Система добровольной сертификации «Марка года» Печать

Система добровольной сертификации  «Марка года» образована в рамках национальной программы «Россия против контрафакта»

В октябре 2006 года в правительстве Мурманской области состоялся «круглый стол», посвященный Всемирному дню стандартов (официально он отмечается 15 октября). Мероприятие было организовано департаментом экономического развития Мурманской области совместно с ФГУ «Мурманский ЦСМ». Особого внимания, на наш взгляд, заслужила видеопрезентация национального проекта «Марка года», которую представила Анна Павловна Двинина, ведущий инженер-руководитель органа по сертификации систем качества ФГУ «Мурманский ЦСМ». Представляем вашему вниманию ее выступление.

Проект «Марка года» был образован в рамках национальной программы «Россия против контрафакта».

В 2005 году было образовано некоммерческое партнерство «Национальный проект». Инициаторами создания партнёрства выступили предприниматели. Некоммерческое партнёрство «Национальный проект» своей основной задачей провозгласило реализацию национальной программы «Россия против контрафакта», то есть противодействие контрафактной и фальсифицированной продукции. Предпосылкой создания программы стала необходимость укрепления национальной, в том числе и экономической безопасности России. Стратегическое назначение программы - это достижение поставленной президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным цели по ускорению темпов экономического развития России. В целях придания программе соответствующего её задачам статуса, сформирован Совет из числа представителей органов законодательной и исполнительной власти России, руководителей ведущих объединений добросовестных предпринимателей России, таких как Российский Союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия» и «Опора России». Программа «Россия против контрафакта» имеет сильную поддержку в правительственных кругах, у предпринимателей, а также сильную информационную поддержку - это отличает её от многих подобных программ.

Основные цели, которые преследует эта программа - это повышение качества жизни россиян и повышение экономической безопасности России. Два направления реализации этой программы - стимулирование производителя и активизация потребителя.

Механизмы реализации программы - внедрение системы добровольной сертификации «Марка года», защита продукции от подделок, мониторинг потребительского рынка и активное рекламное сопровождение. Эти четыре направления реализации проект «Марка года» берёт на себя, то есть от предприятий не потребуется никаких дополнительных затрат, кроме самой процедуры прохождения сертификации.

Основные задачи, которые преследует эта программа - снижение смертности и заболеваемости населения, консолидация бизнеса, оздоровление бизнес-среды, снижение оборота контрафактной и фальсифицированной продукции, повышение социальной ответственности производителя, повышение правовой грамотности населения, подготовка к вступлению России в ВТО, повышение качества и конкурентоспособности продукции.

Система добровольной сертификации «Марка года» взаимодействует с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, саморегулируемыми организациями, органами госнадзора, обществами защиты прав потребителей и, естественно, с производителями и их представителями и поставщиками. При этом каждая структура выполняет свои функции. К примеру, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии отвечает за разработку и утверждение национальных стандартов, регистрацию системы добровольной сертификации. Саморегулируемые организации устанавливают показатели качества продукции, разрабатывают стандарты и создают органы по сертификации. Общества защиты прав потребителей могут создавать системы добровольной сертификации и повышать осознание значимости системы, доверие к ней потребителей. Органы государственного надзора, прежде всего, призваны выявлять контрафактную продукцию.

В основу концепции проекта было заложено введение на потребительский рынок нового товарного знака с логотипом «Марка года», который одновременно является и знаком соответствия в системе добровольной сертификации, носит одноименное название «Марка года».

Марка имеет свой индивидуальный номер, который можно проверить. Этот знак присваивается только сертифицированным товарам и услугам, получившим соответствующий сертификат в системе добровольной сертификации «Марка года». Она призвана создавать дополнительный уровень защиты от проникновения на потребительский рынок контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции. Наличие этого знака на продукции уже широко освещается СМИ, на телеканале «Россия» каждое утро выходит небольшая по времени программа «Патруль качества».

Для усиления социальной значимости проекта предусмотрено введение специальной номинации «Марка года» - «Общественное признание». По итогам года эта номинация будет присуждаться лучшим предприятиям, которые наиболее активно принимают участие в решении задач реализации национального проекта «Россия против контрафакта». Номинация будет присуждаться национальным жюри, куда входят известные люди, пользующиеся заслуженным авторитетом в российском обществе, в том числе члены Общественной палаты - органа из числа граждан, имеющих особые заслуги перед государством и обществом. Работа национального жюри должна повысить значимость проекта и, в частности социальную ответственность предпринимателей.

Структурная схема функционирования проекта выглядит следующим образом. Организатором всей структуры является некоммерческое партнёрство «Национальный проект «Россия против контрафакта», создавшее систему добровольной сертификации «Марка года». Руководящий орган находится в Москве, но существует возможность создавать региональные органы по сертификации. Разработана единая нормативная методическая база системы добровольной сертификации.

Те предприятия, которые пройдут сертификацию, заносятся в единый реестр системы добровольной сертификации. Как и при любой сертификации, проводится инспекционный контроль. Сертификат выдаётся сроком до трёх лет, при этом учитывается стабильность производства продукции. Подтверждать стабильность может, например, наличие системы менеджмента качества. Сертификация проходит несколько этапов. Сперва заключается договор, затем производится отбор проб. Документация на продукцию передается патентному поверенному на изучение признаков контрафакта. Далее пробы передаются в аккредитованную испытательную лабораторию на подтверждение показателей. Если всё прошло гладко, то предприятие получает сертификат «Марка года» и право применять одноименный знак. При системе добровольной сертификации действует информационный центр, и по бесплатному телефону 88-00-333-17-27 потребитель может круглосуточно получить необходимую информацию о качестве товара. Также в системе задействованы СМИ - телевидение и радио, налажено производство марок и производится мониторинг использования этих марок предприятиями, которые получили права на их использование.

Организована широкомасштабная рекламная компания программы «Россия против контрафакта» и нового товарного знака «Марка года» при активном использовании радиоэфира, телеэфира, а также сопутствующих им других рекламных форматов.

Сама марка состоит из верхнего и нижнего слоев. На верхнем слое обозначен девятиразрядный цифровой номер, а на нижнем - четырёхразрядный буквенный код проверки. Марка является зонтичным брендом, по форме он напоминает хорошо устоявшийся в сознании народов стран СНГ «Знак качества». Право применения этого знака имеют только те товары и услуги, которые прошли процедуру сертификации. При этом номенклатура требований, подлежащих сертификации качественных показателей разработана научно-методическим советом совместно с представителями Ростехрегулирования и общественных саморегулируемых организаций на основе лучших отечественных и зарубежных образцов.

Знак «Марка года» представляет образец, эффективно защищенный от подделок полиграфической продукции, и изготавливается в соответствии с требованием-постановлением правительства Российской Федерации и приказом министерства финансов Российской Федерации. Знак состоит из нижнего слоя и отделяемого от него верхнего слоя. Нижний слой представляет собой самоклеящуюся бумажную основу с нанесёнными на неё защитными элементами, а верхний слой выполнен из полимерного материала и имеет индивидуальную переменную информацию. Эти знаки выпускаются двух размеров - 23 мм и 27 мм. Знак «Марка года» - не только самоклеящаяся этикетка защиты, это ещё и интерактивная информационная система, позволяющая потребителю проверить подлинность нанесённого на товар соответствия «марка года» ещё до покупки товара и принять решение: целесообразно ли покупать этот товар или нет. Дистанционная проверка подлинности каждого экземпляра по номеру может быть проведена через Центр проверки, к нему существует круглосуточный доступ по телефону или через Интернет.

Этот Центр располагает информацией о дате продажи сертифицированному предприятию каждого экземпляра выпущенного знака, то есть о предприятии, которое выпускает данную продукцию. Одновременно марка может быть использована как стимулирующий игровой билет, который при необходимости можно использовать в розыгрышах различных призов в викторинах, конкурсах, лотереях, которые организуются, в том числе, в теле- и радиопередачах. В данном случае покупатель всегда выигрывает, так как стоимость марки входит в стоимость товара.

Покупатели приобретают гарантированно качественный товар, и, кроме того, имеют возможность участвовать в конкурсе и выиграть какой-либо приз. Создатели проекта считают, что он одновременно решает целый комплекс социальных задач: экономических, обучающих, познавательных, рекламных, также позволяет получить большие преимущества для всех участников проекта, в том числе для потребителей. Ориентирует торговые сети на выбор товаров, которые прошли проверку в системе добровольной сертификации, показатели которых соответствуют требованиям нормативных документов, заявленным на упаковке этих товаров.

Предохраняют от приобретения контрафактной и фальсифицированной продукции, дают возможность стать участниками розыгрыша различных призов и позволяют потребителю посредством звонков в центр, с одной стороны, активно влиять на процедуру выдвижения лучших товаров, работ и услуг в соответствующей номинации, то есть на присуждение ежегодной премии, а с другой стороны, выявлять недобросовестных производителей, поставляющих в торговую сеть фальсифицированную и контрафактную продукцию. Для предприятий-производителей и продавцов товаров эта марка повышает конкурентоспособность продукции на рынках сбыта за счёт присутствия на ней марки, увеличивает сбыт товаров в розничной сети за счёт постоянной рекламной поддержки, позволяет использовать в рекламных целях знак соответствия системе добровольной сертификации - бренд «Марка года».

Это экономит финансовые ресурсы за счёт сокращения собственной рекламы и повышает роль моральных стимулов при получении премии «Марка года» - в номинации «Общественное признание». Для государства в целом повышает экономическую безопасность России, сокращая масштабы сектора теневой экономики, увеличивает поступление в государственный бюджет за счёт выхода из теневой экономики товаров производителя и способствует оздоровлению бизнес-среды. Ещё одна интересная особенность проекта «Марка года» заключается в том, что он трансформируется в частные проекты, например, «Марка года - товары для детей», или «Марка года - Мурманск». Также создатели проекта приводят следующую мотивацию для производителя: малому предприятию очень трудно выйти на средства массой информации, но так как марка постоянно рекламируется, то есть о ней непрерывно идёт информация, у потребителя создаётся благоприятное впечатление от марки, и её наличие на товаре даже небольшого производителя само по себе является хорошей рекламой, так как подтверждает качество продукции.

Подготовлено по материалам Л.Д.Тавровского. председателя Совета директоров Некоммерческого партнерства
«Национальный проект «Россия против контрафакта». президента Открытого акционерного общества «Группа компаний «ГРАНД»

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 4 2006 г.

Еще статьи на тему "Сертификации":

О создании в Российской Федерации системы добровольной сертификации в строительстве «Росстройсертификация»

О добровольной сертификации строительных компаний

Орган по сертификации продукции и услуг Северной торгово-промышленной палаты

Развитие системы добровольной сертификации продукции и услуг

О плановой сертификации аэропорта Мурманск