Главная акционирование и приватизация
акционирование и приватизация Печать E-mail

Возможность выкупа пяти процентов акций руководством не может быть реализована из-за ограничения

Указом от 1 июля 1992 года Президент России утвердил положение, по которому госкомитеты по управлению имуществом должны были в срок до 1 ноября провести приватизацию госпредприятий, преобразовав их в акционерные общества открытого типа.

Времени на раздумья, а тем более разборки оставалось немного. А разобраться в ситуации, при которой как баранов на бойню государство гнало трудовые коллективы в рынок, надо было. И в конце июля президиум профсоюзного комитета Мурманского тралового флота на своем заседании рассматривает вопрос «О позиции профкома по вопросам приватизации в соответствии с нормативными документами и задачах профсоюзной организации флота на переходный период реформы».

В принятом постановлении говорится, что коллектив флота, десятилетиями работавший над созданием и развитием материальной базы своего предприятия, вправе рассчитывать на получение прав на приватизируемую госсобственность если не полностью, то хотя бы наполовину. Однако первый предлагаемый вариант предусматривает лишь 25 процентов, да и то без права голоса. Льготы, предоставляемые по этому варианту, лишь кажущиеся. Ведь получив бесплатную акцию, моряк не имеет голоса, не может влиять на производство, на принимаемые руководством решения. Фактически он становится наемным рабочим, лишенным даже тех куцых прав, которыми обладал ранее. Бесплатная акция - это максимум 18 тысяч рублей, то есть примерно одна тысяча в старых ценах.

- Надо иметь в виду еще и тот факт, - пишет в радиограмме на промысел председатель флотского профкома Б. Алексеев, - что число таких акционеров будет не 12 тысяч по числу ныне работающих, а раза в три больше, так как права на бесплатную акцию имеют все работавшие ранее на флоте со стажем 10 лет (мужчины) и семь с половиной лет (женщины). Это значит, что ценность акций упадет, то же самое - с дивидендами. Предусмотренная возможность выкупа пяти процентов акций руководством не может быть реализована из-за ограничения в 2000 минимальных окладов, это 200 тысяч рублей на человека, значит, они (руководители) могут приобрести около одного процента акций. Получается, что работники флота будут иметь примерно 11 процентов голосующих акций, 25 процентов - неголосующих. Примерно 64 процента голосующих акций уйдет на сторону, их скупят другие люди или организации, которых судьба коллектива, его интересы волновать совершенно не будут.

Второй вариант пугает тем, что бесплатных акций нет, да и цена акции примерно 70 тысяч рублей. Но надо иметь в виду ряд моментов. Коллектив станет располагать 51 процентом акций, все они голосующие, значит, коллектив будет определять, как ему вести производство с наибольшей выгодой. Где взять эти 70 тысяч? Надо иметь в виду, что программой определено открытие на производстве личных лицевых счетов приватизации, на которые можно перечислить половину годовой прибыли предприятия плюс остаток фонда экономического развития...*

Согласитесь, что черт ногу сломит в этих процентах и акциях голосующих и неголосующих. Мне кажется, что вся эта суета вокруг выбора вариантов акционирования была лишь отвлекающим маневром правительства. Как и жесткие сроки проведения всей кампании. Политики торопились экономически закрепить полученную в руки власть, решив в свою пользу вопрос о собственности. Больше всего в Москве боялись обстоятельных разборок, когда как в старые советские времена в прессе публиковались подборки мнений и предложений граждан на те или иные важные государственные решения. Вот тогда этот процесс мог бы затормозиться, а, может, и совсем был бы снят с повестки дня. Этого власть предержащим нельзя было допустить ни в коем случае.

Профком тралфлота все же нашел возможность подумать о последствиях акционирования-приватизации предприятия, не оглядываясь на варианты. Заявив, что предлагаемая правительством программа не включает в себя никаких мероприятий по социальным гарантиям трудящихся, что становится реальной угроза расчленения флота на самостоятельные предприятия различной формы собственности, а также расчленения единой флотской профсоюзной организации, президиум профкома в принятом постановлении попытался обговорить как оплату труда и сверхурочных работ, так и вопросы страхования, питания и проживания на борту судна членов экипажей. Речь шла о членах профсоюза, работающих как непосредственно в тралфлоте, так и на вновь создаваемых совместных предприятиях (с участием тралового флота), будь то российские или зарубежные компании. А также на производствах, образованных путем выделения структурных подразделений из состава флота. А также на судах, передаваемых в аренду, где в целях решения проблем занятости рабочие места будут сохраняться за тралфлотовцами.*

Но рассуждения рассуждениями, а до требований в данном случае дело не дошло. Да и некогда было требовать. Надо было из двух зол выбирать меньшее, и профком предложил морякам голосовать за второй вариант акционирования-приватизации флота. Для этого требовалось не менее двух третей голосов. По итогам проведенного на флоте референдума полную поддержку получил именно второй вариант. И перед руководителями флота главным стало приобретения контрольного пакета акций - 50 процентов плюс одна акция. Здесь правительство вновь гонит лошадей, устанавливает срок продажи акций всего в три месяца с начала регистрации акционерного общества, вводит коэффициент продажи, при котором номинальная цена одной акции умножается на 1,7. Поэтому при номинале тысяча рублей продаваться акция будет за 1700. Вот что рассказал Инне Березюк заместитель председателя комиссии флота по приватизации Ю.А.Зиньков:

- Так как мы выкупаем у государства его собственность, то все деньги идут в бюджет. Причем если мы не сделаем это до нового года, то будет намного дороже, поскольку сейчас идет переоценка основных фондов, и их стоимость возрастет как минимум в 36 раз!
Чтобы ускорить процесс, мы делаем так. Приходит человек с ваучером, на который он может получить 6 акций, доплатив 200 рублей. Но по положению мы можем до 50 процентов суммы оплатить ваучерами, а 50 процентов - наличными. Поэтому мы вынуждены обязывать наших работников (именно - обязывать) купить еще 6 акций. Два ваучера - 12 акций, и 12 акций должен купить. Можно за наличные покупать любое количество акций, но с ваучерами - только при условии 50 на 50.

- А как быть пенсионеру, у которого кроме ваучера нет столько тысяч рублей?

- Очень трудный вопрос. Фактически я не могу принять у него этот ваучер. Но мы решили помочь пенсионерам за счет тех, кто работает и будет покупать больше акций за наличные. Появятся какие-то свободные деньги, и мы сможем принять ваучеры у пенсионеров. Очень серьезная проблема со сроками. Флот в море, а ведь каждому надо получить в Сбербанке ваучер, принести и сдать его на флот, заплатить наличные деньги... В Москве в комитете госимущества нам предложили... сгонять гонца в Атлантику! Мы решили, что моряк пришлет доверенность то ли родственникам, то ли бухгалтерии флота на ведение этих дел. Но вопрос пока полностью не решен. Много неразберихи, много неясностей. И как все это объяснить людям в море? А ведь кроме тех, кто в море, почти столько же людей в отпусках, на отгулах по всему бывшему Союзу. Им тоже надо все объяснить. И в срок уложиться. Кстати, если человек вообще не хочет вкладывать ваучер, но продолжает работать в тралфлоте - пожалуйста. Он может вложить свой ваучер в другое предприятие, продать его.

- Что сулит приобретение акций?

- У нас все акции - голосующие. Акция - голос. Будет создан законодательный орган - правление акционерного общества, будут определены нормы представительства в этот орган. И акционеры станут определять политику флота. Это и распределение дивидендов, и определение стратегических направлений в работе, и т.д. Это будет наш маленький верховный совет. А начальник флота станет генеральным директором акционерного общества, роль его - организовать должным образом исполнение решений акционеров.

- А если кто-то «со стороны» захочет купить акции?

- В первую очередь своим, затем - смежникам. Но отказа не будет никому. Просто сейчас мы хотим сами выкупить свой флот. А из тех процентов акций, которые остаются в комитете госимущества, какая-то часть будет продана то ли на аукционе, то ли еще как. Более того, покупая акцию, наш моряк обязуется: если он надумает продать ее, то покупателем в первую очередь должен быть работник флота. Нельзя допустить утраты контрольного пакета акций.

- А если иностранные фирмы изъявят желание купить ваши акции?

- Мы договорились с комитетом госимущества, что возможна продажа акций иностранцам, но с учетом мнения флота, чтобы не допустить разорения флота. У нас есть партнеры, с которыми мы давно сотрудничаем. Им бы с удовольствием продали, поскольку получили бы не только инвестиции, но и дополнительные возможности работать в зонах иностранных государств. К тому же, продав 31 процент акций иностранным партнерам за валюту, мы по закону получаем право продавать продукцию за рубеж без лицензий, оставляя всю валюту на флоте. Конечно, кроме налогов. Но это - дело будущего. Сначала надо до 31 декабря справиться со своими акциями.

- Хорошо. Допустим, я покупаю у вас акцию, - строит версию корреспондент газеты. - Вы можете хотя бы приблизительно назвать мне сумму дивидендов?

- Нет, - отвечает Зиньков. - Образование акционерного общества предполагает самоуправление, где будут участвовать все работники флота. Дивиденды - от прибыли. А как эту прибыль распределить? В первый год вряд ли что останется после огромных затрат на выкуп флота и решение всяческих новых и старых проблем. А потом, куда деть свободную прибыль - дело акционеров.

- А вообще, Юрий Александрович, что Вы думаете об этом процессе: это - авантюра в государственном масштабе, очередная кампания или...? - напрямую спрашивает уставшая от благих заверений Инна Березюк. Но Зиньков соблюдает дистанцию, да и он в команде флотского руководства не последнее лицо. А руководство уже просчитало возможные для себя выгоды-дивиденды от приватизации, так что провокационные вопросы обходит стороной:

- Нет, конечно, приватизация - дело нужное. Но методы ее проведения - из той оперы, где коллективизация, индустриализация и т.д. Маргарет Тэтчер более 10 лет проводила приватизацию транспорта, да вроде бы так и не закончила. Это говорит о цивилизованном подходе к решению сложной проблемы. Но мы - Россия, не Англия, мы всегда предпочитали революционный путь эволюционному. И приватизацию мы так же ведем: сроки, приказы, указы... Сделать к такому-то числу - и все. Не клеится где-то...

- Выпуская акции, вы имели в виду стоимость всех основных фондов?

- Да, конечно, всех производственных фондов. Мы пока не выкупаем соцкультбыт, незавершенное строительство. Пока все остается в госсобственности и передается акционерному обществу в хозяйственное ведение, поскольку все это убыточно. Потом уже с комитетом госимущества будем решать, как жить дальше.*

Интервью с Ю.А. Зиньковым Инна Березюк назвала более чем оптимистично: «В добрый путь, приватизация!». Это был первый материал нашего обозревателя по экономическим вопросам о проходящем на предприятиях акционировании. Через три месяца Березюк заявит:
- Сегодня я ни за что не написала бы такое. Сегодняшние варианты заголовков: «Ой, дурят нашего брата!..» или «Берегись приватизации» и т.п. Сегодня поводов для пессимизма - полным полно.*

Что ж, попробуем не торопясь назвать эти поводы, отталкиваясь от публикаций в «Рыбном Мурмане». И расскажем о делах и заботах тружеников других предприятий Северного бассейна.

· Приватизация: каким путем пойдем? «РМ» от 7 августа 1992 года.

· Флот по клочкам не разорвешь, «РМ» от 14 августа 1992 года.

· В добрый путь, приватизация! «РМ» от 23 октября 1992 года.

· Приплыли? Примите поздравления фонда имущества. «РМ» от 12 февраля 1993 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) 


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.138.122.195

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .