Вячеслав Зиланов: «От обещаний – к делу» Печать

Федеральное агентство по рыболовству - это федеральный орган с очень низким уровнем влияния

Vyacheslav Zilanov: «From promises - to business»

Fishermen of Murmansk always aspired to keep the status of fish capital of Russia. The fishing industry at present time is in situation when the order and the control over branch are simply necessary. It is necessary a number of operative and system decisions on such questions, as wrongful actions from outside to Norway near Spitsbergen; a problem uncoming ships; coastal fishery; an interdiction for production at fishery realisation in the research purposes and a number of others most thorny questions.

Here you can read Vyacheslav Konstantinovich Zilanov' interview, the veteran of domestic fish branch, the chairman of Coordination council of workers of a fish economy of the Russian Federation, the chairman of Coordination council "Sevryba".

Рыбаки Мурманска всегда стремились сохранить статус рыбной столицы России. На данный момент рыбная промышленность находится в такой ситуации, когда порядок и контроль над отраслью просто необходим.

Нужен ряд оперативных и системных решений по таким вопросам, как неправомерные действия со стороны Норвегии близ Шпицбергена; проблема незаходных судов; прибрежное рыболовство; запрет на производство продукции при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских целях и ряд других наиболее острых вопросов.

С редакцией журнала «Север промышленный» беседовал ветеран отечественной рыбной отрасли, председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства РФ, председатель Координационного совета «Севрыба» Вячеслав Константинович Зиланов.

- Вячеслав Константинович, расскажите о деятельности Координационного совета «Севрыба»?

Координационный совет - это орган, который объединяет все рыболовное сообщество Северного бассейна. Совет неправительственная организация, она осуществляет свою работу на добровольных началах. Именно такая организация нужна рыбакам. Стоит отметить, что на бассейн работает около 200 фирм, в работе задействованы более 16 ассоциаций и объединений.

Нашим Координационным советом был поставлен вопрос об отмене аукционов и введении системы наделения квотами по историческому принципу, а также мы сумели убедить Правительство снизить плату за ресурсы. Но, к сожалению, нам не удалось добиться ее полной отмены. Закрепление долей квот на 10 лет было оформлено законодательно. В этом есть заслуга Координационного совета Северного бассейна.

Напомню, что Северный бассейн включает в себя четыре субъекта РФ:
- Мурманская область;
- Архангельская область;
- Республика Карелия;
- Ненецкий Автономный округ.

По объему вылова рыбной продукции в Северном бассейне, первое место занимает Мурманская область, она добывает 660 тыс. тонн. В том время как Архангельская область около 160 тыс. тонн, Карелия - 70 тыс. тонн, Ненецкий АО - 12 тыс. тонн. Таким образом, общий объем вылова рыбы в Северном бассейне, в благоприятные годы, достигает порядка 1 млн. тонн. Причем до 75 % вылова поставляется в Россию.
Координационный совет предприятий и организаций Северного бассейна был создан несколько лет назад. Его задача заключается в том, чтобы координировать работу предприятий Северного бассейна при выработке единой позиции по тому или иному вопросу. Эти вопросы касаются, прежде всего, той сферы, которая интересует абсолютно всех. Допустим, идет законодательная инициатива от Росрыболовства, депутатов Государственной думы, Областной думы или руководства области. Мы проводим экспертизу этого предложения и разрабатываем точку зрения - отвечает ли это интересам развития рыбного бизнеса. Совет вырабатывает единый подход при ведении тех или иных международных договоренностей нашей области, в частности с Норвегией. Мы рассматриваем вопросы, касающихся сфер хозяйственной деятельности предприятий и фирм, в которых все заинтересованы в положительном решении.

Несколько лет назад министром Правительства РФ Германом Грефом была предложена аукционная продажа квот. Рыбопромышленники решили, что этот подход разрушает рыбную отрасль Северного бассейна, и было сформировано общее мнение, что необходимо настаивать на отмене аукционной продаже квот в воде. Введение платы за использование рыбных ресурсов привело к дополнительной нагрузке на рыбопромышленников. И по этому показателю мы стали неконкурентоспособными с норвежцами - у них такой платы нет.

- Вы являетесь председателем Координационного совета работников рыбного хозяйства РФ, каковы его цели и задачи?

У этой структуры совершенно другие цели и задачи, но и они не менее важные.

Координационный совет работников рыбного хозяйства был создан I Съездом работников рыбного хозяйства России. На нем, учитывая сложность ситуации в то время, был создан этот совет, он должен был отслеживать и координировать реализацию решений Съезда. Этот же Координационный совет на II Съезде вновь был подтвержден мандатом. Наша задача состоит в том, чтобы провести работу по организации III Съезда рыбаков. Уже согласована дата его проведения - 15-16 февраля 2012 года. Создан Организационный комитет во главе с руководителем Росрыболовства А. Крайним. Идет подготовка к работе Съезда. Совместно с Организационным комитетом Съезда Координационного совета, было рекомендовано провести бассейновые конференции, которые выработали бы согласованные решения для вынесения их на обсуждение III Съезда рыбаков. Такая конференция Северного бассейна состоится в МГТУ 17-18 ноября 2011 года в Мурманске. Таким образом, главной задачей Координационного совета является отслеживание реализации решений предыдущего Съезда, а при необходимости принятие согласованных решений. Важно подчеркнуть, что как Координационный совет Северного бассейна, так и Координационный совет рыбного хозяйства России работают на общественных началах.

В состав Совета входят: представители рыбацкого сообщества всех бассейнов РФ (Северного, Дальневосточного, Каспийского, Черноморского и Западного). Этот орган охватывает всю индустрию рыбного хозяйства нашей страны.

- Уделяется ли внимание созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы в области рыболовства. Что сегодня в первую очередь волнует рыбаков?

Нормативно-правовая база рыболовства разработана в виде ФЗ от 20 декабря 2004 г. № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». До 2011 года в закон внесено более 7 поправок, можно с уверенностью сказать, что закон обладает положительным эффектом. Но практика показала, что в законе есть масса «правовых дыр», двойных толкований, ряд положений закона, как показала практика их применения, оказались неэффективными, следовательно, нужно вносить коррективы и поправки. Мы - рыбаки неудовлетворены работой Государственной Думы прошлого созыва, она приняла ряд поправок к закону, которые отрицательно влияют на работу отрасли. Например, по прибрежному рыболовству законодатели убрали слово «перегруз» из текста, я, как участник обсуждений всех этих вопросов в Государственной Думе, настаивал на том, чтобы оставить это понятие. Но, к сожалению, сработал административный ресурс Правительства и некоторых деятелей из региона. В результате, опущения депутатов вылились в многомиллионные претензии контролирующих органов к рыбакам, таким образом, только по Мурманской области поставлено под угрозу существование всего прибрежного рыболовства. Рыбакам обещают, что будут внесены поправки, но мы знаем, сколько времени нужно. Могут пройти годы, пока они будут приняты.

Вторая «дыра», это ст. 21 Закона, где говорится, что «выловленная в научно-исследовательских и контрольных целях рыба должна уничтожаться и выбрасываться в море». Исторически сложилось так, что контрольные уловы всегда перерабатывались, и, в соответствии с технологическими нормами, шли в пищу. Мы настаивали, что это тоже неправильное решение. Но оно также было принято, вопреки мнению профессионалов-рыбников.

Но есть положения, которые просто необходимо внести: можно ли заниматься поиском новых районов и объектов лова, т.е. делать то, чем раньше занималась промысловая разведка, а без нее дальнейшее развитие рыбной отрасли невозможно. А развиваться по существующему законодательству нельзя. Этот пробел следует ликвидировать.

- Чем занимается Росрыболовство, ведь, по сути, именно оно должно отстаивать интересы отрасли?

Федеральное агентство по рыболовству - это федеральный орган с очень низким уровнем влияния. У этого агентства очень узкая направленность, она затрагивает лишь рыболовство, сюда не входит ни переработка, ни контроль над рыболовством, ни прохождение торговой цепочки. Если раньше Министерство рыбного хозяйства охватывало все сферы деятельности, то сейчас этого нет. К тому же, руководитель агентства не является членом Правительства, но ему подчиняется. Следовательно, этот низкий уровень статуса агентства не дает ему возможности настойчиво и целеустремленно осуществлять деятельность в области развития отрасли и законодательства. Оно может только робко предлагать и доказывать, что необходимо. Если бы это было министерство, и во главе стоял министр, полноправный член Правительства, то прохождение всех вопросов было бы значительно быстрее и эффективнее. Наш Координационный совет настаивает на создании Министерства РФ, которое будет охватывать все сферы деятельности в области рыбного хозяйства, это, прежде всего, продовольственная безопасность России, рабочие места и занятость населения в самых отдаленных районах РФ по периметру всего побережья и контроль над рыболовством. И непонимание этого теми, кто формирует структуру федеральных министерств и ведомств, ставит под угрозу развитие отрасли в целом, и не только в нашем регионе.

Морское рыболовство - это единственный род деятельности в области экономики, где 90 % от производственных мощностей и персонала используется за пределами территории России. Отсюда вытекает повышенная ответственность государства по деятельности отрасли.

В Норвегии Министерство рыболовства и прибрежных дел Королевства Норвегии было образовано в 1947 году, оно существует до сих пор, планомерно развивая рыбную промышленность, которая занимает 2-е место по объему производства и экспорта после нефтегазовой отрасли.

Удельный вес у нас, в процентном соотношении небольшой, но социальная направленность рыбной промышленности огромна. Так, по Мурманской области по объему производства и налоговым поступлениям рыбная отрасль занимает 3-4 место после горнодобывающей промышленности и энергетики. По социальному значению она одна из ведущих, в частности, в городе Мурманске.

- В этом году стали часто арестовываться российские суда близ Шпицбергена. Насколько сложная ситуация на данный момент?

Несмотря на то, что мы очень дружны с норвежскими рыбаками, Россия требует у Норвегии соблюдения всех норм международного права и всех тех договоренностей, которые были достигнуты в последнее время между руководителями двух стран.

За прошедший год по надуманным обвинениям было арестовано 6 рыболовных траулеров. Все обвинения с норвежской стороны касаются, так называемых выбросов рыбы за борт. Когда с российской стороны начинают разбираться, какой выброс, и что такое выброс вообще, то оказывается, что этот термин между Россией и Норвегией не обозначен. Возникает вопрос, в каком районе он был? Оказывается - в районе Шпицбергена. Что такое воды Шпицбергена? Это открытый морской регион, на который не распространяется юрисдикция ни Норвегии, ни России. Следовательно, рыболовство в этом районе должно подчиняться тем правилам и нормам, которые разработаны совместной российско-норвежской комиссией по рыболовству для данного региона в Баренцевом море, либо другим международным органом. Наши рыбаки их соблюдают.

Но есть сложные моменты. Норвегия в 1978 году в одностороннем порядке объявила вокруг Шпицбергена 200-мильную рыбоохранную зону, в то время ее не признал СССР, не признает ее сейчас и Россия, о чем заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, это же подтвердил и президент Д.А. Медведев.

Вместе с тем, 15 сентября 2010 года в присутствии президента РФ, премьер-министра Норвегии, министры иностранных дел обеих стран подписали договор «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане». Впервые разграничен шельф и экономические зоны. Но при этом российская сторона при ратификации соглашения в Государственной Думе заявила, что все положения Договора о Шпицбергене 1920 года остаются в силе. Но норвежцы устанавливают свои правила, контролируя и арестовывая наши суда по своему законодательству, игнорируя мнение России.

Возникла острая проблема, которую необходимо немедленно решить, чтобы избежать конфликтов.

Рыбаки справедливо ставят вопросы:

- на каком основании военные корабли береговой охраны проверяют российские рыболовные суда в том районе, в котором Россией данный район признается открытым морем, в соответствии с Договором о Шпицбергене этот район является еще и демилитаризованной зоной;

- на каком основании норвежские суды выносят решения, есть ли у нас нарушения или нет? Что по этому вопросу есть договоренность с Норвегией? Ее нет;

- на каком основании они требуют залог с судовладельца, чтобы разрешить выход в море.

По всем этим вопросам нет межправительственных договоренностей между Россией и Норвегией. Существует лишь одна важная договоренность: все вопросы мер регулирования рыболовства по всему Баренцеву морю, несмотря на то, что есть и разные экономические зоны, разрабатывает Смешанная Российско-Норвежская комиссия по рыболовству. Все решения комиссии выполняются российскими судами для всего Баренцева моря. Российские органы рыбоохраны контролируют свои суда в рыбоохранной зоне Шпицбергена.

Россия неоднократно заявляла, что мы готовы совместно с норвежцами контролировать эту зону, мы не хотим, чтобы кто-то нарушал правила рыболовства. Мы не готовы к тому, чтобы без всяких договоренностей наши суда были арестованы и судовладельцы подвергались штрафам норвежскими властями.

Если вы обнаружили нарушения правил рыболовства, передайте сведения в наши органы, и мы, согласно нашему законодательству, будем принимать меры. Так в соответствии с международным правом в открытом море рыболовные суда подчиняются юрисдикции государства флага, под которым «ходят».

Мы написали открытое письмо президенту Д.А. Медведеву и премьер-министру В.В. Путину, в котором настаиваем, чтобы российское государство и государственные органы власти осуществляли полный контроль над своими судами во всех районах Мирового океана и, прежде всего, в морском районе архипелага Шпицберген.

Таким образом, все аресты, которые произошли в районе Договора о Шпицбергене, мы расцениваем как спланированные акции против российского рыболовства, как желание определенных кругов разрушить Смешанную Российско-Норвежскую комиссию по рыболовству. Это еще раз подтвердило слабость договора, в части рыболовства, заключенного в 2010 году в Мурманске. Ряд его положений требует значительных изменений в практических делах.

Есть в договоре такое слово как «сотрудничество», его нужно превратить в практические дела и достичь договоренностей в

- контроле; 

- регламенте; 

- осуществлении мер наказания в случаях нарушения и т.д.

Все-таки этот конфликт временный, и требует настойчивости и воли от федеральных органов власти при его обсуждении с норвежской стороной и с привлечением к этому ассоциаций и объединений Северного бассейна. Решение должно быть справедливым, последовательным и быстрым, чтобы защитить наши традиционные рыболовные права в этом районе Арктики.

Материал подготовлен Викторией Березиной

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 5 2011

Еще статьи на тему "рыболовства":

Зарубежный опыт развития прибрежного рыболовства

Отделение промышленного рыболовства

Районы прибрежного рыболовства

О вступлении в силу новых правил рыболовства

Есть будущее у прибрежного рыболовства!

Концепция развития прибрежного рыболовства

Развитие прибрежного рыболовства