Главная «...Сдать атомный ледокол «Ленин» к навигации 1970 года»
«...Сдать атомный ледокол «Ленин» к навигации 1970 года» Печать E-mail

В.Т. Калганов, ответственный сдатчик атомного ледокола «Ленин», заслуженный машиностроитель РФ

А.С. Бобрецов, член Союза журналистов РФ

В.Т. Калганов, ответственный сдатчик атомного ледокола «Ленин», заслуженный машиностроитель РФ

Первый в мире. Уникальный. Сильнейший. Арктический исполин. Флагман XX века. Гордость отечественного флота. Все эти эпитеты мы справедливо адресуем навсегда вошедшему во всемирную историю судостроения и мореплавания атомному ледоколу «Ленин», как и слова восхищения спроектировавшим его ученым, конструкторам ЦКБ «Айсберг», Института атомной энергии имени И.В. Курчатова, ОКБ машиностроения, ЦНИИ «Агат» и других; построившим в 1959 году - судостроителям Адмиралтейского завода и давшим ему в 1970 году вторую жизнь - корабелам машиностроительного предприятия «Звездочка».

Атомный ледокол «Ленин», осуществивший свою первую арктическую навигацию в 1960 году, был олицетворением всесокрушающей мощи, технического прогресса, начала новой эпохи - эпохи использования атомной энергии на благо человечества.

Имея следующие размерения: длина 134 м, ширина 27,6 м, осадка 10,4 м, водоизмещение 19,24 тысячи тонн, ледокол мог, идя непрерывным ходом со скоростью 2 узла, преодолевать сплошные льды толщиной 1,6-1,7 метра. Подобных показателей тогда не имело ни одно ледокольное судно в мире.

В течение шести навигаций - в 1960-1965 годы - атомный ледокол «Ленин» прошел 62000 миль, проведя во льдах 458 кораблей и судов.

Благодаря наличию в составе ледокольного флота мощного атомохода удалось значительно увеличить продолжительность арктической навигации, в 2-3 раза - среднюю скорость проводки судов по Северному морскому пути. Все это подтвердило правильность принятого ранее решения о создании в СССР атомного ледокольного флота. В 1966 году при подготовке ледокола к очередной навигации в корпусе одного из трех реакторов атомной энергетической установки (АЭУ) ОК-150 была обнаружена течь, устранить которую без замены АЭУ оказалось невозможно.

18 февраля 1967 года Советом Министров СССР принято постановление № 148-62, которое предусматривало замену на «Ленине» АЭУ ОК-150 на новую, более мощную и надежную двухреакторную установку ОК-900 (технический проект которой к тому времени был разработан для атомных ледоколов серии «Арктика»), а также одновременный ремонт всего атомохода. Постановлением Совета Министров СССР ремонт ледокола и установка на него АЭУ ОК-900 возлагались на северодвинское предприятие «Звездочка», а сроки ставились чрезвычайно жесткие: сдать атомный ледокол «Ленин» к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, к началу навигации 1970 года. Т.е. ремонту ледокола с самого начала придавалось и политическое значение. Позднее бывший директор «Звездочки» Г.Л. Просянкин вспоминал: «Для нас это было совершенно неожиданно. Впрочем, опыт работы с атомными энергетическими установками уже имелся. Да и принцип у меня был такой: никогда ни от каких заказов не отказываться, чтобы готовить кадры к решению любых, самых сложных задач».

12 декабря 1967 года в 17 часов 20 минут с помощью буксиров «Садко», «И. Плюснин», «МБ-102», «МБ-172» атомный ледокол «Ленин» подошел и ошвартовался к причалу «Звездочки» на южных Яграх. На следующий день, в 15 часов, для знакомства с экипажем и общей оценки объемов предстоящих работ на борт ледокола поднялись директор предприятия Г.Л. Просянкин, секретарь парткома Ю.Ф. Богатырев, ответственный сдатчик В.Т. Калганов, заместитель ответственного сдатчика по реакторному отсеку Ю.Н. Гречков и некоторые начальники цехов.

После  знакомства капитан атомного ледокола «Ленин» Б.М. Соколов показал судно. Центральный, реакторный отсек, если не считать старых, подлежавших демонтажу несущих конструкций, был пуст. В процессе модернизации предстояло сформировать 220 новых помещений (из 678 имеющихся на ледоколе), в том числе реакторного отсека, определявшего сроки сдачи атомохода. На ледоколе необходимо было установить 6200 единиц нового оборудования, проложить 200 км электрокабеля, 50 км труб разных диаметров. Колоссальный объем работ для молодого завода, лишь 13 лет назад начавшего свою производственную деятельность. Чтобы успеть выполнить все это в сроки, определенные Советом Министров СССР - к 1970 году -, начинать надо было немедленно.

Атомный ледокол «Ленин» (продольный разрез)    Розовым цветом показаны помещения ледокола, где производилось переоборудование под размещение атомной энергетической установки ок-900, систем и аппаратуры управления ею, других механизмов. во всех остальных помещениях производился ремонт.

 

Ю.Н. Гречков , заместитель ответственного сдатчика атомного ледокола «Ленин»

27 декабря к корме ледокола был подведен плавучий контрольно-дозиметрический пункт, 6 января 1968 года в реакторном отсеке начат монтаж отопителей системы временного теплоснабжения. К 20 января 1968 года было изготовлено временное перекрытие реакторного отсека от атмосферных осадков и в нем начались демонтажные операции. С 17 апреля 1968 года работы на ледоколе велись уже в две смены. К концу 1968 года на «Звездочку» стало поступать новое, подлежавшее установке, оборудование.

Увы, несмотря на все усилия со стороны снабженцев «Звездочки», членов экипажа атомного ледокола, постоянно находившихся на различных заводах страны и осуществлявших приемку нового оборудования, поставки шли слишком медленно.

Показателен следующий пример. В Москве, на заседании оперативной группы военно-промышленной комиссии, на котором присутствовали директор «Звездочки» Г.Л. Просянкин и ответственный сдатчик ледокола В.Т. Калганов, директор Ижорского завода с трибуны спокойно заявил председателю оперативной группы И.С. Белоусову: «Скажите спасибо, что поставку плит биологической защиты (прим.: каждая по 30, 50 и 70 тонн) из плакированной стали для реакторного отсека срываем только на год (!). У нас большинство работ выполняется по постановлениям Совета Министров СССР, а ваши плиты - не первоочередные!» Выручили заводские специалисты.

По предложению главного сварщика М.Л. Замаховского, его заместителя И.П. Тестова, старшего инженера-технолога отдела главного технолога А.А. Сердцева, и.о. начальника бюро КО А.Д. Фролова, конструктора - руководителя группы КО Ю.Я. Каннера «Звездочка» получила стальные плиты без плакировки, а поверх их на предприятии своими силами приваривали нержавеющие листы. Что на полгода сократило ожидание поставки с Ижоры. Эти же специалисты предложили заменить сваркой предусмотренный проектом способ крепления плит биологической защиты в реакторном отсеке при помощи специальных стержней - гужонов - диаметром 30 мм. Благодаря чему добились значительного ускорения хода модернизационных работ.

Другой пример того, как специалисты «Звездочки» нашли «простой» выход из, казалось бы, безвыходного положения, впечатляет и сейчас, более четырех десятилетий спустя. При осмотре кромок патрубков реакторов, которые готовили под сварку, инженер отдела главного сварщика В.Е. Ольгская обратила внимание на едва видимые глазом аустенитные включения. При проверке выяснилось, что на волгоградском заводе «Баррикады» при исправлении дефектов наплавки кромок были применены запрещенные для данной конструкции электроды (что могло привести к аварии при эксплуатации атомной энергетической установки).

К тому времени на стенде было заварено автоматом четыре стыка из шестнадцати. Принимается решение стыки расстыковать. Для ликвидации брака срочно - в течение 10 суток - на заводе «Баррикады» спроектировали, изготовили и самолетом из Волгограда доставили на «Звездочку» уникальный станок, которым разрезали забракованные четыре стыка и одновременно обработали кромки патрубков под сварку.

Во время модернизации и ремонта на «звездочке» первый в мире атомный ледокол «Ленин» стал для А.Ф.Зрячева «вторым домом» . На снимке: главный инженер - заместитель директора предприятия «Звездочка» А.Ф. Зрячев на борту атомного ледокола «Ленин». 1969 год

Но самое трудное было впереди: разработчики стали, используемой в реакторах, автоматическую сварку заменили на ручную с подогревом патрубков реакторов до 300 градусов Цельсия и выполнением работ на ледоколе в труднодоступных условиях. Это стыки диаметром 600 мм с толщиной стенки 76 мм и допуском на излом стыка 1,2 мм/м. Ни технологии ручной сварки таких изделий, ни оборудования для подогрева в отечественном судостроении в то время не существовало. Увы, поездка заместителя ответственного сдатчика Ю.Н. Гречкова в институты Министерства судостроительной промышленности СССР в надежде получить рекомендации по способу нагрева оказались безрезультатными.

Обращение в самое авторитетное в этой области научное учреждение СССР - киевский институт электросварки имени Е.О. Патона - также не дало результата: «Рекомендации дадим, но необходимо время - 6 месяцев». Собрав в своем кабинете заводских специалистов, главный инженер «Звездочки» А.Ф. Зрячев сказал: «Столько времени у нас нет. Если полгода будем ждать, то сорвем все правительственные сроки сдачи атомохода «Ленин». Придумайте способ разогрева патрубков. Газом, паром, электричеством, чем угодно! Главное, чтобы мы быстро решили проблему внутри завода и исключили срыв срока сдачи ледокола».

на снимке (слева направо): заместитель министра судостроительной промышленности СССР Ю.Г. Деревянко, заместитель начальника мурманского морского пароходства Л.Г. Данилов, заместитель главнокомандующего ВМФ СССР по кораблестроению адмирал П.Г. Котов, начальник управления министерства морского флота СССР И.Г. Быков, заместитель министра судостроительной промышленности СССР И.Г. Белоусов, главный конструктор атомного ледокола «Ленин» В.И. Неганов, заместитель главного конструктора АППУ ОК-900 ОКБМ З.М. Мовшевич, заместитель главного конструктора АППУ ОК-900 ОКБМ Е.Н. Черномордик, директор предприятия «Звездочка» Г.Л. Просянкин, министр судостроительной промышленности СССР Б.Е. Бутома

Присутствовавший на совещании заместитель начальника электроцеха К.В. Трубкин позднее вспоминал: «Тогда же, в кабинете А.Ф. Зрячева, у меня возникла идея использовать метод индукционного нагрева. На следующий день я заказал, чтобы для проведения экспериментов изготовили натурную стальную модель патрубка реактора, а уже через неделю мы сумели нагреть ее до требуемой температуры. Через месяц разработанная и изготовленная нами с электриками А.Г. Лехманом, А.Я. Воронцовым, И.В. Илюшиным система сборных индукторов уже использовалась при сварке патрубков реакторов. Работа была совершенно новая, но исключительно интересная.

Технология ручной сварки с подогревом монтажных стыков главных патрубков АЭУ ОК-900 была разработана технологом отдела главного сварщика В.Е. Ольгской. Контроль за деформацией стыков при их сварке на ледоколе круглосуточно осуществляли технологи В.Е. Ольгская, Л.А. Лошкарева, Р.И. Истомина, Г.И. Дзюрич. Мы сутками не выходили с завода и до сих пор испытываем чувство удовлетворения оттого, что сделали тогда».

Добавим, что сварку патрубков реакторов выполняли четыре бригады опытнейших сварщиков отечественного судостроения со «Звездочки», Севмаш предприятия, Адмиралтейского завода, завода «Красное Сормово». От «Звездочки» сварщики В.В. Дарьин, И.С. Николаев, Е.Н. Голошевский, Г.Д. Рюмов, Н.А. Никаноров, П.А. Шестаков, Н.Я. Марков, В.Н. Костюков и другие.

И еще один пример того, как специалисты «Звездочки» находили резервы для безусловной сдачи ледокола «Ленин» в срок, установленный Советом Министров СССР. Бывший заместитель ответственного сдатчика по комплексу систем автоматики и управления атомного ледокола «Ленин» Ю.М. Ерыкалов рассказывал: «Поездив в 1968 году по проектным институтам и приборостроительным заводам страны и убедившись, со сколь огромным ворохом проблем мы столкнемся, когда приборы систем управления АЭУ начнут отовсюду поступать на предприятие и их наладка будет осуществляться на ледоколе, я понял: если идти по этой «классической» схеме, то срыв срока сдачи «Ленина» на 36 суток будет неизбежен. И в начале 1969 года вышел к директору предприятия Г.Л. Просянкину с предложением:

- Григорий Лазаревич! Нам необходимо в цехе 8 смонтировать стенды для наладки и испытания всех приборов, устройств, систем управления АЗУ, чтобы выполнить это до их установки на ледоколе.

- Какие производственные площади для этого необходимы?

- Два этажа в одном из пролетов цеха.

- Да... Слишком много. Ну ладно, согласуйте с Мурманским морским пароходством. И тогда примем окончательное решение.

В Мурманске к моему предложению сначала отнеслись настороженно: затраты все же немалые. Но поддержал руководитель специальной группы технического надзора за проектированием и строительством атомного ледокольного флота А.К. Следзюк - талантливый ученый, конструктор, опытный атомщик, хорошо знавший, что такое наладка систем управления АЗУ. И стенд был на «Звездочке» создан. Причем в кратчайшие сроки. С 15 сентября 1969 года на стендах начали выполнять наладочные работы. И тут выяснилось, что сделали стенды очень кстати. Уже 24 сентября были выявлены первые неполадки в системе управления АЗУ. При подаче команды на движение вниз компенсирующая решетка макета-имитатора атомного реактора продолжала оставаться на месте.

А 10 октября еще одна новость. И какая! Вместо хода вниз привод отработал движение компенсирующей решетки в крайнее верхнее положение, где она и остановилась. В реальной обстановке на действующем атомном реакторе это означало бы неконтролируемый вывод реактора на максимальную мощность, т.е. создалась бы чрезвычайная,

Атомный ледокол «Ленин» у причала «Звездочки». Впереди - ходовые испытания. 19 мая 1970 года

 

аварийная ситуация с возможным выходом АЭУ из строя. Здесь надо сказать, что причиной неполадок были не какие-либо технические неисправности (приборы и устройства делались на самом высоком научном и техническом уровне того времени), а концепции, заложенные в сам принцип работы приборов и систем. Доработку системы управления выполнили специалисты ОКБ машиностроения, НИИ «Агат» и других организаций. И дело пошло. Когда приборы стали выставлять на атомном ледоколе «Ленин», то сбоев уже больше не было. Наладка системы управления АЭУ прошла четко, не вызвав задержки сдачи атомохода. Кстати, я подсчитал, что использование стендов дало и экономический эффект - около трех миллионов рублей. По тем временам это солидная сумма».

В 1969 году темпы ведения работ на ледоколе были набраны очень большие. Операции велись в три смены. Общее количество работающих на судне превышало 1000 (!) человек в сутки. Причем работали, без преувеличения, по-ударному. Основным законом на ледоколе был девиз «Не выполнил задания - не уходи домой!»

Вместе с заводчанами трудились специалисты - контрагенты от 37 предприятий со всего СССР.

Ведущей контрагентской организацией являлось северодвинское предприятие «Эра», выполнившее основной объем всех электромонтажных работ на ледоколе. Бывший сдаточный электромеханик от предприятия «Эра» А.Д. Шулико вспоминал, какое ошеломляющее впечатление на него тогда, в самом начале, произвел огромный (диаметром более метра) «пучок» бесчисленных и незамаркированных кабельных трасс, заходивших в пустой реакторный отсек («пучок» был обрезан при демонтаже прежнего, аварийного реакторного отсека), и то, какого труда стоило специалистам «Эры» разобраться во всем этом хитросплетении. И все-таки предприятие «Эра» успешно справилось с поставленной перед ним задачей.

29 ноября 1969 года атомный ледокол «Ленин» был переставлен от причала на южных Яграх к глубоководному причалу для предстоящих испытаний судовых механизмов от береговой котельной высокого давления. До срока, установленного постановлением Совета Министров СССР от 18 февраля 1967 года, оставалось всего несколько месяцев.

Посетивший «Звездочку», атомный ледокол «Ленин» заместитель председателя Совета Министров СССР Л.В. Смирнов поднялся в реакторный отсек, выслушал рассказ директора Г.Л. Просянкина о ходе работ и спросил: «Когда планируете ввести АЭУ?» Просянкин ответил: «В апреле 1970 года». Смирнов не поверил: «Ну вы фантазеры! Такое уму непостижимо!»

В начале 1970 года атомный ледокол «Ленин» посетили академик А.П. Александров, заместитель министра судостроительной промышленности СССР И.С. Белоусов, заместитель начальника Мурманского морского пароходства Л.Г. Данилов, члены военно-промышленной комиссии. Академик А.П. Александров очень внимательно осмотрел все помещения реакторного отсека, тщательно, до деталей, уточняя, какие комплектующие элементы используются в системе управления АЭУ, какие заводы являются поставщиками, тем, как идет наладка системы управления АЭУ на стендах.

Участвовавший в докладе академику заместитель ответственного сдатчика Ю.М. Ерыкалов, показывая уже сформированные пульты управления АЭУ, сказал: «Вот, впервые в отечественной практике применяем новейшие элементы представления информации». На что ученый ответил: «Тут вы не совсем правы. На ледоколе, может быть, и впервые, а на новейших АПЛ подобное уже есть». Академик А.П. Александров, сделав ряд замечаний, в целом остался удовлетворен увиденным и высоко оценил ход монтажа оборудования.

Академик А.П. Александров и капитан атомного ледокола «Ленин» Б.М. Соколов

Приближался установленный срок завершения ремонта и модернизации атомного ледокола «Ленин». Однако вопросы своевременной поставки необходимого судового оборудования были по-прежнему очень остры. Тогда для ускорения поставок в Ленинград, где находились заводы-изготовители, выехали начальник 12-го Главного управления Министерства судостроительной промышленности СССР Б.Н. Полянский, директор предприятия «Звездочка» Г.Л. Просянкин и начальник отдела судового оборудования предприятия «Звездочка» Д.С. Няньковер. Они посетили все заводы-должники и решили остававшиеся нерешенными вопросы.

Справедливости ради надо сказать, что и заводы-изготовители судового оборудования находились в трудном положении, т.к. большинство поставляемых ими сложных изделий до этого не производились и требовались буквально в единичном количестве.

Задержка была связана с освоением в чрезвычайно сжатые сроки их производства и, главное, испытанием головных и очень ответственных образцов. Здесь мы назовем имена специалистов отдела судового оборудования, прилагавших максимум усилий для недопущения срыва сроков поставки. Это Ф.П. Кряжев, В.Я. Тышев, Т.А. Протасова, Е.К. Дерябина, П.П. Минин.

В результате напряженной работы 21 апреля 1970 года в 23 часа 30 минут - в самый канун 100-летия со дня рождения В.И. Ленина - был осуществлен ввод атомной энергетической установки ледокола. Работавший тогда главным инженером, А.Ф. Зрячев вспоминал: «Когда в акте на готовность установки к физическому пуску была поставлена последняя подпись, я по телефону сообщил об этом директору Г.Л. Просянкину, он - министру Б.Е. Бутоме, а Борис Евстафьевич доложил председателю Совета Министров СССР А.Н. Косыгину».

До выхода в море оставалось совсем немного времени, но чрезвычайное событие его чуть было не сорвало.

При подаче пара от собственного источника взорвался (иначе не назовешь) конденсатор одной из главных турбин, а у вспомогательной турбины оказался поврежденным направляющий аппарат. О серьезности сложившейся ситуации говорит следующая телеграмма, подписанная заместителем министра судостроительной промышленности СССР И.С. Белоусовым, заместителем министра среднего машиностроения СССР A.M. Петросьянцем, заместителем министра морского флота СССР А.С. Колесниченко:

13 мая 1970 г. Срочная
Северодвинск Звезда Просянкину Данилову

Передайте всем представителям министерств зпт обеспечивающих испытания ледокола и участвующих в работе приемной комиссии зпт о недопустимости перерыва в работе на период устранения дефекта по конденсатору № 3 тчк всем представителям МСП зпт МСМ зпт ММФ и других министерств оставаться на местах и оказать необходимую помощь в работе комиссии под председательством Данилова тчк Данилова просим использовать время необходимое для устранения указанного дефекта на проведение и приемку испытаний по всем другим частям тчк руководство МСП зпт ММФ зпт МСМ выражает уверенность в напряженной и настойчивой работе завода зпт контрагентов зпт приемной комиссии и личного состава зпт завершении испытаний и выходе заказа на испытания в доложенный руководством завода срок тчк
№ 15/812

Белоусов Петросьянц Колесниченко

В считанные дни были разработаны чертежи подкрепления вышедшего из строя главного конденсатора и метод ремонта направляющего аппарата. Под контролем старшего строителя Н.Д. Медведя и строителя В.З. Каплинского турбины удалось оперативно подготовить к дальнейшим испытаниям.

И вот, наконец, 19 мая 1970 года после многолюдного митинга, под звуки марша «Прощание славянки» атомный ледокол «Ленин» отошел от причала у цеха 16 и своим ходом последовал в Белое море. Во время ходовых испытаний самым трудным оказалось устранение случавшегося несколько раз нагрева подшипников линий валопроводов (на ледоколе их три). При обнаружении нагрева подшипников сдаточная команда поднималась в любое время суток как по боевой тревоге. Неисправный подшипник разбирали, выкатывали, шабрили, собирали за 2-3 часа. При выполнении этих работ отличились: при подъеме - такелажник цеха 22 В.А. Токарев, а на посту энергетики и живучести - сменный сдаточный механик

Н.Д. Медведь, старший строитель атомного ледокола «Ленин»

Ю.Л. Дорош, который контролировал рост температуры подшипников. Но и эти неполадки остались позади. Испытания продолжались в соответствии с утвержденной программой.

В море, на ходовых испытаниях, случались и праздники: доктору технических наук Б.Г. Пологих исполнилось 40 лет.

Тогда же непроизвольно произошло «рассекречивание» окончания ремонта атомного ледокола «Ленин». Как только в Белом море вышла в открытый эфир радиостанция ледокола, то на имя начальника радиостанции Виталия Маслова - известного в Арктике радиста - тотчас последовали многочисленные поздравления от его коллег, узнавших своего товарища по почерку.

Ходовые испытания, по мнению капитана ледокола Б.М. Соколова, подтвердили, что коллектив предприятия «Звездочка» блестяще справился с порученным ему правительственным заданием, завершив модернизацию первого отечественного атомного ледокола к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Новая атомная энергетическая установка работала ровно, мощно. Ледокол стал легче в управлении. 24 мая 1970 года, когда атомоход «Ленин» находился в Баренцевом море, ходовые испытания были завершены.

После ходовых испытаний предстояли докование и устранение небольших замечаний в Чалм-Пушке, контрольный выход и подписание приемного акта.

Коротко опишем события, предшествовавшие постановке ледокола в док в Чалм-Пушке. 24 мая 1970 года «Ленин» вернулся в порт приписки г. Мурманск. На рейде члены сдаточной команды и экипажа атомохода были приятно удивлены, когда над всей обширной акваторией прозвучало приветствие со стоявших там линейных ледоколов: «Поздравляем флагман с возвращением!» Затем заработали тифоны и сирены, а в это время диспетчер порта по рации сухо бросил фразу о том, чтобы атомный ледокол становился на свое постоянное место - на базу № 92. Руководство Мурманского морского пароходства в день прихода атомохода на его борт не прибыло. Не ждали. Сравнивая такой прием с торжественными проводами в Северодвинске, стенгазета ледокола соответственно их прокомментировала. Но сдаточную команду ждало еще одно небольшое испытание. Мурманское морское пароходство не смогло договориться с командованием Северного флота о постановке атомного ледокола «Ленин» в док. Только обратившись по рации с борта атомохода лично к командующему Северным флотом директор «Звездочки» Г.Л. Просянкин добился разрешения на докование. Но дату военные моряки установили жесткую - не позднее 25 мая 1970 года.

А вечером 24 мая экипаж ледокола поставил перед сдаточной командой со «Звездочки» дополнительную задачу: в соответствии с расчетом на постановку судна в док необходимо из ангара вертолета и с вертолетной площадки атомного ледокола выгрузить 90 тонн груза (временного, погруженного в Северодвинске для обеспечения незавершенных работ по покраске и ревизии материальной части). Для выгрузки с ледокола лишнего груза Мурманское морское пароходство выделило плавкран, но договариваться с его командой и грузчиками базы № 92 предложили самим членам сдаточной команды. Делать нечего. Пошли по домашним адресам, к ночи договорились и начали выгрузку. Выгрузка велась по схеме: «Ленин» - плавкран - буксир «Садко» - база И - 92. Выгрузку на берег (базу № 92) осуществляли грузовой стрелой буксира «Садко» (капитан А.Ф. Корзин). Руководил погрузочно-разгрузочными работами строитель В.З. Каплинский, неожиданно для всех оказавшийся профессионалом даже более опытным, чем стропальщики базы Мурманского морского пароходства.

Особые шик, элегантность действиям Каплинского придавали одетые им белые перчатки. К утру 25 мая 1970 года выгрузка была закончена, а поздно вечером ледокол стал в док.

20 июня 1970 года в Баренцевом море, на борту атомного ледокола «Ленин», состоялось подписание акта о его приемке после модернизации и ремонта в эксплуатацию. На предприятие поступила телеграмма:

«Правительственная.

Ответственному сдатчику - директору машиностроительного предприятия «Звездочка» Просянкину.

От имени коллегии министерства и себя лично горячо поздравляю и объявляю благодарность славному коллективу

В.З. Каплинский, строитель атомного ледокола «Ленин»

предприятия «Звездочка», успешно выполнившему юбилейное социалистическое обязательство по своевременному окончанию модернизации и сдаче в эксплуатацию атомохода «Ленин».

Желаю коллективу предприятия новых трудовых успехов в выполнении заданий партии и правительства.

Министр судостроительной промышленности СССР Б.Е. Бутома.

г. Москва
20 июня 1970 г.»

21 июня атомный ледокол начал свою первую после модернизации арктическую навигацию! А директора «Звездочки» Г.Л. Просянкина срочно вызвали в Москву, в Министерство судостроительной промышленности СССР. Увидев прибывшего, Б.Е. Бутома встал, вышел из-за стола навстречу Просянкину и расцеловал его.

Думается, это было не только жестом дружбы двух руководителей, а прежде всего проявлением чувства удовлетворения от выполнения сложного, ответственного дела.

Вскоре, в начале 1971 года, «за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию производства новой техники» (таким эзоповым языком тогда называли модернизацию и ремонт уникального ледокола, сложнейших атомных подводных лодок) машиностроительное предприятие «Звездочка» было удостоено высшей награды страны - ордена Ленина, директору предприятия Г.Л. Просянкину присвоено звание Героя Социалистического Труда, большое число рабочих и инженеров награждено орденами и медалями.

Как уже отмечалось, на ледоколе ежедневно работали свыше 1000 человек. Конечно, спустя более сорока лет вспомнить всех, кто «командовал ротами» и совершил этот подвиг, просто невозможно. Заранее извиняемся перед теми, кто не будет упомянут. Постараемся в дополнение к уже упомянутым в статье фамилиям, перечислить строителей, руководителей подразделений, мастеров, бригадиров, рабочих, фамилии которых удалось вспомнить.

От 2 (сейчас 5) отдела: В.Т. Калганов (ответственный сдатчик), Ю.Н. Гречков  (заместитель ответственного сдатчика), Ю.М. Ерыкалов, Ю.М. Харитонов, Н.Д. Медведь (заместители ответственного сдатчика по направлениям), А.И. Гришко, В.А. Голланд, В.Л. Гончаров, В.А. Дедов, В.З. Каплинский, Р.П. Капустин, А.П. Кочергин, С.А. Сажин, Н.К. Самоделов, Ю.И. Соколенко, Э.С. Ханданян, Е.В. Самсонов (строители), А.Т. Орехов (начальник контрагентского участка). Для организации выполнения отдельных работ привлекались строители Г.А. Кузнецов (3 отдел) и Н.Н. Марденский.

Сдаточные механики: В.П. Харченко (старший сдаточный механик), Ю.Л. Дорош, Ю.Д. Зоренко, B.C. Осадченко,

В.П.Харченко, старший сдаточный механик атомного ледокола «Ленин»  Ю.Л.Дорош, сменный сдаточный механик атомного ледокола «Ленин»

А.Н. Черепанов, А.А. Неведеев (сменные сдаточные механики), С.С. Бобренок, В.А. Елкин, А.Т. Копылов (дублеры операторов АППУ).

Сдаточные электромеханики: Ю.А.Забегин, А.Д. Шулико (предприятие «Эра»).

Заместитель директора предприятия по производству Л.Б. Федоров.

Заместитель главного инженера Ю.Ф. Богатырев.

Руководители подразделений: Г.М. Макаренко, В.Б. Симановский, И.В. Сумкин, СБ. Левит, К.М. Юданов, Н.А. Куликов, В.И. Глазачев, А.К. Кузьмин, Е.М. Вихрев, Ю.Ф. Ручьевских, Г.Д. Шайтанов, Ю.Г. Пургин, В.Ф. Жуков, А.А. Сорокин, A.M. Синельщиков, М.О. Напсо, Д.С. Няньковер, начальник цеха 4 предприятия «Эра» А.Г. Перепелкин.

Заместитель главного конструктора О.В. Костылев, ведущие конструкторы и технологи А.Д. Попов, А.С. Варакин, В.В. Дмитриев, Н.И. Мокеев.

Начальники участков, старшие мастера, работники отделов: В.А. Бондаренко, А.Х. Сайфуллин, И.В. Поплавский, А.В. Карабанов, В.М. Чураков (цех 40), В.П. Каменев, Н.А. Костин, B.C. Федоров, Л.М. Сивяков, Л.В. Головченко, А.Н. Подольский, В.Д. При-ходько, А.П. Рудаков, В.Г. Нилкин, Ю.К. Иванов, Р.В.Калачев, А.В. Иванисов, В.Г.Горемыкин, А.В.Зайцев, В.П. Баженов, A.M. Неведимов, В.В. Скороходов (цех 1), В.М. Ленин, Р.Ф. Гарипов, Б.Ф. Коротков, Л.С. Прохоров, В.В. Юдин, В.Д. Касьянов, СМ. Шинтарь, В.И. Каменев, Г. И. Федотов, В. А. Паламодов,Б.М.Коган, А.Ф. Галин (цех 9), И.В. Чудинов, Ф.В.Гордеев (цех 7),В.И. Лобанов,А.И.Захаров, Н.Ф. Пегасин, Г.И. Киприянов, В.Ф. Фомин (предприятие «Эра»), А.И. Виноградов, Ю.А. Горбань, А.А. Калининский, Е.В. Станкевич, P.M. Парфенов (цех 41), В.А. Конев, Н.Г. Дерягин, Р.В. Малиновский, Н.П. Кряжев, A.M. Кульминский, А.А. Голубцов, А.П. Мешков (цех 15), Г.О. Юрьев, В.П. Яценко, В.Ф. Колтовой, А.А. Лошкарев, О.Н. Гомонов, П.Н. Кварценюк, В.Ф. Кудрявцев, А.И. Лебедь, А. А. Похмельных (цех10, В.Б. Хоменков, В.М. Розенберг, А.Н. Гриценко, А.И. Рыпаков (КО), Б.Л. Гольм, А.В. Гоголицын, Ю.С Тюкин, Г.И. Елфимов, В.И. Фадеев, Л.М. Бибик, О.Е. Шаляпин, СИ. Друкер (ОГТ), Ю.И. Бельков, Д.Т. Аблямитов  (лаборатория № 1), В.П. Морозенко, М.М. Мирин, Ю.В. Скорлотов, Ф.И. Бессонов, С.А. Никитин, А.А. Стрекаловский, Л.Х. Тюрин, Ю.А. Узкий, Н.Н. Баранов, СИ. Епифанов, С.А. Шумилов, В.П. Первое, Н.Е. Галушко (ОТК), В.И. Турыгин (цех 1), Б.И. Сергевнин, Ю.П. Жало, В.Н. Мартемьянов (цех 9), В.К. Антипко (ЦЗ/1).

Бригадиры, рабочие машиностроительного предприятия «Звездочка»: Ю.К. Булов, В.И. Крячко, В.К. Дудко, П.К. Добрица, П.М. Горбань, А.А. Зайцев, В.А. Зиновьев, Д.В. Каменева, Н.П. Грига, Н.А. Гулянова, Н.А. Перова, Ю.У. Курейко, А.Д. Куликов, А.Г. Коробов, С.С. Лыжин, А.Н.Молодкин, Б.Н.Москаленко, Г.М. Толстоногов, В.П. Шпынов, А.К.Льдинин, А.П. Свиридов, А.И. Хилько, А.И. Пономарев, В.М. Огарков, М.И. Липнев, А.И. Коровин, А.Н. Коптяев, А.А. Анисимов, В.В. Анисимов, Г.А. Малыгин, И.М.Патраков, А.В.Косенко, А.В. Росляков, А.И. Максимов, Р.И. Иванов, Н.Г. Томилов, К.У. Рагимханов, М.П. Дурнев, И.М. Божедаров, Я.И. Буслаев, В.Д. Похоруков, П.Н. Родзянко, СМ. Голощапов, Е.Н. Харин, В.Л. Берсенев, Ю.Ф. Попов, Д.М. Антуфьев, Е.М. Малахов, А.П. Мысов, Г.С. Козлов, Н.П. Витязев.

Бригадиры предприятия «Эра»: В.А. Чуров, В.Н. Шумилов, Ю.А. Степанов, А.П. Ларионов, Л.М. Касаткин.

Ответственными сдатчиками отдельных систем были представители контрагентских предприятий и институтов:
В.А. Сушко, В.И. Тепляков, В.В. Филиппов, Г.И. Гуняев, В.Р. Кремер, Б.Н. Николаев, П.Ф. Якушин, А.И. Юрченко, Г.В. Минин.
Бригаду Института атомной энергии имени И.В. Курчатова во время комплексных испытаний атомной энергетической установки ледокола «Ленин» возглавлял доктор технических наук Н.С. Хлопкин.

Назовем также членов экипажа атомного ледокола «Ленин», с которыми корабелы «Звездочки», в основном, решали вопросы, связанные с модернизацией и ремонтом атомохода: капитан Б.М. Соколов, главный инженер-механик И.К. Мочешников, старший инженер-механик О.Г. Пашнин, старший инженер-электромеханик А.В. Баранов, начальник службы радиационной безопасности О.И. Соколов, начальник службы КИП О.М. Хованский.

Полный вперед! атомный ледокол «Ленин» на трассе северного морского пути. 1970 год

Скольких еще нужно бы было перечислить!

Итак, после модернизации на «Звездочке» атомный ледокол «Ленин» продолжил свою службу в Арктике. Уже в навигацию 1970 года по трассе Северного морского пути было пройдено 22 тысячи миль, из которых 17442 - в тяжелых, паковых льдах. Причем средняя скорость проводки караванов судов во льдах составила более 8 узлов, что считалось тогда (как, впрочем, и сейчас) высоким показателем. В последующие годы продолжительность арктической навигации постепенно росла. Навигация 1977-1978 годов продолжалась уже... более года - 13 месяцев (!).

Свою последнюю навигацию атомный ледокол «Ленин» отработал в 1989 году. По своему техническому состоянию он мог бы еще и дальше успешно трудиться многие годы. Однако, учитывая, что на ледовые трассы вышли новые, еще более мощные атомные ледоколы «Арктика», «Россия», «Сибирь» и другие, дорогу которым открыл именно «Ленин», своей успешной работой рассеявший сомнения в возможности использования для этих целей атомной энергии, было принято решение о сохранении первого в мире атомного ледокола «Ленин» в качестве плавучего музея.

Как отмечал капитан атомного ледокола «Ленин» Герой Социалистического Труда Б.М. Соколов, «...огромная заслуга перед историей атомного ледокольного флота по праву принадлежит коллективу северодвинского предприятия «Звездочка»: скромным труженикам - рабочим, инженерам, техникам, конструкторам, технологам, которые восприняли задание по модернизации ледокола как свое кровное дело и с честью с ним справились».

Атомный ледокол «Ленин». Второе рождение


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

35.175.133.71

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .