Реформа теплоснабжения: фокус на энергоэффективность Печать

До недавнего времени отечественная теплоэнергетика переживала период стагнации. В результате почти 76% ТЭС выработали свой ресурс (более 30 лет), 90% всех действующих турбин отслужили 15-20 лет. На тепловых пунктах эксплуатировалось оборудование полувековой давности, которое постоянно выходило из строя. Износ тепловых сетей достиг 70%.

Для решения проблем функционирования и развития отрасли в 2010 году был принят ФЗ № 190 «О теплоснабжении».

Сегодня можно увидеть первые результаты введения норм и правил и оценить пути дальнейшего развития российских сетей.

Буква закона

Возникшие в сфере теплоснабжения трудности отчасти связаны с тем, что раньше нормы, регулирующие деятельность этого сектора, были отражены в нескольких источниках: жилищном и градостроительном законодательстве, требованиях к работе организаций коммунального комплекса, законе «Об электроэнергетике». Появление же единого регламента наконец-то выделило теплоэнергетику в отдельный сегмент. Как отметил в одном из своих интервью Виктор Семёнов, президент некоммерческого партнёрства «Российское теплоснабжение», появилась «модная» тема, к которой приковано внимание чиновников - власти многих городов приложили все возможные усилия, чтобы повысить надёжность существующих коммуникаций: для сравнения, количество крупных аварий 10-12 лет назад было в десятки раз больше, чем сейчас.

Однако ФЗ №190 ставит перед собой более глобальные задачи, чем рядовой локальный ремонт сетей. Цель закона - создание надёжных, энергетически эффективных и экологически безопасных систем централизованного теплоснабжения. Основополагающим этапом в реализации планов государства является разработка схем теплоснабжения для каждого населённого пункта. По сути, требуется создать энергетический генеральный план города, на котором отмечены источники теплоснабжения, их загрузка, диаграммы совместной работы и температурные графики. Схема определяет так называемый радиус эффективного теплоснабжения, за пределами которого подключение потребителей нецелесообразно. Кроме того, документ содержит решения по развитию системы теплоснабжения, в частности, меры по переоборудованию котельных для работы в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, а также мероприятия по консервации избыточных тепловых мощностей.

Разработка схемы теплоснабжения - трудоёмкий и затратный по времени процесс, требующий грамотного подхода.

НК «Российское теплоснабжение» проверило 750 схем 750 населенных пунктов России, из них правильно составленными оказались всего 13: около 150 не соответствуют законодательству, а остальные не имеют грамотного технического обоснования.

Тем не менее специалисты признают: конкуренция проектов лучше, чем конкуренция мощностей. Все спорные вопросы должны решаться на стадии планирования. Так, при утверждении схемы теплоснабжения г. Омска до 2027 г. Минэнерго выбирало из двух предложенных сценариев. Первый предполагал преимущественное развитие тепловых сетей от существующих источников и оценивался в 31,5 млрд. руб. Согласно второму варианту, требовалось строительство новой ТЭЦ, что обошлось бы в 70,5 млрд. руб. После обсуждения разделов схемы было принято решение о выборе приоритетного пути развития с загрузкой существующих энергетических мощностей как наиболее эффективного, в том числе и по капитальным вложениям.

Энергоаудит как основа эффективной коммунальной системы

Пример Омска наглядно демонстрирует соблюдение требования ФЗ №190 в части обеспечения качественного и надёжного энергоснабжения наиболее экономичным образом. Именно поэтому нередко разработке городских схем теплоснабжения предшествует комплексный анализ - энергоаудит существующей системы. Исследование позволяет увидеть картину потребления и потерь тепла. Согласно проведённому анализу выполняется технико-экономический расчёт и составляется план энергосберегающих мероприятий.

Для достижения главной цели - создания энергоэффективной системы - параллельно с отслеживанием расхода тепла требуется контролировать и потребление электроэнергии. Как показывает практика, замена насосного оборудования и внедрение частотного регулирования на тепловых пунктах позволяет сэкономить миллионы рублей.

Примером может стать опыт северной столицы - в начале 2014 года специалисты ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» совместно с экспертами компании ГРУНДФОС, ведущего мирового производителя насосного оборудования, провели обследование более чем 200 ЦТП города. Результаты оказались неутешительными - насосы, установленные в системах горячего водоснабжения и отопления, были сильно изношены и потребляли много электричества. На большей части объектов отсутствовали частотные преобразователи, позволяющие оборудованию эффективно работать в переменных режимах, что особенно важно для тепловых пунктов.

Исходя из полученных данных, было принято решение начать немедленную реконструкцию существующей системы, а схему теплоснабжения города разрабатывать параллельно, учитывая все изменения. Работы начались с ремонта четырёх ЦТП: на улицах Большевиков, Уточкина, Белышева и Богатырском проспекте. «На каждом тепловом пункте заменили устаревшие насосы модели К. На контуре ГВС установили станции повышения давления Hydro MPC-E на базе насосов CRE с частотно-регулируемыми приводами. Для сетевой схемы отопления смонтировали два насоса NB с системой управления Control MPC-E, оснащённым преобразователем частоты, - рассказывает Евгений Данилюк, инженер по продажам Северо-Западного филиала компании ГРУНДФОС. - По расчётным данным, применение нового оборудования позволит сэкономить до 50% электроэнергии по сравнению со старыми насосами».

Инвестиции в реновацию каждого теплового пункта составили около 2 млн. рублей. Благодаря существенному сокращению затрат на электричество окупятся вложения за несколько лет. Всего же на развитие системы теплоснабжения Санкт-Петербурга предполагается израсходовать 96,4 млрд. рублей. Большая часть бюджета будет направлена на реконструкцию главных котельных города («Гражданская», «Северомуринская», «4-я Красногвардейская», «Политехническая» и «8-я Красносельская»), а также ремонт 813 км тепловых сетей.

Есть результат

Санкт-Петербург не единственный город, который идёт по пути аудита и последующей модернизации. Так, крупнейшая энергетическая компания Перми «ПСК», выигравшая конкурс на создание схемы теплоснабжения города, провела комплексный анализ 8,6 тыс. объектов и нескольких десятков тысяч участков коммуникаций. Особое внимание уделялось аудиту насосных систем ЦТП. По итогам проверки, уже модернизировано 25 тепловых пунктов, планируется провести реновацию ещё 14-ти.

Ярким примером экономической эффективности ремонта является ЦТП №4, где после замены насосов расходы на электроэнергию сократились на 22,5% - с 2,2 до 1,6 млн. руб. «Два агрегата модели К и один 6НДВ заменили энергоэффективной группой, состоящей из рабочего и резервного насосов, - говорит Алексей Пономарёв, главный специалист по аудиту насосных систем ООО «ГРУНДФОС». - Для обеспечения циркуляции было выбрано оборудование типа NBG с двигателями класса энергоэффективности IE3 . Благодаря современным приводам, насосы имеют более высокий КПД по сравнению с использовавшимися ранее моделями, а значит, экономичнее в плане потребления электроэнергии. Согласно нашим расчётам, инвестиции в насосы окупятся в течение 2 лет, а экономический эффект за жизненный цикл (10 лет) составит около 5,5 млн. рублей».

В общей сложности на объектах «Пермской сетевой компании» было установлено 365 насосов GRUNDFOS серий NBG и CM и систем управления к ним.

Альтернативный путь

Наряду с реконструкцией центральных источников теплоснабжения, одной из практических мер реализации ФЗ №190 является частичная замена открытых систем коммуникаций на закрытые, то есть переход от ЦТП к ИТП. Главная проблема в данном случае - высокая стоимость, поскольку реконструировать приходится подавляющее большинство домов. Но некоторые регионы всё же идут по такому пути, и при этом вполне успешно. Так, в Горно-Алтайске ведётся замена центральных тепловых пунктов на индивидуальные котельные в домах.

Экономический расчёт администрации города показал, что инвестиции в проект окупятся за пять лет.

«Важно найти грань, при которой переход к ИТП действительно будет выгодным: ведь и самому тепловому пункту, и насосам, установленным в нём, необходима электроэнергия, - поясняет Роман Марихбейн, руководитель по развитию бизнеса Департамента промышленного оборудования ООО «ГРУНДФОС».

- Специально для систем отопления, горячего и холодного водоснабжения зданий инженеры нашей компании разработали новый насос MAGNA3. Оборудование не просто соответствует требованиям ЕС к потреблению электроэнергии, но и превосходит их, обеспечивая экономию до 75% в сравнении с обычными циркуляционными насосами». Представитель компании-производителя отметил, что помимо технологии AUTOADAPT, предназначенной для поддержания баланса между комфортом и энергоэффективностью за счёт автоматического регулирования скорости вращения насоса, MAGNA3 имеет режим FLOWADAPT или автоматической подстройки расхода, который делает необязательным использование балансировочных клапанов.

Новое оборудование легко встраивается в систему дистанционного управления зданием, так как поддерживает практически все существующие стандарты связи: LON, Profibus, Modbus, SMS/GSM/GPRS, BACnet, GRM и GENIBus.

Ориентированность российской энергетики централизованное теплоснабжение (как основной способ удовлетворения потребностей городов и промышленных центров) технически и экономически себя оправдала.

При этом нельзя забывать и об альтернативных вариантах развития, которые могут оказаться не менее выгодными и более эффективными. Какой бы способ модернизации не был выбран, цель - создание надёжной и экономичной сети теплоснабжения - сегодня это утверждено на законодательном уровне и должно выполняться неукоснительно.

пресс-служба ООО "ГРУНДФОС"
Тел.: (495) 506-23-50
Skype: press.grundfos
press@grundfos-press.ru

Энергетика и энергосбережение

Реформа теплоснабжения: фокус на энергоэффективность 250076 из 300500 на основе 27900 оценок. 11562 обзоров пользователей.