Углеводородная логистика – на защите национальных интересов России Печать

Григорьев М. Н., Кефели И. Ф., Петров А. Н., Уваров С. А.

Григорьев М. Н., Кефели И. Ф., Петров А. Н., Уваров С. А.

Контроль над пространством как один из принципов геополитического противоборства ныне трансформировался в принцип контроля над ресурсами. Такая смена парадигмы, к примеру, достаточно четко заявила о себе на рубеже XX-XXI веков в ходе широкомасштабной экспансии многих государств в Арктику с целью овладения запасами углеводородного сырья и транспортными коммуникациями. Однако контроль над ресурсами предполагает владение не только потенциальными и разрабатываемыми месторождениями, но и стратегическими запасами сырья с целью обеспечения экономической безопасности государства.

Первые сообщения о том, что Россия рассматривает возможность создания стратегического нефтяного резерва (который не следует путать с государственными резервами нефтепродуктов) появились в 2002 г.

Об этом заявил министр энергетики РФ той поры Игорь Юсуфов в ходе посещения им хранилища Bryan Mound стратегического запаса нефти США (Strategic Petroleum Reserve, SPR). Он стал первым официальным представителем из стран бывшего СССР, который посетил хранилище SPR, являющееся одним из наиболее секретных и охраняемых объектов в США.

Правда, еще в ноябре 2014 г. в ответ на предложение главы совета директоров «Роснефти» А. Некипелова создать в России неприкосновенные запасы нефти (в ходе заседания Совета Федерации, посвященного выработке мер по предотвращению негативного влияния на экономику страны современных вызовов) министр экономического развития А. Улюкаев ответил отказом, заявив, что в правительстве этот вопрос обсуждаться не будет [1]. И в то же время во многих странах мира сложилось четкое понимание того, что сами по себе природные ресурсы еще не является гарантом процветания. Помимо внедрения инновационных технологий в перерабатывающих отраслях, необходимы и иные меры, способствующие стабилизации экономики страны, к которым следует отнести создание стратегических запасов нефти и/или нефтепродуктов, редких и редкоземельных металлов, урана. Данные запасы позволяют обеспечивать геоэкономическую безопасность государства, стабильность курса отечественной валюты и т. д. [2]. Для решения этой стратегической задачи необходимо учитывать глобальную динамику мировой добычи нефти.

Проследим динамику мировой добычи нефти и цен на нее с момента начала скважинной добычи (рис. 1). Угол наклона касательной кривой добычи характеризует ее темпы. Из представленной на рис. 1 динамики добычи нефти видно, что на уровне основной тенденции происходит регулярное падение темпов добычи. При этом на уровне основной тенденции, начиная с 1880 г. текущие цены на нефть характеризуются растущим трендом, а годовое мировое производство нефти представляет собой процесс с падающими темпами (темп роста - величина относительного прироста, т. е. отношение годового уровня производства к общему количеству нефти, добытой с начала процесса). При постоянном темпе роста в масштабе, представленном на рис. 1, зависимость является линейной. В общем случае темп роста на рис. 1 характеризуется углом наклона касательной к кривой годового роста производства нефти. Динамика темпов мировой добычи нефти представлена на рис. 2 [3].

К началу XXI века накоплен большой опыт создания и управления стратегическими запасами сырой нефти в условиях рыночной экономики. Лидером этого направления является США, поэтому кратко остановимся на американских результатах. Впервые в США идею о накоплении уже добытой сырой нефти в качестве стратегического запаса высказал министр внутренних дел Гарольд Икес (англ. Harold Ickes) в 1944 г., но только почти через 30 лет идея была претворена в жизнь. Это случилось 22 декабря 1975 г., когда в соответствии с Актом об энергетической политике и энергосбережении (Energy Policy and Conservation Act) было решено создать стратегические нефтяные резервы для обеспечения энергетической безопасности страны. Для хранения стратегических запасов нефти были созданы подземные хранилища, характеристики которых представлены в таблице 1.

На рис. 3 наглядно представлен профиль земной поверхности с указанием глубин соляных куполов, предназначенных для нефтехранилищ.

Рис. 1. Динамика мировой добычи нефти (1) и цен на нее (2)

Рис. 1. Динамика мировой добычи нефти (1) и цен на нее (2)

Рис. 2. Динамика темпа мировой добычи нефти

Рис. 2. Динамика темпа мировой добычи нефти

Характеристики подземных хранилищ SPR Таблица 1.

Название

Место дислокации, город, штат

Объем, млн баррелей

Пропускная способность в сутки, млн баррелей

Примечание

Bryan Mound

Freeport, Техас

254

1,5

 

Big Hill

Winnie, Техас

160, планировалось 250

1,1, планировалось 1,5

 

West Hackberry

Lake Charles, Луизиана

227

1,3

 

Bayou Choctaw

Baton Rouge, Луизиана

76, планировалось 109

0,55, планировалось 0,6

 

Richton

Richton, Миссиссипи

160

1

Планировалось в 2007 г.

Weeks Island

Iberia Parish, Луизиана

72

 

Действовало до 1999 г.

 

Рис. 3. Геологический профиль Северной Германии с соляными куполами (выделено синим цветом)

Рис. 3. Геологический профиль Северной Германии с соляными куполами (выделено синим цветом)

Значительные объемы хранятся в четырех объектах вблизи Мексиканского залива, рядом с крупными центрами нефтепереработки. Каждый объект использует несколько искусственных подземных полостей, созданных в соляных куполах путем бурения и растворения соли прокачиваемой водой. Некоторые полости находятся на глубине около 1 километра, их средние размеры 60 метров в ширину и 600 метров в глубину; объем каждого от 6 до 37 млн баррелей (от 1 до 6 млн м3). На создание и оснащение хранилищ было потрачено около 4 млрд долларов. Согласно расчетам Министерства энергетики США, использование таких полостей примерно в 10 раз дешевле создания традиционных наземных хранилищ [4].

Каждое функционирующее ныне хранилище SPR представляет собой группы искусственных подземных полостей, созданных в массивах каменной соли путем их глубинного бурения для формирования скважин, через которые прокачивается вода, локально растворяющая массив. Строительство хранилищ такого типа в 20 раз дешевле, чем в скальном массиве, и в 10 раз дешевле, чем традиционных наземных.

Массивы каменной соли устойчивы во времени, имеют ничтожную проницаемость, склонность к пластической деформации, что приводит к естественной ликвидации образовавшихся трещин под действием веса залегающих выше пород. Особенностью побережья Мексиканского залива в штатах Техас и Луизиана является наличие там порядка 500 районов залегания массивов каменной соли, полости в них использовались нефтехимической промышленностью США для хранения жидких химических веществ в течение многих лет до создания SPR.

При создании стратегического нефтяного резерва правительство США для начала приобрело их для хранения первых 250 миллионов баррелей сырой нефти, что было самым быстрым способом создать хранилища. На создание и оснащение хранилищ SPR правительство США потратило около $5 млрд. Хранилища были размещены вдоль побережья Мексиканского залива в штатах Техас и Луизиана рядом с крупными центрами нефтепереработки также и потому, что это упрощает транспортировку в них как импортируемой, так и собственной шельфовой нефти. Правила доступа к SPR определяются Актом об энергетической политике и энергосбережении. Нефть из резерва может использоваться в исключительных случаях, дневной отбор не может превышать 4,4 млн баррелей.

До сентябрьских терактов 2001 г. величина SPR не превышала 592 млн баррелей, позже президент США Джордж Буш приказал увеличить объем хранимой в SPR нефти до предельно возможного тогда - 700 млн баррелей. Состояние запасов и подземных хранилищ SPR на 31 мая 2015 г. представлено в таблице 2, совокупный объем хранилищ составлял 713, 5 млн баррелей сырой нефти и был заполнен на 96,66%, что могло компенсировать отсутствие зарубежных поставок нефти в течение 137 дней, если учитывать объем импорта 2014 г. Средняя цена одного барреля нефти, хранящуюся в SPR - $29.70, затраты на создание SPR на 31 мая 2015 г. составили $25,7 млрд, из них $5 млрд - инфраструктура, $20,7 млрд - собственно нефть.

Значительный интерес представляет опыт создания стратегических запасов сырой нефти нашим многолетним партнером - Индией. Она стала последней из крупных стран-импортеров жидких углеводородов, которые решают эту задачу. Зависимость от импорта нефти является характерной чертой экономики Индии, ввоз нефти покрывает 75% ее внутреннего спроса, ежегодная величина которого к настоящему моменту составила 120 млн т и, по прогнозам, будет продолжать расти более чем на 4% в год. Объем добычи собственной нефти в стране остается на уровне 34 млн т, поэтому импорт нефти для Индии и в дальнейшем совершенно необходим. Нефтегазовая отрасль Индии привлекает внимание зарубежных инвесторов, включая российских.

Начиная с середины 2015 г., стратегические интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) оказались тесно связаны с ОЭЗ Джамнагар. Долгосрочный контракт, подписанный 8 июля 2015 г. главой «Роснефти» И. Сечиным и совладельцем группы компаний Essar Шаши Руйя (Shashi Ruia) в Уфе на саммите БРИКС, предусматривает два момента: поставку российской нефти для индийского НПЗ в городе Вадинар в объеме 100 млн т за 10 лет и вхождение компании «Роснефть» в уставный капитал этого НПЗ с долей до 49%. Это соглашение позволит «Роснефти» получить долю в одном из крупнейших нефтеперерабатывающих комплексов Индии и региона АТР. НПЗ Essar в Вадинаре по объемам переработки до 20 млн т/год является вторым в Индии и одним из двадцати крупнейших заводов мира, а по уровню технологической сложности он входит в десятку лучших предприятий мира. Стороны намерены увеличить ежегодные объемы переработки нефти до уровня 45 млн т к 2020 г. В периметр сделки входит также розничная сеть из 1600 АЗС на территории Индии, в планах сторон довести общее количество заправок до 5000 в течение следующих двух лет. Данный контракт позволит сразу в пять раз увеличить присутствие российской нефти на индийском рынке.

Состояние запасов и подземных хранилищ SPR на 31 мая 2015 г. Таблица 2.

Название

Количество емкостей

Объем хранимой нефти, млн баррелей

Коммуникационные линии подземного хранилища

Светлая нефть

Высоко-сернистая

Bryan Mound

20

64,4

176,4

Связано трубопроводами с портовыми сооружениями в городе Freeport, нефтебазой фирмы Phillips, а также, магистральным 46-дюймовым трубопроводом, с НПЗ и доками в Texas City

Big Hill

14

67,6

94,5

Связано трубопроводом длиной 25 миль диаметром 36 дюймов с терминалом в городе Nederland

West Hackberry

22

107,6

105,5

Связано одним трубопроводом длиной 43 мили диаметром 42 дюйма с терминалом Sun Terminal фирмы Техасо в городе Nederland и вторым – с НПЗ в городе Lake Charles, который подключен к магистральному трубопроводу Texaco-22

Bayou Choctaw

7

21,7

51,8

Связано трубопроводом длиной 37 миль диаметром 36 дюймов с терминалом St. James на реке Миссисипи

Примечания: 1. Светлая нефть содержит серы менее 0,5% по весу, пользуется большим спросом у переработчиков нефти, чаще всего запрашивается ими у SPR. 2. Высокосернистая нефть содержит серы от 0,5% до 2% по весу, на 31 мая 2015 г. составляет 62,1% от общих запасов SPR.

Большая зависимость индийской экономики от поставок нефти, политическая напряженность как на границах у традиционных поставщиков, так и на своих собственных, стали причинами создания стратегических запасов нефти в стране. Начиная с 2004 г., Индия приступила к проектированию и строительству в естественных подземных пустотах трех сравнительно дорогостоящих подземных хранилищ тоннельного типа первой очереди, характеристики которых представлены в таблице 3.

Характеристики первой очереди индийских подземных стратегических хранилищ сырой нефти Табл. 3.

Характеристики хранилища

Название хранилища

Висакхапатнам (Visakhapatnam)

Мангалор (Mangalore)

Падур, около Удупи (Padur near Udupi)

Максимальное количество хранимой нефти, млн т/млн бар

1,33/7,55

1,5/11

2,50/18,37

Количество емкостей

2

2

4

Максимальное количество нефти хранимой в каждой емкости, млн т

1 – 0,30,

2 – 1,03

1 – 0,75,

2 – 0,75

1 – 0,625, 2 – 0,625, 3 – 0,625, 4 – 0,625

Площадь хранилища, в акрах

67

104,73

179,21

Удельная площадь в акрах на хранение 1 млн т сырой нефти

50,37

69,82

71,68

Начало строительства

январь 2008

апрель 2009

май 2010

Завершение строительства

январь 2015

октябрь 2015

октябрь 2015

Продолжительность строительства в месяцах

84

69

55

Стоимость строительства, млн индийских рупий/$млн

1038/166

1227/197

1693/272

Удельная стоимость строительства на хранение 1 млн т сырой нефти, млн индийских рупий/$млн

780,45/124,8

818/131,33

677,2/108,8

При анализе данных таблицы 3 обращает на себя внимание увеличение скорости строительства стратегических объектов. Начатое в январе 2008 г. строительство хранилища в Висакхапатнаме, будучи самым малым по объему, возводилось 84 месяца, а начатое в мае 2010 г. практически в два раза большее хранилище в Падуре - уже 55 месяцев. При этом существенно снизилась удельная стоимость строительства.

Надо отметить, что и этот результат примерно в два раза хуже, чем полученный при возведении стратегических хранилищ сырой нефти в США. Наиболее убедительное объяснение этому факту, вероятно, лежит в технологиях формирования полостей для хранения нефти.

Для оценки надежности выполнения своих задач стратегическими хранилищами сырой нефти, уже построенными в Индии, в условиях вооруженного конфликта значительной интенсивности оценим районы их дислокации с точки зрения привлекательности для нанесения по ним стратегических ударов. Первым было завершено хранилище возле города Вишакхапатнам (Visakhapatnam), часто называемого для краткости в литературе и СМИ Визаг (Vizag). Вишакхапатнам является крупнейшим приморским городом в индийском штате Андхра-Прадеш, находится на Восточном побережье Индии в 1200 км от границы с Китаем, в 1500 км от границы с Пакистаном. По мнению авторов, в районе Вишакхапатнама плотность размещения ключевых объектов, влияющих на экономическую и национальную безопасность Индии, превышает все достигнутое, где-либо еще, как в Индии, так и в мире.

Это делает район Вишакхапатнама при всех его экономико-логистических достоинствах не самым удачным местом для размещения стратегического хранилища сырой нефти, хотя по сравнению с другими, он расположен сравнительно далеко от границ государства. В случае большого конфликта наземная инфраструктура района, включая мощности по переработке и транспортировке нефти, весьма вероятно пострадает, и, несмотря на малый риск утраты, собственно сырой нефти в подземных хранилищах, воспользоваться ею на протяжении месяца или двух после удара, особенно превентивного, будет крайне затруднительно.

Стратегические хранилища нефти Мангалор и Падур, строительство которых завершается в октябре 2015 г., расположены на западном побережье Индии. Мангалор (Mangalore) известен в научной литературе и СМИ также как Мангалур, Кудла, Кодиял, Майкала, Мангалапурам - крупнейший портовый город в индийском штате Карнатака. Город расположен на прибрежной равнине шириной до 30 км, постепенно переходящей в предгорья Западных Гат, на расстоянии в 2000 км от границы с Китаем, в 1400 км от границы с Пакистаном. Деревня Падур (Padur) находится в 1 км от Удупи (Udupi), который отстоит от города Мангалор на 53 км.

В начале 2015 г. правительство Индии сообщило о своём решении потратить 49,48 млрд рупий ($794 млн) на закупку нефти для заполнения стратегических хранилищ, строительство которых завершалось в текущем году. Было отмечено, что неизрасходованные на покупку нефти средства из выделенных $794 млн, будут потрачены на строительство нефтехранилищ второй очереди суммарной вместимостью 12,5 млн т, которые будут располагаться в Падуре, Биканере, штат Раджастхан, Раджкоте, штат Гуджарат, Чан-диколе, штат Орисса. Если район деревни Падур был уже проанализирован, то другие места размещения хранилищ требуют комментариев. Биканер (Bikaner) - город на северо-западе Индии, в штате Раджастхан, являющийся самым крупным штатом Индии, расположен в середине пустыне Тар, которая продолжается на территорию Пакистана. Расстояние от города до границы по прямой - менее 100 км, до столицы страны Дели - 386 км на северо-восток.

Город Раджкот (Rajkot) находится в центральной части полуострова Катхиявар в индийском штате Гуджарат рядом с упомянутой выше ОЭЗ Джамнагар, в которой представлены интересы «Роснефти». Такое размещение стратегического хранилища сырой нефти относительно крупнейших НПЗ страны с точки зрения логистики весьма целесообразно, но следует обратить внимание на расстояние до границы с Пакистаном, которое не превышает 200 км. Такое размещение стратегических запасов нефти в Индии, а равно и последовательность создания ею подземных складов боеприпасов, заставляет думать, что угроза со стороны Пакистана, несмотря на большое число конфликтов в истории двух государств, воспринимается правительством страны как нереальная. Чандикол (Chandikhole), штат Орисса (Odisha), находится также как Вишакхапатнам, на западе Индии. Он расположен в 84 км от порта Парадип (Paradip). Чандикол отстоит на 1000 км от границы с Китаем и на 1600 км от Пакистана.

Таким образом, все стратегические хранилища сырой нефти второй очереди оказываются приближенными к ближайшей границе, за исключением второй очереди в Падуре. Разумным объяснением этого факта может быть предположение, что все подходящие естественные пещеры, которые для экономии средств на строительство хранилищ являются в Индии основой сооружений, были использованы в первую очередь.

По планам правительства Индии к 2021 г. суммарный стратегический запас сырой нефти достигнет эквивалента потребления ее индийской экономикой в течение 90 дней, а коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов в распоряжении нефтяных компаний - эквивалента 70 дней потребления. Сегодня при полном заполнении хранилищ первой очереди, накопленного в них объема будет достаточно, чтобы удовлетворять потребности страны в нефти в течение 13 дней. Обращает на себя внимание параметр, с помощью которого оцениваются стратегические запасы сырой нефти, это продолжительность обеспечения экономики страны нефтяным сырьем в днях, исходя из расхода мирного времени.

Таким образом, постулируется неизменность потребности страны в нефтепродуктах при возникновении конфликта, неизменность экспортных объемов, и самое главное, предполагается полная сохранность и доступность, как самих хранилищ, так и использующих нефть НПЗ. Реальность таких предположений возможна только при конфликтах малой интенсивности или при незначительных сбоях внешних поставок, но для таких случаев совершенно излишним является подземное исполнение резервуаров сырой нефти. Видимо, осознание неэффективности создаваемых стратегических хранилищ сырой нефти для решения задач национальной безопасности Индии в полном объеме породило сообщения о возможности коммерческого использования нефтехранилищ заинтересованными частными нефтяными компаниями.

Высокая стоимость подземных хранилищ, построенных по индийской технологии, очевидно, становится тормозом на пути их коммерческого использования. Строительство Индией хранилищ сырой нефти, углубление наших отношений в области нефтепереработки создают основу для объединения усилий России и Индии в области создания стратегических хранилищ сырой нефти.

В России, через 10 лет после первых сообщений о возможности создания ее стратегического нефтяного резерва, были подведены итоги конкурса на подготовку предложений и обоснований целесообразности его создания, объявленного Минэнерго. Победитель конкурса, московский Институт энергетики и финансов, сделал вывод, что стратегический резерв нефти объемом 15 млн т России нужен, предварительная оценка расходов на хранения - $30 млн. Строить наземные хранилища для такого объема будет очень дорого, поэтому предлагается запасать нефть под землей в соляных выработках. Для управления хранением рекомендовалось принять отдельное законодательное регулирование, отличное от запасов Росрезерва и коммерческих запасов компаний, также предлагалось сочетать бюджетное и внебюджетное финансирование запасов для обеспечения самоокупаемости. Учитывая текущее состояние экономики нашей страны и наличие санкций, целесообразно рассмотреть использование инновационных подходов для создания стратегического нефтяного резерва России в содружестве с Индией. Коммерческую основу для этого создают упомянутые соглашения между индийской компанией Essar и «Роснефтью».

Выше показано, что стратегические запасы Индии размещены на складах в зоне досягаемости современных средств поражения, как со стороны моря, так и с сопредельных территорий. Стихийные бедствия, такие как ураганы и землетрясения, также могут существенно затруднить подачу сырья из хранилищ, оказавшихся в зоне их действия. Очевидным логистическим решением, позволяющим разрешить противоречие между надежностью хранения и его стоимостью, будет вывод стратегических складов из вероятной зоны поражения.

Наилучшим местом для этого будет территория государства, располагающего достаточной силой для защиты своих интересов на мировой арене, имеющего традиционно добрые отношения, а также экономические и политические предпосылки для их укрепления. В полной мере таким характеристикам отвечает Россия. Размещение склада для хранения стратегических запасов нефти Индии на территории, например, российского Приморья позволит заполнять его из трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), призванной обеспечить российской нефти выход на новые рынки, в первую очередь стран Азиатско-Тихоокеанского региона, и вывозить сырую нефть, например, через спецморнефтепорт «Козьмино» в бухте Находка.

Дополнительные преимущества может обеспечить расположение склада на территории свободной экономической зоны. Характерно, что рядом с российским Приморьем находится Япония, крупнейший потребитель нефти с Ближнего Востока. Таким образом, обратный фрахт из Японии в сторону Ближнего Востока, проходящий мимо Индии, будет чрезвычайно дешевым, поскольку танкеры на Запад идут в балласте, перевозя балластную воду.

Таким образом, для индийской стороны и компании «Роснефть» размещение одного из складов для хранения стратегических запасов нефти на территории России определенно выгодно. Косвенная выгода индийской стороны состоит в том, что размещение части ее стратегических запасов нефти в России, вне зоны вероятного поражения при региональных конфликтах и местных террористических актах, снижает интерес к разрушению стратегических складов собственно в Индии, поскольку за рубежом будет находиться достойная альтернатива им.

Следовательно, предлагаемый подход косвенным образом повысит не только экономическую, но и национальную безопасность Индии.

Достоинство рассматриваемого подхода для России состоит в том, что в моменты плохой конъюнктуры рынка сырой нефти, появляется возможность: во-первых, не снижать ее добычу на приисках путем отключения скважин, что коммерчески невыгодно и вызывает технологические трудности при возобновлении их работы, а во-вторых, не вывозить добытую продукцию на свободный рынок, уменьшая тем самым среднюю цену нефти на нем. Добытая в это время нефть будет поступать на склад, построенный в свободной экономической зоне на российской территории частично или полностью за счет индийской стороны, а таможенные платежи и сборы - в бюджет России, поскольку товар пересечет границу СЭЗ. В случае возникновения большой потребности России в нефти, хранящейся на этом складе, она может быть оперативно обменена на долю акций индийского НПЗ в г. Вадинар, принадлежащих компании «Роснефть».

Таким образом, индийский стратегический запас на территории России будет являться своеобразным залогом стоимости российских активов в Индии. Описанный выше комплекс логистических мероприятий, направленный на размещение индийских стратегических запасов нефти на территории России, сулит взаимные выгоды сторонам, является прочной основой для укрепления мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе, открывает возможности для создания сети складов для хранения стратегических запасов нефти стран ЕАЭС и АТР вне их национальных территорий, формирования на основе величины этих совокупных запасов базисных ставок нефтяных контрактов на реальную поставку сырья.

Последнее, в свою очередь, сформирует определенный противовес рынку нефтяных фьючерсов, что позволит стабилизировать цену на нефть, исходя из ее реальной потребности. Сегодня, как известно, рынок фьючерсных контрактов на нефть критически зависит от состояния запасов в США, которые используются как эффективный инструмент воздействия на мировую экономику в целом и финансовое благополучие основных нефтедобывающих стран в частности. Подконтрольные России запасы СКВ малы по сравнению с основными игроками на рынке нефтяных фьючерсов, возможности влиять на курс основных мировых валют у России еще меньше, поэтому следует принимать меры к формированию активного рынка реальных поставок, опираясь на заинтересованных нефтепроизводителей и нефтепотребителей.

Создание взаимно скоординированных стратегических запасов сырой нефти может стать материальной предпосылкой не только этому, но и решению глобальной задачи устройства полицентричного мира, прообразом которого служит БРИКС как межцивилизационная коалиция. Причем решению этой задачи эффективно будет способствовать методология, основанная на теории Кондратьевских циклов и на принципах математической геополитики [5].

Предлагаемый подход противостоит сложившейся в мире системе стратегических запасов сырой нефти, которые пассивны, дороги при создании и эксплуатации, но при этом не решают одну из центральных задач экономической безопасности большинства стран - стабилизацию цен на сырую нефть. Он позволит не только обеспечить преодоления чрезвычайных обстоятельств, но и нормализует экономическую жизнь человечества между чрезвычайными обстоятельствами. Оценивая реализуемость
высказанного в статье предложения следует отметить большой опыт создания и эксплуатации подземных хранилищ, накопленный в СССР.

Работы в этом направлении начались с марта 1959 г. после выхода Постановления № 84 Совета Министров СССР о проектировании и строительстве в районе г. Ишимбай первого в Советском Союзе подземного хранилища в массиве каменной соли. Тогда во Всесоюзном научно-исследовательском институте строительства трубопроводов (ВНИИСТ) была создана лаборатория подземного хранения, которая в результате своего развития и организационных изменений сегодня превратилась в ООО «Газпром геотехнологии», уставной капитал которого на 100% принадлежит ОАО «Газпром».

За более чем 55 летний период советскими, а затем российскими учеными и инженерами были разработаны и внедрены уникальные высокоэффективные технологии: строительства подземных хранилищ на базе отработанных шахт в многолетнемерзлых породах; растворения соли методом вращения затопленных струй в пластах каменной соли; создания подземных емкостей методом камуфлетных взрывов в отложениях глинистых пород; формирования резервуара с применением газообразного нерастворителя, например, сжатого воздуха, природного газа; строительства подземных резервуаров гирляндного типа; создания тоннельных резервуаров в каменной соли через две скважины; совместной эксплуатации и строительства подземных резервуаров в массивах каменной соли [6].

К концу 2015 г. в соответствии с документацией «Газпром геотехнологии» должно было завершиться строительство и начаться эксплуатация в России и странах СНГ более 100 подземных резервуаров для хранения жидких и газообразных углеводородов. «Газпром геотехнологии» активно взаимодействует с Международной организацией Solution Mining Research Institute (SMRI), объединяющей ученых и инженеров, которые работают в области разработки горных технологий методом подземного растворения каменной соли, а также строительства подземных хранилищ различного назначения. Можно констатировать, что в РФ сохранен и приумножен опыт высокоэффективного создания подземных хранилищ нефтепродуктов, что позволяет развернуть проектирование и строительство стратегических хранилищ сырой нефти при выделении соответствующего финансирования практически немедленно. Необходимость обеспечения геополитической и геоэкономической безопасности России, освоения Арктической зоны и Дальнего Востока не только в национальных рамках, но и в масштабах коалиционного взаимодействия России в Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС - актуальная задача ближайшего будущего.

Примечания
1. https://investcafe.ru/news/52865. Дата обращения: 24.11.2014.
2. Мукаев С. Б. О некоторых аспектах создания стратегических запасов нефти и/или нефтепродуктов в Казахстане - https://group-global.org/ru/node/10164. Дата обращения: 06.10. 2014.
3. Кузьмин В. И., Пронина Е. Н., Галуша А. Н. Долгосрочные тенденции мировой динамики добычи нефти и ее текущих цен // https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=3330. Дата обращения: 30.09.2015.
4. Данилина М. В., Ерошкин С. Ю. Способы стабилизации финансовых поступлений в федеральные бюджеты зарубежных стран // Научный журнал Российского газового общества. 2014. № 2. С. 105-115.
5. См. подр.: Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС.
Научный доклад к VII саммиту БРИКС / Под ред. В. А. Садовничего, Ю. В. Яковца, А. А. Акаева. - М.: МИСК-ИНЭС-НКИ БРИКС, 2014. - 392 с.; Кефели И. Ф., Малафеев О. А. Математические начала глобальной геополитики. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 204 с. 6. См. подр.: Притула А. Ф. Нефтепроводы Соединенных Штатов, их сооружение и эксплуатация. - Главная редакция горнотопливной и геологоразведочной литературы ОНТИ НКТП СССР. М.-Л.: 1927; Притула А. Ф. Нефтесклады США. - Главная редакция горно-топливной и геолого-разведочной литературы ОНТИ НКТП СССР. М.-Л.: 1937. С. 287-290; Абузова Ф. Ф. Потери нефтепродуктов и нефтей от испарения из подземных резервуаров / Ф. Ф. Абузова, В. И. Черникин. М.: Недра, 1966. - 114 с.; Григорьев А. А. Подземные хранилища в системе государственного резервирования продуктов / А. А. Григорьев, М. Ю. Кийко, В. А. Казарян и др. - Москва: ОПК, 2006. - 382 с.; Григорьев А. А. История государственных резервов России / А. А. Григорьев, В. И. Гасумянов и др. - Санкт-Петербург: Питер, 2007.

Журнал «Геополитика и безопасность» № 4 (32) 2015 г.

Нефть и газ

Углеводородная логистика – на защите национальных интересов России 2250 из 1500 на основе 5000 оценок. 1350 обзоров пользователей.