Главная Зарубежный опыт развития прибрежного рыболовства
Зарубежный опыт развития прибрежного рыболовства Печать E-mail

В целях повышения эффективности функционирования прибрежного рыболовства на Мурмане представляет интерес исследование опыта организации морского промысла в странах с развитым рыболовством, осуществляющих добычу в Северной Атлантике, то есть в схожих природных условиях: Норвегии, Дании, Исландии, Великобритании и других.

Норвегия

Прибрежному рыболовству придается большое социально-экономическое значение в качестве основного фактора закрепления населения на побережье, особенно на севере страны. С учетом этого выстроена система распределения национальной квоты морских гидробионтов, в том числе наиболее ценных и ликвидных из них - трески и пикши, и сформирован соответствующий флот. Из общего количества судов, на конец 2007 года, равного 7 тыс. единиц, около 97% составляют мелкие и малые суда длиной до 30 метров. Из них, в зависимости от состояния сырьевой базы, в промысле участвуют, примерно, 1/3, из которых лишь ~ 10% траулеры длиной более 30 метров. Малый прибрежный флот (до 30 метров) осуществляет добычу гидробионтов с помощью пассивных орудий лова - сетей, удочек и ярусов. Их доля в общем объеме добычи в последние годы составляет 300-400 тыс.тонн (12-15%), в том числе треска и пикша - 220-250 тыс.тонн (42-50%).

Использование активных орудий лова и кошельковых неводов допускается только по лицензиям, количество которых ограничено [1].
В последние 7 лет суда прибрежного, пассивного лова, как правило, получают более двух третий от общего объема национальной квоты трески и пикши. На промысле пелагических видов, при малом объеме квот все выделяется прибрежникам, когда квота большая - только около 40%, остальное кошельковистам - около 50% и траулерам - около 10%.

Квоты распределяются в зависимости от длины судна (или тоннажа). Они достаются судовладельцам, объединенным в союзы, которые несут ответственность за своих членов и контролируются властями. Для каждого вида промысла квоты распределяются по группам судов в зависимости от их длины (тоннажа). Если из-за малых объемов квот распределение и по судам делает промысел нерентабельным, то применяется принцип установления максимальных квот - «олимпийская система».

Судну, поставляющему улов на переработку в Норвегию, выделяется большая квота, чем судну, осуществляющему переработку улова в море. Приоритеты, как правило, отдаются прибрежному флоту.

Флот должен быть «привязан» к определенным местам переработки. Компании, работающие по этому принципу, должны иметь и большие квоты [2]. Продажа уловов осуществляется по закону 1951 года «О сбыте рыбы-сырца» только через соответствующие сбытовые кооперативы.

Исландия

В Исландии прибрежное рыболовство имеет первостепенное значение. Об этом свидетельствует состав добывающего флота, система распределения квот биоресурсов, количество рыбофабрик. Так по данным за 2008 год, мало отличающихся от других периодов, из 1529 добывающих судов, только 60 единиц (3,9%) составляют траулеры. Остальные - прибрежные палубные - 769 единиц и беспалубные - 700 единиц. Средняя мощность двигателей и прибрежных судов - 238,6 кВт. (175 л.с.), у траулеров - 2010 кВт. (1474 л.с.) [3,4].

Прибрежным флотом, применяющим пассивные орудия лова, также как и в Норвегии, добывается около 15% (~ 200 тыс.тонн) общего объема добычи. Значительные объемы пелагических гидробионтов прибрежные суда добывают с помощью кошельковых неводов.

Производительность труда в рыболовстве составляет ~ 300 тонн на рыбака в год, что в 4,2 раза превышает уровень производительности рыбаков Мурмана.

Переработкой уловов на берегу занято около 300 предприятий с численностью работающих более 30 тыс. человек. По количеству занятых береговая рыбопереработка лишь незначительно уступает рыболовству.

Квоты получают суда, имеющие лицензии на осуществление коммерческого промысла. Критерием на право получения квот является среднегодовой вылов судна за 3 года, предшествующих внедрению индивидуальных передаваемых квот (ИПК). Квота выделяется на промысловый год (в Исландии с 1 сентября по 31 августа следующего календарного года).

В течение промыслового года владельцы судов имеют право произвести полную или частичную передачу (по существу продажу) через специальные биржи (конторы), контролируемые Директоратом рыболовства Министерства рыболовства Исландии. Эту операцию рыбопромышленники могут осуществлять вместе с продажей или сдачей в аренду судна; тогда судно будет стоить намного дороже.

Передавать (продавать) квоты можно на непродолжительное время или навсегда, т.е. вместе с судном.

Владельцы ИПК должны ежегодно осваивать не менее 50 % выделенной квоты. Если условие нарушается два года подряд, судовладелец рискует лишиться квоты.

Контроль Директоратом рыболовства осуществляется с помощью единой компьютерной системы. Капитан каждого судна обязан при выходе из порта набрать номер (код) своего судна по телефону, дата автоматически регистрируется, а по возвращении, при выгрузке, приемщики набирают код в ту же систему, где регистрируется дата и улов. Улов, полученный в пределах ИЭЗ Исландии, должен быть выгружен на берег, зарегистрирован в соответствии с Законом о рыболовстве и действующими нормативными документами и только после этого может поступить для переработки и сбыта.

Система ИПК препятствует новичкам и приводит к тому, что квоты часто сосредотачиваются в руках крупных компаний, т.е. монополизируются [3]. По оценкам специалистов около 70 % первоначальных владельцев квот продали их крупным компаниям [4].

Противники ИПК считают, что система противоречит конституции Исландии, так как природные ресурсы принадлежат всему народу.

Нехватка квот не позволяет многим жителям прибрежных поселков зарабатывать на жизнь, а между тем законом о рыболовстве Исландии гарантируется рациональное использование водных биологических ресурсов и стабильное состояние общества.

Положительные стороны ИПК:

1. Существенное сокращение промысловых усилий при изъятии важнейших запасов.

2. Ведение промысла в самые продуктивные периоды.

3. Выбытие флота с устаревшей, малоэффективной техникой добычи и переработки.

Недостатки ИПК:

1. Система ИПК распространяется на весь исландский флот, за исключением судов менее 6 регистровых тонн, осуществляющий удебный, ярусный лов в 12-мильной зоне. Эти суда могут выбирать или квоту, или определенный период времени (84 дня в течение промыслового года).

2. Система стимулирует выбросы и переловы водных биологических ресурсов. При очень высоких ценах рыбаки стараются выловить, в основном, только крупную и дорогую, а остальную выбрасывают за борт.

3. При первой возможности судовладельцы стремятся вылавливать и сдавать «черную рыбу». Это приводит к незаконному бизнесу.

В настоящее время ведутся поиски подходов альтернативных ИПК. В основу предполагается положить принцип дифференцированного подхода при регулировании использования ВБР в различных секторах рыболовства, учитывая различные промысловые зоны и группы добывающих судов. Основную часть ресурсов прибрежных вод выделять мелкому флоту, который сдает сырье на местные рыбоперерабатывающие фабрики. Крупный флот имеет возможность вести промысел и за переделами экономической зоны.

Одна из главных частей реформы рыбной отрасли Исландии - привязка квот улова рыбы к количеству рыболовецких судов. Если квота небольшая, то излишек судов сдается в лизинг соседним странам или попросту продается, что позволяет стране не только экономить, но и зарабатывать на них.

Контроль:

1. Инспекторы в портах выгрузки, на промысловых судах.

2. Единая система компьютерной связи.

3. Штрафы, отзыв лицензии, возбуждение судебных исков (штраф на сумму избыточного улова). Отзыв лицензии от двух недель до года. При необходимости возбуждается уголовное дело, за особо грубые, умышленные нарушения - до 6 лет тюремного заключения.

Свободный доступ к информации Министерства рыболовства Исландии позволяет исключить подозрительность, способствует более открытому, продуманному управлению живыми ресурсами и их эффективному использованию. Возможно, в будущем альтернативой системы ИПК может быть передача в собственность рыбопромышленников тех запасов, в рациональную эксплуатацию и воспроизводство которых они вкладывают значительные капиталы.

Дания

Подчиняется Общей Европейской политике в области рыболовства, на национальном уровне рыболовство управляется Министерством продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства. Директорат рыболовства имеет центральный аппарат в Копенгагене, три инспекции и четыре судна. Вся отрасль находится под началом Объединения рыболовства Дании, в которое входит 70 локальных объединений с 2700 членов (как владельцев рыбопромысловых судов, так и наемных работников).

По объему вылова Дания занимает одно из ведущих мест среди стран ЕС и входит в первую десятку крупнейших перерабатывающих стран мира, занимая пятое место в мире по экспорту рыбы. Существенную долю в вылове составляет малоценная рыба для промышленной переработки (мойва, салака, песчанка). Вследствие истощения запасов в Северном и Балтийском морях, вылов таких пород, как треска сократился с 2000 года в три раза и составил в 2008 году - 25,3 тысяч тонн. Наибольший улов приходится на сельдь - 203,8 тысяч тонн.

Общий вылов в 2008 году, по сравнению с 2000 годом, упал почти в два раза и составил 984,7 тысяч тонн.

В соответствии с общей рыболовной политикой ЕС по сокращению рыболовных мощностей, Дания использовала опыт таких стран, как Исландия (ИПК - в 1984 году), Норвегия, введя у себя систему индивидуальных передаваемых квот. В связи с дальнейшим сокращением квот, предусмотрен переход к многолетним квотам до 8 лет для океанического промысла и на один год - для прибрежного лова в соответствии с политикой ЕС [5]. Это подход в управлении рыбными ресурсами сократил численность рыболовецких судов, повысил эффективность отрасли и урегулировал выловы в соответствии с запасами рыбы. Так с 2002 года флот Дании сократился с 3815 единиц до 2893 единиц в 2008 году. В 2001 году была разработана программа на 10 лет, предусматривающая замену значительной части старых судов большой мощности на новые суда меньших размеров и меньшей мощности. В соответствии с этой программой в 2007 году из госбюджета Дании и средств ЕС было выделено около 44 млн. долларов США. По данным на конец 2008 года промысловый флот Дании на 98% состоит из малых судов для прибрежного лова: шлюпки, сетевики, установщики ловушек и барки средней валовой вместимостью около 4 регистровых тонн составляют 2176 единиц (75,2% общей численности). Средний возраст их 28,9 лет.

Сейнер-траулеров, средней регистровой вместимости 1450 тонн, что несколько больше российского среднего траулера типа «Баренцево море», всего 6 ед. Они самые молодые - 13,3 года.

Траулеров насчитывается 711 единица. Их средняя валовая вместимость - 78 рег .т., возраст - 33,5 года. Основную часть траулеров можно отнести к малым судам. Только 19 единиц из них схожи по размерам с российскими бортовыми траулерами и 30 единиц - с российскими средними рыболовными траулерами типа «Бологое» (те и другие давно списаны).

Средний возраст всего рыболовного флота Дании составляет 30 лет. По этому показателю промысловый флот Мурманской области моложе на 6,9 лет.

В рыболовстве Дании занято ~ 3 тыс. человек, в рыбоводстве - ~ 550 человек, в рыбопереработке - более 5 тыс. человек, в торговле рыбой - ~ 2,8 тыс. человек. Столь значительная занятость в рыбопереработке и торговле связаны с обработкой и реализацией не только уловов датских судов, но и импортируемой рыбы, а также со значительным экспортом рыбопродукции.

Вылов на рыбака составляет более 174 тонн в год, что почти в 3 раза выше производительности Мурманских рыбаков. Однако надо иметь в виду, что около 90% в их уловах составляют пелагические рыбы, в то время как у рыбаков Мурманской области - только 60-70%

В рамках плана ЕС восстановления трески, который включает в себя определенные элементы управления, Дания ввела национальное законодательство, которое требует, чтобы первые выгрузки всей трески, выловленной в Северном море и проливе Скагеррак, производились в любом датском порту у Северного моря и пролива Скагеррак. Продажа должна вестись на открытых аукционах (в Дании или за рубежом). Эти правила распространяются на весь вылов трески как с датских и иностранных судов, так и с транзитных из других стран ЕС или третьих стран [6].

Великобритания

О характере рыболовства Великобритании, также как и других государств, можно судить по составу флота. По данным за 2008 год в его составе числилось 6573 единицы. Из них 6302 судна (95,9%) длиной менее 24м. Если сравнивать с российскими аналогами, то это лодки, боты, малые рыболовные (траловые) сейнера и траулеры. Судов длиною более 24 метров имелось всего 271 единица, из них траулеров - 64.

Мощность главных двигателей траулеров, в среднем, составляла 2010 кВт (1473 л.с.), валовая вместимость - 1157 тонн, что примерно соответствует российскому сейнер-траулеру типа «Альпинист». Таким образом, рыболовство Великобритании можно считать прибрежным, с небольшим количеством траулеров неограниченного района плавания. Этот вывод подтверждают и данные о производительности промысла, которые ниже, чем в других странах. За 2008 год было добыто 617,2 тыс.тонн морских гидробионтов (наибольшего значения в 744,8 тыс.тонн вылов достигал в 2000 году), в рыболовстве участвовали 12761 чел. Следовательно, годовой вылов на 1 рыбака составил 48,4 тон, что на 1/3 ниже уровня производительности рыбаков Мурманской области.

В Великобритании распределение ОДУ не зависит от государства, все полученные от Европейского Союза квоты правительство передает 19 региональным организациям, занимающимся рыболовным промыслом, а те, в свою очередь, распределяют эти квоты среди владельцев рыболовецких судов. И судовладельцы вправе распоряжаться полученными квотами, как угодно - продавать, покупать, или даже сдавать в аренду другим рыбакам. Если владелец траулера считает, что полученная им квота мала, он просто покупает дополнительные квоты у тех рыбаков, которым она в данный момент не нужна - совсем или частично. Если судно находится в ремонте, то свою квоту можно сдать в аренду, причем с обоюдной выгодой (система ИПК) [7].

Для судов более 10 метров длиной действуют требования по поддержанию экономической связи рыболовных судов, зарегистрированных в Великобритании, с береговым сообществом этой страны:

· не менее 50 % улова (в рамках выделенной Великобританией квоты) выгружается в Великобритании;

· не менее 50% численности экипажа судна должно постоянно проживать в Великобритании (при этом всегда минимум 75% экипажа на борту должны быть в совокупности гражданами Великобритании, гражданами других стран Европейского Союза или Европейской Экономической зоны, или комбинации перечисленных государств);

· не менее 50 % стоимости выгруженного улова (в рамках выделенной Великобританией квоты) за вычетом зарплаты экипажа должны составлять операционные расходы в Великобритании за поставленные товары и услуги;

· не менее 50 % операционных расходов за поставленные товары и услуги должны быть произведены в Великобритании;
Рыболовные лицензии выдаются по решению Министерства. Выдача лицензий на промысел во внутренних и внешних водах по квотируемым видам водных биоресурсов судам более 10 метров длиной зависит от уровня экономической связи, которую судовладелец поддерживал в предпоследний год действия лицензии. Важно подчеркнуть, что рыболовным судам, зарегистрированным в Великобритании и не обеспечившим установленные экономические связи с Великобританией, и в то же время имеющим право на получение лицензии, могут быть выданы лицензии на право вылова не квотируемых водных биоресурсов и только во внутренних водах. При этом квота (или часть ее) не может передаваться другим судам.

Шетландские острова

В 1979 году вокруг островов введен особый режим регулирования промысла (так называемый «Шетландский загон»). В этом районе преимущественное право промысла предоставляется местным рыбакам. Эти меры сыграли важную роль в росте экономики региона и сохранении рыбных запасов.

Среди причин снижения запасов рыбаки называют несостоятельность подхода регулирования промысла через систему индивидуально передаваемых квот. Возможным решением этой проблемы ассоциация Шетландских островов считает списание значительной части флота с выплатой компенсации из средств правительства. Оставшиеся на промысле суда должны управляться через систему ограничения количества суток нахождения в море.

Торговля лицензиями на промысел и индивидуальными квотами, поддерживаемая правительством, привела к резкому повышению цен на квоты и лицензии, которые, зачастую, превышают стоимость орудий лова и даже судов. Одна лицензия на пелагический лов стоит несколько миллионов фунтов стерлингов [4].

Альтернативные предложения по изменению системы распределения квот сводятся к следующим:

· ограничение количества суток пребывания судов в море;

· запрет (или) ограничение торговли квотами и лицензиями;

· ограничение мощности судов прибрежного лова;

· гарантия обработки части уловов на местных береговых предприятиях;

· ликвидация причин, вызывающих выбросы уловов.

Канада

Морской промысел делится на прибрежный - суда до 25 м длиной и океанический - траулеры более 25 метров длиной.

На прибрежном лове судовладелец имеет только одно лицензированное судно со строго определенным количеством квот. Он не имеет права увеличивать количество судов. Если ОДУ резко возрастает, то для освоения «излишков» приглашаются другие желающие, чтобы увеличить количество рабочих мест в отрасли. Улов обязательно должен продаваться береговым предприятиям. Нижний предел цен контролируется государством. В случае если рыбообработчики и рыбаки не могут договориться, то государство назначает арбитраж, решение которого обязательно для всех. Таким образом, рыбаки имеют гарантированные твердые цены, а рыбопереработчики - получают в оговоренные сроки качественный сырец.

На океаническом промысле действуют другие правила. Квоты распределяются пропорционально мощностям. Компании вправе увеличивать свои промысловые возможности и квоты в случае увеличения ОДУ. Продукция глубокой переработки, как правило, поставляется на экспорт [8, 9].

Общий объем вылова в 2008 году составил 921,4 тыс.тонн. Большая часть улова - 83,8% (772,6 тыс.тонн) приходилась на Атлантическое побережье. Промысловый флот насчитывал 19684 единиц, из них 19501 единиц (99,1%) - маломерные суда длиной до 19,5 метров, 81 единиц длиной от 19,8 до 30,2 метров можно отнести к малому флоту и только 102 единиц (0,5%) суда длиной более 30,5 метров могут вести океанический лов.

Вследствие неустойчивой промысловой базы гидробионтов и путинного характера лова, в Канаде значительное количество людей, проживающих на побережье - около 30 тыс. человек занимаются рыболовством незначительное время в году, и оно не является для них основным занятием. Численность основных рыбаков - составляет 11-12 тыс. чел.

Васильев А.М., зам. отд. ЭМДА ИЭП КНЦ РАН

Затхеева В.А. н.с. ИЭП КНЦ РАН

Окончание статьи -  в следующем номере журнала "СЕВЕР промышленный" в декабре 2011 года

Содержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 3 2011

Еще статьи на тему " рыболовства": 

Отделение промышленного рыболовства

Районы прибрежного рыболовства

О вступлении в силу новых правил рыболовства

Есть будущее у прибрежного рыболовства!

Концепция развития прибрежного рыболовства

Развитие прибрежного рыболовства

Новый импульс для развития прибрежного рыболовства Мурманской области


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

52.15.63.145

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .