Санкции и их последствия Печать

Как и было обещано, США и ЕС не ограничились «точечными» санкциями по поводу Крыма и продолжили их уже в более расширенном формате.

Общая риторика сводится к тому, что санкции не против народа, а против тех конкретных лиц и компаний, которые своим действием или бездействием дестабилизируют ситуацию на Украине. При этом на горизонте обозначены так называемые «секторальные» санкции, которые должны «накрыть» целые сектора российской экономики - энергетику, ОПК, финансы. Это всё - санкции формальные или объявленные. Но есть еще и необъявленные. И вот они гораздо серьезнее.

К необъявленным, как оказалось, можно отнести вообще все, что угодно. Американские регуляторы оказывают неформальное давление на институциональных инвесторов: Если вы не выведете деньги с российского рынка, то как вы потом будете объясняться с инвесторами - если что? А мы вас предупреждали... Понятно, что часто именно такие санкции действуют наиболее эффективно. Снижение суверенного рейтинга - вроде бы, и не санкции, но в реальности бьют по бюджету и по экономике в целом очень больно. Вслед за суверенным рушатся субфедеральные, муниципальные, корпоративные - и деньги в мгновение ока либо становятся сильно дороже, либо оказываются вообще недоступными.

Европейские партнеры вдруг отказываются выполнять уже заключенные контракты или подписывать новые. А цикл поставки в случае с высокотехнологичной продукцией может составлять до 2-3 лет. Да, они тоже пострадают, но это их проблема, а российская экономика не получит необходимое оборудование уже завтра. И быстро его заменить нечем - корейцы производят то же самое те же 2-3 года.

Удивительнее всего то, что санкциями теперь грозит Меркель и ЕС. Когда это делали американцы, было понятно: у них практически нет с нами общего бизнеса, они мало что потеряют. Но в случае с европейцами все гораздо сложнее. И, тем не менее, они к санкциям готовы.

Объяснить это тем, что они слепо повинуются своим «старшим товарищам» из США, не получается: свой избиратель все-таки ближе. Видимо ЕС рассматривает украинский рынок как приз, сопоставимый по масштабу с потерями, которые он может понести на рынке российском.

А вот российская внешняя политика стала вполне европейской: заявляя о том, что никакие контрсанкции ни в коем случае не будут введены, мы очень активно их применяем. Антиофшорная кампания российского правительства обретает совсем другой смысл, и те, кто еще вчера относился к ней не очень серьезно, сегодня уже понимают, что возвращаться, так или иначе, придется. Вообще ретроспективно многие вещи выглядят совсем по-другому. Порой создается впечатление, что Россия в целом, а также отдельные корпорации к подобной ситуации готовились заранее.

Очень показательным в этом смысле стало неслучайное интервью бывшего министра энергетики и пожизненного посла по особым поручениям Игоря Юсуфова, символично данное газете «Ведомости». Общий смысл этого интервью сводится к тому, что некоммерческий фонд «Энергия», объединяющий ряд добывающих активов, не имеет никакого отношения (!) ни к кому из действующего руководства страны и поэтому не может рассматриваться как объект санкций. И сам Игорь Юсуфов, и его фонд - классический и не единственный пример заблаговременной подготовки к введению санкций против наиболее очевидных и наиболее одиозных лиц и компаний. Через такие фонды Россия надеется продолжать получать как финансирование, так и технологии, необходимые ей, в частности, для разработки низкодебетных месторождений.

Насколько успешной будет эта «военная хитрость», покажет время. Американцы весьма решительно настроены на введение секторальных санкций, и в этом случае России придется работать уже через международных посредников.

Источник: компания "Неокон"

Экономика