Главная Мочалов Александр Георгиевич
Мочалов Александр Георгиевич Печать E-mail

В отличие от потомственных северных мореходов Александр Георгиевич Мочалов не был коренным помором и даже родился и вырос очень далеко от моря.

Будущий прославленный в годы Великой Отечественной войны капитан Северного морского пароходства родился 28 августа 1893 года в деревне Политовщина, затерянной в самой что ни на есть сухопутной Вятской губернии. Неизвестно, когда и как зародилась в душе паренька мечта стать моряком, но в 1910 году, окончив с отличием школу в городе Котельничи, Саша забирает свой аттестат и, вопреки воле родителей, уже видевших своего сына инженером или доктором, уезжает в далёкий Архангельск, где поступает в Архангельское торгово-мореходное училище, которое закончил в 1914 году.

Юнга, матрос, штурман, капитан - таков путь энергичного моряка торгового флота Александра Георгиевича Мочалова.

Мочалов плавал на судах гидрографии «Мурман», «Метель», «Пахтусов», в 1920 году участвовал в Карской хлебной экспедиции.

В 1924 году Александр Георгиевич переходит на работу в Северное государственное морское пароходство и назначается вторым штурманом на ледокольный пароход «Георгий Седов», на котором три года ходил в Арктику - полярные экспедиции и промысел морского зверя.

В 1927 году штурман Мочалов назначен старшим помощником капитана на пароход «Роза Люксембург», на котором впервые пошёл в загранплавание. Затем был капитаном пассажирских судов «Ястреб», «Кулой».

Великая Отечественная война застала Александра Георгиевича на капитанском мостике парохода «Революция». Этому судну с первых же дней войны поручается серьёзная задача по обслуживанию северных морских коммуникаций, обеспечению фронтовых частей, державших оборону Советского Заполярья.

Обладая небольшой осадкой, «Революция» могла заходить в самые мелкие узкости, вплотную к линии фронта, снабжая передовые оборонительные участки боевой техникой, снаряжением, боеприпасами, перевозя бойцов и раненых.

Десятки и сотни раз экипаж парохода «Революция» под командованием капитана Мочалова, рискуя жизнью, преодолевая яростный огонь немецких батарей, бомбёжки, приходил в Озерки и другие пункты, где кипели ожесточённые схватки нашей армии с гитлеровскими захватчиками. Это небольшое судно заслужило на Севере славу и любовь бойцов и командиров Красной Армии. Боевые заслуги капитана Мочалова и его экипажа неоднократно отмечались в приказах командования Северным фронтом и поощрялись Наркомфлотом. Высоко оценило работу капитана Мочалова правительство. В 1943 году он был награждён орденом «Красной Звезды». А в 1944-м - орденом Отечественной войны I степени. К сожалению, уже посмертно...

В ночь на 3 декабря 1944 года у берегов Мурмана (район Лицких островов) пароход «Революция» был торпедирован фашистской подводной лодкой и погиб со всем экипажем...

...Катятся бесконечной чередой по Баренцеву морю холодные волны, рядами почётного караула проходят они над местом гибели парохода «Революция». Иногда на горизонте появляется силуэт океанского лесовоза. Это идёт крупнотоннажный теплоход Северного морского пароходства «Капитан Мочалов». Проходя точку с координатами 68 градусов 44 минуты северной широты и 37 градусов 49 минут восточной долготы теплоход приспускает флаг, и долгий гудок торжественно печально звучит над морем.

Не только в океанском теплоходе продолжает жить капитан Мочалов. Плавали его сыновья Георгий и Вячеслав, тридцать лет отдала морю дочь Руфина, вышли на дедовскую широкую дорогу внуки Валерий, Виктор, Ольга. Завидная наследственность. Да, наверное, иначе и быть не могло, яблоки от яблони недалеко падают. В лучшем смысле этой пословицы.

Ветераны XX века


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.145.60.149

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .