Главная Севером породненные
Севером породненные Печать E-mail

Почти каждый пятый житель Мурманской области так или иначе корнями связан с Вологодчиной.

И это не преувеличение. Вологжане с давних времен стремились в здешние земли, осваивали их и шли дальше вдоль берегов Северного Ледовитого океана на запад и на восток.

Это была поистине героическая, полная трудностей работа, но они шли и шли в неведомую даль, даже не подозревая, что идут в историю.
В 1978 году мне выпала честь повторить их путь на восток на борту самого мощного в ту пору атомного ледокола «Сибирь». Тогда и зародилось у меня желание узнать, кем были эти арктические первопроходцы, навеки прославившие свою страну и оставившие вечный след на суровых берегах Ледовитого океана.

...Дробя целину многолетнего льда, атомный ледокол «Сибирь» продвигался все дальше и дальше на восток. Мы шли по местам, где до нас не бывал ни один корабль. К тому же шли не одни - вели за собой большое транспортное судно - дизель-электроход «Капитан Мышевский».

Семьдесят пять тысяч «лошадей» тянули судно по каналу, проложенному атомоходом в ледовом поле, но этого было мало. Транспорт то и дело застревал. Приходилось возвращаться к нему, окалывать лед, а то и брать на буксир.

- Да, с Арктикой шутки плохи, - сказал мне однажды капитан «Сибири» Владимир Константинович Кочетков, глядя на то, как безуспешно пытается дизель-электроход преодолеть мелкобитый лед в канале за кормой атомохода. - Удивляюсь, как это ходили по Северному морскому пути наши предки...

Капитан подошел к карте района, где находились мы в это время. На самом краю ее четко виделись знакомые со школьной скамьи очертания берегов Восточной Сибири, испещренные географическими названиями заливов и островов, горных хребтов и ледников. Мое внимание привлекла повторяющаяся несколько раз фамилия Н. Шалауров.

- Кто это? - спросил капитана. - Небось, из поморов? Кочетков посмотрел на карту, хитро улыбнулся и произнес:

- Ты же вологодский, а знатных земляков своих не знаешь.... Оказывается, Никита Шалауров, купец из Великого Устюга, большую часть своей жизни отдал освоению Арктики. Еще в середине XVIII века вместе с Иваном Баховым он подал прошение правительству о дозволении «сыскать северный морской путь из устья Лены в Тихий океан». В 1755 году сенат издал указ, по которому экспедиция разрешалась. Три года - с 1760-го по 1763-й - на небольшом судне с командой из ссыльных и беглых солдат пытались отважные путешественники пробиться сквозь льды на восток. От трудностей и болезней разбежалась команда. Однако Шалауров не оставил мечты. В 1764 году, добившись новой субсидии, снова пошел в Арктику. К сожалению, и эта экспедиция не принесла удачи. Судно раздавили льды, а сам Шалауров погиб, успев оставить потомкам карту берега Восточно-Сибирского моря. В честь его и был назван мыс, мимо которого мы проплывали на атомоходе.

* * *

Сквозное плавание из Европы в Америку по северным морям...

Столетиями эта идея владела умами людей, жила в сердцах моряков, звала в неизведанные дороги Арктики. Первым, почти полтора века назад, поход из Европы на Дальний Восток осуществил швед Н. А. Норденшельд. Его экспедиции, снаряженной, кстати, на средства русских купцов-золотопромышленников, на это потребовались две навигации.

Неимоверные трудности плавания во льдах, испытанные знаменитым путешественником, привели его к выводу о том, что транспортная эксплуатация этого морского пути нецелесообразна. И это мнение человека, авторитет которого в кругах моряков считался незыблемым, господствовало десятилетия. После неудачной экспедиции другого, не менее знаменитого, путешественника - Р. Амундсена на судне «Мод» ученые не только Европы, но и Америки, почти единодушно стали утверждать, что плавание с запада на восток по морям Ледовитого океана в один навигационный сезон невозможно. И только в России нашлись люди, оспаривавшие эти выводы. Более того, они предпринимали отчаянные попытки доказать, что и «море-окиян», как назывался тогда в народе Северный Ледовитый океан, может служить людям. Среди этих смельчаков было немало наших земляков.

* * *

Отважных и мужественных людей вологодской земле не занимать. С VI века, как гласит летопись, славянские племена, населявшие земли по берегам Белого и Кубенского озер, рек Вологды и Сухоны, поддерживали связь с северными народами. В XI столетии вместе с дружинами новгородцев приходили они аж на Мурманский берег, где даже в лютый мороз вода в заливах не замерзала и было столько дичи и рыбы, что брали их прямо руками. Торговля добытыми здесь дарами природы давала немалый доход.

С того и пошло. Уже не хватало материка. Хотелось узнать и увидеть другие земли, скрытые от людского взора морским пространством. А то, что земли такие есть, что дичи, морского зверя там еще больше, не вызывало сомнений. Много рассказов об этих неведомых, почти сказочных землях слышали русские люди от местных жителей - лопарей.

Первыми путь к этим землям попытались найти поморы. Погоня за китами, которых в то время в Студеном (теперешнем Баренцевом) море было великое множество, привела их на остров, названный ими Грумантом (ныне - Шпицберген).

До 1920 года этот архипелаг был ничейной землей, не принадлежал никому. Сейчас он находится под юрисдикцией Норвегии. Но еще в XVI веке, задолго до появления здесь норвежцев, на нем вели промысел зверя архангельские поморы. Подтверждение этому дали раскопки древних стоянок, обнаруженных в последние годы на восточных островах архипелага.

Вслед за поморами потянулись на Грумант и предприимчивые вологодские купцы. В 1800 году вологодский купец М. Киселев на судне «Св. Николай» достиг берегов Шпицбергена и вернулся с богатой добычей. В 1826 году другой вологодский купец - Иван Старостин тоже достиг заветной земли. Тридцать две зимы провел он здесь, добывая ценных морских зверей. Есть сведения, что путь на Грумант настырные землепроходцы-устюжане освоили еще до основания Соловецкого монастыря. Правда, они подтверждены пока только одним документом - заявлением внука И. Старостина. Но не только на запад шли через льды утлые суденышки вологодских землепроходцев. Их еще больше влекли земли к востоку от легендарной Мангазеи.

Пожалуй, самым известным из первопроходцев Арктики стал устюжанин Семен Дежнев. Как представитель власти, он был включен в команду Федора Попова (из Холмогор), в 1647 году решившего проплыть из устья Колымы на восток с целью добычи «морского зубу» и отыскания морского пути на Анадырь. У экспедиции была и другая цель - сбор ясака в пользу казны.

Первое плавание закончилось неудачно. На следующий год поход повторился. Шесть кочей, на которых находилось 90 человек, - большая по тем временам экспедиция - 30 июля 1648 года достигли Чукотского Носа (нынешний мыс Дежнева). Обрадованные удачей, мореходы поспешили дальше на восток. Однако попали в бурю, во время которой коч с начальником экспедиции пропал без вести. Руководство над оставшимися в живых путешественниками взял на себя Семен Дежнев.

Перезимовав в безлюдном устье Анадыря, отряд Дежнева на следующий год отправился вверх по реке, объявляя всех встречавшихся на пути местных жителей подданными Российского государства. Долгих семь лет пришлось прожить здесь отважным первопроходцам. Один из них - Михаил Колосов - писал позднее об этом так: «Холод и голод терпели, нужду и бедность принимали, всякую скверну ели и душу свою оскверняли».

* * *

Были наши земляки и в экспедициях братьев Лаптевых, чьим именем названо море, были и в экипаже Русанова, первым из россиян обследовавшего архипелаг Новая Земля и пытавшегося достичь Северного полюса на надводном корабле, во многих других экспедициях, так и несумевших добиться заветной цели, но оставивших яркий след в истории освоения Арктики.

Судьба оказалась более благосклонной к потомкам первопроходцев. Атомоход «Арктика» в 1977 году первым в мире в надводном плавании покорил полюс. Этот успех вскоре повторил экипаж другого атомохода - «Сибирь». Вологжанам, видимо, будет приятно
узнать, что дублером капитана «Сибири» был тогда наш земляк, белозерец Станислав Румянцев, вскоре ставший капитаном другого атомохода и работающий в Арктике до сих пор. А тогда вместе с ним исправно нес свою службу на атомоходе матрос первого класса Николай Упоров, уроженец Никольского района.

Во время похода на «Сибири», с которого я начал этот рассказ, в экипаже атомохода тоже было несколько вологжан. Устюжанин Юрий Коновалов, например, обслуживал атомную энергетическую установку «Сибири», а Геннадий Фролов из Кириллова был тогда старшим техником-дозиметристом. Как и во всех делах, в Арктике вологжане показывают пример добросовестности, честного выполнения своего долга перед Родиной. И верится, что на карте ее еще появятся новые имена наших земляков, достойно продолжающих дело первопроходцев.

Арктические моря - далеко не единственное место, где отличились наши земляки, особенно в годы советской власти. Тысячи выходцев из вологодской земли приняли участие в освоении Кольского полуострова.

Север притягивает к себе людей. Стоит лишь раз побывать там, на берегах Ледовитого океана, и вас снова потянет туда. И я испытал на себе эту чудесную его силу. Приехал в Мурманск с расчетом на год - «прокантовать» там до призыва в армию. Но этот год стал решающим в выборе дальнейшей судьбы. Отслужив почти три года, вернулся туда. И вот уже более полувека несу свою службу Заполярью, став волей судьбы его летописцем.

Через это прошли сотни других вологжан. В 1959 году приехал в Мурманск к брату молодой корреспондент «Красного Севера» Николай Беляев, да так и застрял здесь. Место ему нашлось в областной газете «Полярная правда», где он и прошел все ступени профессионального роста - от рядового литсотрудника до главного редактора газеты. Талантливого журналиста и умелого организатора избрали секретарем обкома КПСС. Был он и депутатом областного Совета. После распада СССР вернулся к старой профессии, хотя и не в прежнем ранге:несколько лет, до внезапной кончины, работал в должности первого заместителя главного редактора новой областной газеты «Мурманский вестник». После смерти Николая Васильевича на его место пришел сын - Владимир Беляев, перенявший у отца лучшие его человеческие и профессиональные качества.

Почти двадцать лет Мурманскую городскую больницу скорой медицинской помощи возглавлял выходец с Вологодчины Юрий Андреевич Паюсов. Сейчас он депутат областной думы, руководит одним из его отраслевых комитетов. Но в списке ведущих специалистов больницы остается фамилия Паюсова: рентгенологическим отделением руководит его сын Степан. А в Мурманском областном диагностическом центре уже не одно десятилетие трудится супруга главы этой династии медиков Валентина Степановна.

Каждое лето Паюсовы приезжают на свою малую родину. Уйдя на пенсию, планируют перебраться на постоянное жительство в Вологду, где уже заимели собственную квартиру.

Уроженцев Вологдчины было немало в местных органах власти этого северного региона. Почти четверть века, например, проработала заместителем председателя Мурманского облисполкома Нина Николаевна Гогошина, родом из Усть-Кубенского района. Таков же стаж руководящей партийной и советской работы у уроженца деревни Москвине Белозерского района Василия Ивановича Кирова, бывшего председателя Кировского горисполкома и первого секретаря Кировского горкома КПСС. За большой личный вклад в развитие экономики Заполярья он удостоен звания почетного гражданина Мурманской области. Ныне проживает в Ленинградской области.

От рядового учителя химии до заместителя мэра Мурманска прошла в Заполярье путь выпускница Вологодского пединститута Тамара Веноровна Петухова. Областным центром стандартизации и метрологии руководит доктор экономических наук уроженец Великого Устюга Николай Павлович Дедков.

Добрый след на Кольской земле оставили сотни наших земляков, работавших на промышленных предприятиях, в транспортных и строительных организациях области. Среди них - известный российский металлург Дмитрий Иванович Матюшкин. Война застала его в Мончегорске, где он возглавлял работу горняков комбината «Североникель». Из-за угрозы захвата города гитлеровцами основное оборудование предприятия было демонтировано и отправлено в глубокий тыл. Туда же вывезли и ведущих специалистов комбината.

Матюшкину было поручено обеспечить сохранность того имущества, которое оставалось на территории «Североникеля». С этой задачей он справился образцово, что позволило еще в годы войны восстановить производство и приступить к выпуску так нужного в ту пору никеля.

В 1951-1962 годах Дмитрий Иванович был директором этого комбината. Опыт и житейская мудрость его способствовали спокойной, уверенной работе коллектива. При нем модернизировали рудник, внедрили новую технологию разделения файнштейна, что привело к увеличению выпуска меди и никеля в два с половиной раза, а кобальта - в три раза. Матюшкина уважали за порядочность и справедливость.

И хотя его давно уже нет в живых, жители Мончегорска, где он начинал и завершил свою трудовую карьеру, Митюшкина помнят до сих пор.

На том же комбинате «Североникель» Героями Социалистического Труда стали уроженец деревни Чалинская Череповецкого района Вологодской области бригадир плавильщиков Николай Михайлович Маргаритов и его земляк бригадир конверторщиков Алексей Гурьянович Веселов. Этой высшей награды СССР был удостоен и выходец с Вологодчины бригадир Мончегорских строителей Анастасий Степанович Брюханов.

С Мурманской областью связаны многие годы жизни еще одного известного нашего земляка - Григория Ивановича Горбунова, родившегося в деревне Дор Нюксенского района.

Ученый-геолог, член-корреспондент Академии наук СССР, он в течение 15 лет возглавлял один из крупнейших научных центров страны - Кольский филиал АН СССР. Его научная деятельность связана с изучением медно-никелевых, редкоземельных и других месторождений Кольского полуострова, Карелии и Норильского района. Свою научную работу Григорий Иванович совмещал с активной общественной деятельностью. Он неоднократно избирался депутатом Мурманского областного Совета народных депутатов. За большой личный вклад в развитие экономики Кольского полуострова награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и многими медалями. Он - лауреат премии Совета Министров СССР. Им подготовлены 12 кандидатов и 5 докторов наук.

Многие вологжане стали в Мурманске рыбаками. И на этом поприще они показали себя с самой лучшей стороны. Немало отличившихся в труде удостоено высоких государственных наград. Героем Социалистического Труда стал уроженец деревни Белогорье Рослятинского района Прокопий Прокопьевич Решетов, капитан Мурманского тралового флота. Орденами Ленина и Трудового Красного Знамени отмечен выходец из Биряковского (ныне Сокольского) района бригадир гидростроителей Николай Павлович Прохоров. Таких же наград удостоен его земляк, машинист электровоза Оленегорского горно-обогатительного комбината Алексей Иванович Удальцов. В Мурманске уважением пользуется ветеран 35-го военного судоремонтного завода, уроженец деревни Кушниково Вожегодского района Вячеслав Николаевич Генералов, прошедший на этом предприятии путь от мастера до руководителя главного цеха завода. Уйдя на заслуженный отдых, Генералов не теряет связь с родным заводом. Он - председатель совета ветеранов предприятия, готовит книгу об истории завода и его людях, внесших значительный вклад в оборону Мурманска и укрепление оборонной мощи Северного флота. И таких, как он, патриотов Севера и своей малой родины - Вологодчины, в Мурманске тысячи. К сожалению, всех не упомянуть.

В Мурманской области проходят воинскую службу сотни коренных вологжан. Особенно много их на боевых кораблях Северного флота. Молодых земляков, оказавшихся в Заполярье, стараются поддерживать власти Вологды и области. Они, например, взяли шефство над подводной лодкой «Вологда». Мне известно, что на корабль не раз уже приезжали с подарками землякам бывший вице-мэр Вологды Алексей Александрович Жданов, генеральный директор фирмы «Продтовары» Александр Васильевич Голованов и многие другие известные на Вологодчине люди. Связь двух северных регионов крепнет и по другим направлениям жизнедеятельности.

Вологжане гордятся своим земляком Героем Советского Союза и полным кавалером ордена Славы Николаем Ивановичем Кузнецовым. Гордость эту по праву разделяют с ними и мурманчане. Ведь он начинал трудовую жизнь на Кольской земле. В армию был призван Кандалакшским военкоматом. В Кандалакшу вернулся и после войны, где работал до ухода на пенсию. Его знали и помнят многие северяне.

Помнят они и другого героя - Александра Васильевича Андреева, работавшего на Мурманском 35-м судоремонтном заводе, а после ухода на пенсию вернувшегося в Вологду. Мы много лет поддерживали связь. Последний раз я навещал его буквально за несколько дней до смерти.

Как и Кузнецов, Александр Васильевич был человеком скромным, не любил рассказывать о войне. Зато охотно говорил о своей вологодской деревне, об истории Кирилло-Белозерского монастыря и о самой Вологодчине, любовь к которой пронес через всю жизнь.

Мне вообще везло на встречи и дружбу с именитыми земляками, жизнь которых так или иначе связана с Вологдой и Мурманском. Один из них - бывший начальник штаба Северного флота, вице-адмирал Вадим Константинович Коробов. Благодаря ему у меня установились добрые товарищеские отношения со многими командирами частей и соединений флота, что способствовало и моей журналистской деятельности.

Будучи корреспондентом ТАСС, я имел доступ практически во все властные структуры региона, в том числе и в военные. Еще в начале девяностых годов минувшего века познакомился с контр-адмиралом Вячеславом Алексеевичем Поповым, впоследствии ставшим полным адмиралом, командующим Северным флотом. Добрые отношения, сложившиеся два десятилетия назад, сохраняются между нами и сейчас.

Мне довелось быть рядом с ним в трудные дни после трагедии атомной подводной лодки «Курск», и я видел, как тяжело переживал он это несчастье. Для него моряки с погибшей субмарины были дороги, как собственные дети. И он сделал все от него зависящее, чтобы поднять с морского дна и корабль, и тела его экипажа, отдав погибшим на боевом посту все воинские почести.

Уволившись с воинской службы, Вячеслав Алексеевич представлял интересы Мурманской области в Совете Федерации Федерального Собрания России. Сейчас он - заместитель председателя Мурманской областной думы. Не теряет связи и с Вологодчиной, где его многие знают и уважают.

В годы моей службы в армии, часть которой проходила в Вологде, мне довелось познакомиться с подполковником Алексеем Алексеевичем Поповым. Как позже выяснилось, отцом адмирала Попова. А тогда он командовал артиллерией всей нашей дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова первой степени Севской мотострелковой дивизии. Однажды на учениях, проводимых в районе Кущубы, я, тогда помощник командира взвода разведки зенитно-артиллерийского дивизиона, удостоился его похвалы и поощрения за умелые действия при выполнении поставленной перед взводом задачи. После увольнения в запас Алексей Алексеевич многие годы работал военруком в 29-й Вологодской средней школе, которой недавно присвоено его имя. А это ли не оценка труда офицера-фронтовика! Было на кого равняться и будущему адмиралу, командующему Северным флотом.

С Мурманском связана судьба и ряда других видных советских и российских военачальников-вологжан. Путевым рабочим на строительстве «Мурманки», как в те годы называли железную дорогу, связавшую Петербург с молодым российским городом Романов-на-Мурмане, начинал трудовой путь уроженец деревни Лыковская , Кадуйского района, ставший генерал-полковником, Василий Иванович Швецов.

В годы Великой Отечественной войны авиацией Северного флота командовал полковник Евгений Николаевич Преображенский. Герой Советского Союза, первым еще в августе 1941 года бомбивший столицу фашистской Германии - Берлин. Родился он в селе Великославское Кирилловского района. Армейскую службу закончил генерал-полковником, военным консультантом Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Несколько лет милицию Кольского Заполярья возглавлял полковник Виталий Петрович Федотов, направленный в Мурманскую область из Вологды. Здесь он вырос до генерал-майора. В годы его руководства этой правоохранительной структурой в регионе преступность заметно снизилась. Организаторские способности Федотова оценили и в Министерстве внутренних дел России, признав его одним из лучших региональных начальников УВД. Сейчас Виталий Петрович возглавляет Управление внутренних дел родной для него Вологодчины, но связи с северными своими коллегами не теряет.

Здесь обрели второй дом тысячи выходцев из вологодской земли. Одних поманила сюда возможность неплохо заработать, другие пришли на Север за романтикой, третьих в годы советской власти насильно привезли в Заполярье строить новые города, заводы и фабрики, обживать пустынные берега Кольского полуострова. Большинство так называемых переселенцев обжились здесь, полюбили этот суровый край.

Вечными памятниками переселенцам стали построенные ими такие индустриальные гиганты, как комбинаты «Апатит», «Североникель», Мурманский и Кандалакшский морские порты, да и все ныне существующие на полуострове города. Ведь до революции 1917 года на его территории проживали всего чуть более 12 тысяч человек.

О вкладе выходцев с Вологодчины в развитие экономики и культуры Кольского полуострова можно судить и по таким вот цифрам: из 152 мурманчан, удостоенных звания Заслуженного работника культуры РСФСР и Российской Федерации, 16 - бывшие вологжане. Среди упомянутых в региональной Педагогической энциклопедии наиболее известных в области педагогов - почти полсотни недавние вологжане.

Двое из девятнадцати почетных граждан Мурманской области родом с Вологодчины. Многие являются почетными горняками, полярниками, металлургами, врачами. Орденоносцев - не перечесть. И неудивительно: вологжане в своем большинстве люди на редкость трудолюбивые.

Этим славились наши предки.

Этим качеством отличаются и представители нынешнего поколения во всех отраслях народного хозяйства Заполярья. Уверен, страна еще не раз услышит о лучших из них.

На этом я планировал завершить свой рассказ о малой своей родине. Перечитав написанное, понял, что надо сделать еще одно обобщение - о сегодняшних деловых и культурных связях двух наших северных областей. Рассказать об этом попросил губернаторов Мурманской области Марину Васильевну Ковтун и ее вологодского коллегу Олега Александровича Кувшинникова.

- Основой нашего сотрудничества стало «Соглашение о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Вологодской и Мурманской областями», подписанное в октябре 1997 года, - сказала Мурманский губернатор Марина Ковтун. - В настоящее время прорабатывается новая программа конкретных мероприятий с учетом приоритетных направлений дальнейшего взаимодействия. В частности, речь идет об ипотечном кредитовании, объединении усилий в решении федеральной программы переселения северян, развитии туризма, инвестиционное и научное сотрудничество.

Уже многие десятилетия области объединяет сотрудничество в сфере промышленности. С Кольского полуострова осуществляются поставки вологжанам железорудного и апатитового концентратов, рыбы и рыбной продукции, выпускаемой местными предприятиями.

Особенно успешно развиваются производственные связи акционерного общества «ОЛКОН» и Череповецкого металлургического комбината, а также между предприятиями обеих областей, задействованных в получении минеральных удобрений. В целях стимулирования экономического взаимодействия предприятий обоих регионов в Мурманске создана компания «Торговый дом "Северсталь"».

Ежегодно предприятия Вологодской области принимают участие в проводимых в Мурманске межрегиональной выставке-ярмарке «Заполярная осень» и международной выставке «СЕВТЭК», на которых большим спросом пользуются вологодское масло и изделия из льна. Города и поселки Вологодской области являются весьма привлекательными для мурманчан в плане переселения. Ежегодно десятки мурманских семей выбирают их для постоянного проживания.

Она также отметила расширение в последние годы культурных и спортивных связей регионов. Вологжане - постоянные участники ежегодных международных соревновании по зимним видам спорта - Праздник Севера. Стали привычными обмены делегациями творческих работников.

Вологодский губернатор Олег Кувшинников считает Мурманскую область важнейшим торговым партнером среди областей и республик Северо-Западного федерального округа.

- Взаимный товарооборот между нашими областями постоянно растет, - сказал он. - На сегодняшний день он составляет почти треть товарооборота с регионами округа. Вологодские предприятия поставляют в Мурманскую область не только продукцию производственно-технического назначения (троллейбусы, насосы, прокат черных металлов, стальные трубы, удобрения), а и потребительские товары: молоко, сливочное масло, колбасы, муку, одежду, ткани и другие. Мурманчане возят к нам рыбу, продукты ее переработки, машины для городского коммунального хозяйства, щебень и гравий из природного камня.

Но сотрудничаем мы не только в области экономики, - продолжает Олег Кувшинников. - Так, наш областной театр кукол «Теремок» в 2011 году принял участие в фестивале театров в Мурманске. Сотрудничают наши библиотеки, а во Всероссийском конкурсе мастеров кружевоплетения «Серебряная коклюшка» ежегодно участвуют мастера кружевоплетения из Североморска и Кировска. В экстрим-фестивале Деда Мороза, в рамках которого проходят три Всероссийских первенства: Кубок России по кроссу на снегоходах, чемпионат России по джип-триалу и Кубок Деда Мороза по кантри-кроссу на снегоходах, всегда участвуют и гонщики из Мурманской области.

Особенно важно человеческое измерение наших контактов. В свое время многие вологжане уехали в Мурманскую область: кто - «на заработки», а кто-то - по принуждению в годы сталинских репрессий. Они внесли свой вклад в развитие этого региона, а сейчас возвращаются на Вологодчину с самыми лучшими воспоминаниями о мурманской земле и ее людях.

- Вологда и ряд других наших городов участвуют в реализации федеральной программы переселения северян, и мы делаем все возможное, чтобы переселенцы из Заполярья чувствовали себя комфортно на всей нашей территории, - подчеркнул глава Вологодской области.

Он, как и его мурманская коллега, считает, что Север - общий дом для вологжан и мурманчан, а потому и повышать его роль в укреплении экономики страны они и впредь будут общими усилиями.

Живи, Курья!


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.135.198.49

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .