за последние двадцать лет вызвали необходимость усовершенствования ледокольного флота. В результате научно-технических разработок было принято решение о создании новой серии атомоходов повышенной ледопроходимости с атомной установкой большей мощности.

Подробнее... 

Атомный ледокол «Арктика» - воплощение последних достижений в области морского судостроения

При строительстве нового атомохода, удовлетворяющего требованиям эксплуатации в Арктике, решены многие сложные задачи.
Существенно повышена степень надежности всего комплекса оборудования и ответственных элементов ледокола.

Подробнее...  

Вершина земного шара покорена

В навигацию 1977 г. на долю экипажа «Арктики» выпала ответственная и почетная миссия - поход в район Северного полюса. 9 августа атомный ледокол под флагом министра морского флота Т. Б. Гуженко, руководившего экспедицией, после перезарядки реакторов и тщательной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности Новой Земли. 

Подробнее...

За «Арктикой» - «Сибирь»

1977 год – СИБИРЬ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РЕЙС В ВЫСОКИХ ШИРОТАХ
Длина наибольшая - 147,9 м  
Ширина наибольшая - 29,9 м
Высота борта - 17,2 м
Водоизмещение полное- 21 120 т
Тип главной установки - атомная турбоэлектрическая
Мощность главной установки - 75 000 л. с.
Максимальная скорость хода на чистой воде -20,8 уз  

28 декабря 1977 г. в состав морского флота вошел новый атомный ледокол «Сибирь». Он продолжил серию самых мощных в мире атомоходов типа «Арктика». Как и головное судно, он построен на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде.

Подробнее...

Атомный ледокол «Сибирь» идет на полюс

Свою десятую навигацию атомный ледокол «Сибирь» начал проводкой судов в Карском море на линии Мурманск - Дудинка. После трех месяцев работы он был отозван в Мурманск.

Подробнее...

Первые мили «России»

1985 год - «РОССИЯ»
НОВЫЙ АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ВСТУПИЛ В СТРОЙ
Длина наибольшая - 150 м
Ширина наибольшая - 30 м
Высота борта - 17,2 м
Водоизмещение полное - 22 920 т
Тип главной установки - атомная турбоэлектрическая
Мощность главной установки - 75 000 л. с.
Максимальная скорость хода
на чистой воде - 20,8 уз

С выходом на трассу Северного морского пути атомных ледоколов навигационный период в Арктике увеличился до 8-9 месяцев, а на западном участке навигация стала круглогодичной. Более чем вдвое возросла скорость проводки судов.

Подробнее... 

Первый атомный ледокол с малой осадкой

1989 год - ТАЙМЫР
Длина наибольшая - 151,8 м Ширина наибольшая - 29,2 м Высота борта - 1 5,2 м Осадка - 8,1 м
Водоизмещение полное - 20 000 т Тип главной установки - атомная турбоэлектрическая
Мощность главной установки -около 50 000 л. с.
Максимальная скорость хода на чистой воде - 18,5 уз
Ледопроходимость - 1,77 м при скорости около 2 уз
Ледокол может работать при температуре минус 50 °С

Район работы - устья сибирских рек

На судоверфи финского акционерного общества «Вяртсиля Морская Техника» по заказу Советского Союза построен атомный ледокол «Таймыр».

Подробнее...

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть»

Длина наибольшая - 260,3 м
Ширина наибольшая - 32,2 м
Осадка - 10,68 м
Высота борта - 18,3 м
Полное водоизмещение - 61 000 т
Тип главной установки - атомная турбинная
Мощность - 40 000 л. с.
Скорость хода на чистой воде - 20 уз
Лихтеровместимость и контейнеровместимость - 74 лихтера (типа ЛЭШ) или 1336 20-футовых контейнеров

В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 гг. и на период до 1990 г. поставлена задача: «пополнить флот специализированными судами - контейнеровозами, лихтеровозами, железнодорожными паромами, судами арктического плавания и ледоколами. Начать оснащение транспортных судов атомными силовыми установками».

Учитывая огромную протяженность береговой линии и островов советского Заполярья, где пока недостаточно оборудованных портов, решено первое атомное транспортное судно сделать комбинированным

В начале ноября 1984 г. в Керчи на судостроительном заводе «Залив» им. Б. Е. Бутомы состоялась торжественная закладка первого отечественного ледокольно-транспортного судна с атомной энергетической установкой - лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть». Главное его назначение-доставка различных народнохозяйственных грузов в лихтерах и контейнерах в северные районы страны. Мощная энергетическая установка позволит судну самостоятельно следовать во льдах толщиной до 1 м. Винт регулируемого шага во избежание поломки лопастей о крупные льдины будет находиться в стационарной направляющей насадке. Для экипажа предусмотрены отдельные каюты, сауна, бассейн, спортивный зал.

Новый атомоход будет полностью отвечать требованиям Международной конвенции о безопасности торговых судов на ядерном топливе.

Эффективная система лихтерной доставки грузов как в прибрежные районы Арктики, так и по сибирским рекам в глубь материка получит дальнейшее развитие.

20 февраля 1986 г., накануне XXVII съезда КПСС, керченские судостроители спустили судно на воду. В 1988 г. «Севморпуть» сдан в эксплуатацию.

В родном порту

После напряженной работы по проводке караванов судов в Арктике атомоходы приходят в порт постоянной приписки - Мурманск. Заполярный город-порт ждет своих неутомимых тружеников. Здесь будет выполнен ремонт машин и механизмов, пополнятся запасы продовольствия и снабжения, произойдет смена экипажей.

Надежной и безопасной эксплуатации атомных ледоколов способствует научно организованное техническое обслуживание атомных установок. Большой вклад в разработку и внедрение системы и технических средств этого вида обслуживания внесли: главный инженер по атомным установкам, канд. техн. наук Л. Г. Данилов, инженеры М. И. Чухманенко, А. К. Синяев, М. Я. Семин, В. И. Соколов, Н. Я. Тетеревлев, В. И. Харитоненко, канд. техн. наук А. К. Следзюк и В. В. Каратеев; канд. техн. наук С. И. Дождиков, инженеры А. И. Соколов, А. М. Нецецкий, О. С. Никаноров, В. В. Ишин, А. И. Тумпаров, В. В. Пугач.

Командные кадры для атомных ледоколов проходят специализацию в учебном центре при Ленинградском высшем инженерном морском училище (ЛВИМУ) им. адм. С. О. Макарова. Важная роль в подготовке кадров принадлежит кафедре ядерных энергетических установок, которую возглавляет канд. техн. наук В. А. Кузнецов.

Мурманск

Мурманск - центр важной индустриальной области страны, один из крупнейших морских портов Советского Союза и самый большой в мире город за Полярным кругом. Все, что построено в Мурманске, несет отпечаток современной архитектуры с учетом суровости края.

Подробнее... 

Хронология важнейших событий, связанных с развитием ледокольного атомного флота

17 июля 1956 г. - в Ленинграде на Адмиралтейском заводе заложен первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Подробнее...

Материалы подготовлены с использованием издания:

СОВЕТСКИЕ АТОМНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ
МОСКВА В/О «Мортехинформреклама» 1988

ТРАНСПОРТ

Еще статьи по теме "Атомный ледокол":

Атомные ледоколы будут акционированы

Глава Росатома заявил, что атомные ледоколы никогда не будут продаваться в частные руки

Из истории создания первого атомного ледокола

Советские атомные ледоколы

Атомный ледокол «Вайгач» вернулся в Мурманск из Финского залива и вновь отправился в поход

«Арктика» - самый мощный в мире атомный ледокол