Главная М.Зуб: «Нужна свободная таможенная зона»
М.Зуб: «Нужна свободная таможенная зона» Печать E-mail

В январе 1994 года на холодильном заводе № 1 бывшего рыбокомбината оставалось восемь обработчиков рыбы, четыре водителя, начальник по производству, бухгалтер, механик и наладчик.

Они приходили на работу в отключенные от энергии помещения и сидели без дела, с отчаянием взирая на осиротевшие цеха.

Кроме них новому директору завода Михаилу Зубу в наследство достались огромная столовая, общежитие, детский сад - мертвое богатство на сто миллиардов рублей!

Директору удалось найти кредиты, стали выпускать продукцию, пошли заработки, у людей появилась надежда на лучшее. Но вскоре старые долги предприятия потянули предприятие назад, в долговую яму. Самое большое несчастье случилось в 1996 году, когда был законсервирован первый грузовой район порта, где и расположен холодильный завод. Изоляция от поставщиков рыбы подорвала уже подписанные контракты на поставку сырья. Начался очередной коллапс производства.

Что может сделать руководитель, чтобы вернуть коллективу перспективы, а предприятию - былую мощь? Перво-наперво, поддержать людей. Но как? Разве одной сменой вывески - завод был переименован в АО «Мурманский рыбокомбинат» - дело поправишь? Разговоры о директоре ходили разные: «Не умеет договориться с партнерами, поэтому у него не хватает сырья», «Не может решить мелкие вопросы, а разрабатывает наполеоновские планы». Возможно, что если бы Михаил Зуб каждодневно корпел над решением частных производственных проблем, дело бы мало-помалу двигалось и столь аховым положение назвать было бы нельзя. Но существенного улучшения никогда бы не наступило. А директор считал, что необходимы кардинальные меры, иначе ни его, ни другие береговые акционерные общества из кризисного состояния не вывести. Идея заключалась в том, чтобы отодвинуть таможенную границу от причалов до ворот рыбоперерабатывающего предприятия, чтобы рыбаки сдавали улов на переработку без предварительной уплаты пошлин. А если бы еще

удалось открыть в первом грузовом районе оптовый рынок...

Доказывать целесообразность этой идеи в областных ведомствах и структурах пришлось довольно долго. Письма, согласования, дебаты на совещаниях... Наконец, областная межведомственная комиссия дала «добро». Действуй, директор! И вооружившись заключениями специалистов и областных чиновников, Михаил Изяславович Зуб направился в Москву. Был в Таможенном комитете, где, конечно, без восторга отнеслись к появлению настырного провинциала. Заручился ходатайствами от Департамента по рыболовству Минсельхозпрода, администрации президента и Госдумы. Закончил свой вояж пробивной руководитель в секретариате премьер-министра. Получил поддержку и от финансистов корпорации «Система», ведь при открытии свободного таможенного склада потребуются инвестиции от крупных промышленников. А дома, в Мурманске...

Согласитесь, что сама задумка стоящая: только один сейнер-траулер западной постройки может за месяц вылавливать около трех тысяч тонн рыбы. Если бы он заходил в порт, то одному рыбообрабатывающему предприятию с таким количеством сырья было бы не справиться, даже приняв на работу сотни людей. Однако перспектива отдать государству в первый же заход судна в Мурманск четверть стоимости корабля судовладельца не прельщала. И Михаил Зуб боролся за свободную таможенную зону, пытался обойти этот драконовский закон, чтобы возродить рыбообработку в цехах и заводах рыбокомбината.* Однако кроме скандала, ничего из этого не вышло.

Поначалу все было прилично и достойно: постановлением федерального правительства сейнеру-траулеру «Мурман-2», построенному на верфи в Чили и взятому в аренду на условиях бербоут-чартера ООО «Мурман Си Фуд», разрешили сроком на шесть месяцев заходы в Мурманский рыбный порт без уплаты таможенных пошлин и НДС. Небывалый в рыбной отрасли случай! Более того, сопутствующей телеграммой областному комитету по рыбохозяйственному комплексу было предписано в пределах областного лимита дополнительно для освоения выделить на это судно квоты в объеме 10 тысяч тонн мойвы и 15 тысяч тонн сельди.

Радужные перспективы строил генеральный директор «Мурман Си Фуда» Владимир Хижняков:

- Нынешняя экспериментальная мойвенная путина, ограниченная жесткими временными рамками, может быть успешно проведена только с участием нашего траулера «Мурман-2». Это довольно мощное судно, способное помочь справиться с поставленной задачей и выбрать квоту по бассейну. Это в общих интересах. Основную часть уловов будем доставлять в Мурманск, сдавать на переработку в АО «Мурманский рыбокомбинат», на другие заводы. По нашим подсчетам, будет создано 500 новых рабочих мест. Наполним программу «Дешевая рыба», насытим продукцией в ассортименте торговые точки всех городов и поселков области... Безусловно, без настойчивых усилий губернатора Юрия Евдокимова и директора Михаила Зуба нечего бы не вышло.*

Не менее оптимистичен был и руководитель АО «Мурманский рыбокомбинат»:

- Установим приемный бункер на причале. В него высокопроизводительным насосом из трюмов «Мурман-2» станет круглосуточно подаваться мойва. Для ускорения процесса подачи рыбы введем сетчатые транспортеры. Будем морозить мойву, выпускать продукцию охлажденную, специального и пряного посола. На другие заводы она пойдет на вяление, копчение, выработку рыбной муки и т.п.*

Ну прямо не руководитель предприятия, а Остап Бендер в Васюках! Я говорю это и о судоводителе, и о директоре завода. Не знаю, кто кого там перехитрил, но только совместной работы у них не вышло. Один говорил о непорядочности другого и невыполнении подписанных соглашений, второй - о маниловщине партнера и невозможности наладить прием рыбы. Наверное, все же невыгодно стало рыбакам сдавать улов на комбинат, даже без таможенных выплат. А комбинат не был готов к столь объемным поставкам. Или просто борьба амбиций не позволила руководителям настроиться на взаимовыгодную работу. Кто остался крайним? Их много, обиженных и обманутых. Начиная от премьер-министра страны и кончая нами с тобой, уважаемый читатель. Нами, которые так и не получили качественную и недорогую рыбную продукцию из мойвы и селедки.

· Вторая смерть рыбокомбината? «РМ» от 25 декабря 1998 года.

· Мойва на потоке, «РМ» от 5 марта 1999 года.

· Там же.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.220.106.241

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .