Информеры - курсы валют

GISMETEO: Погода по г.Мурманск

остекление лоджии пластиковыми окнами своими руками. . хомуты для крепления труб гост.

Наши партнеры

Полярный  институт повышения квалификации

Надёжные партнеры

 
Главная Рыбный порт
Рыбный порт Печать E-mail

Говоря о перспективах 1988-го года, значительно менее оптимистичен в своих высказываниях начальник Мурманского морского рыбного порта В.В.Кусков72 :

- Планируем перейти на новую систему оплаты труда. Надо будет преодолевать трудности с изысканием резервов. Увеличение заработной платы повлечет за собой высвобождение людей, а это - тоже дело сложное и тонкое...*

Кусков осторожен в высказываниях и деловит. Строгий темный костюм, галстук, белая рубашка стали его повседневной формой одежды.

Руководитель такого предприятия, как рыбный порт, по должности должен быть солидным и несуетливым. Ведь порт олицетворяет для рыбаков стабильность, родной дом, место, где можно укрыться от ветров и штормов, отдохнуть от напастей морских дорог. В порту сходятся-расходятся-перекрещиваются интересы десятков предприятий и организаций. Чуть что: кто виноват? Конечно - порт, Кусков. А вместе с тем Мурманск - город-порт, город... Кускова?

Я помню Валерия Васильевича еще с пышными усами, с лихим чуть ли не кудрявым чубом, который выбивался из-под замасленной кепчонки.

На докерских разборках у пришвартованных к причалам океанских судах коренастая невысокая фигура начальника терялась в толпе рослых и горластых грузчиков. Но не в его характере было отсиживаться в кабинете, если в порту заваривалась буза. И в 1983-м ему, начальнику второго грузового района, доверили возглавить весь порт еще и потому, что именно Кусков сделал ставку не на окрик, а на диалог с рабочими во время первой \!\ забастовки на Северном бассейне. Тогда вышел очень неудачный приказ о новых повышенных нормах обработки вагонов. И люди отказались работать, возмутились несправедливостью. Долго еще после этого пришлось Кускову восстанавливать доверие коллектива к руководству, значительно дольше, чем поправить экономику предприятия.

Не будем в этой книге говорить об укрупненных комплексных бригадах и внедрении коэффициента трудового участия, о роли стивидора-бригадира и различных хозяйственных экспериментах, которые как на испытательном полигоне проводились в коллективе. К началу восьмидесятых годов в прессе портовиков уважительно называли докерами-механизаторами, имена лучших из них вставлялись в речи-доклады партсовхозпрофлидеров различных рангов. Вспомним хотя бы Зарецкого и Лучанинова, Федорова и Омельченко, Желтова и Разгонова. Вершиной в организации бригад в порту считалось внедрение частичного хозрасчета. «Давай подряд!» - кричали упоенные первыми результатами торопыги-реформаторы. Управленцы смотрели более трезво: подряд - это полная экономическая самостоятельность низового звена. Значит, на каждую погрузку-выгрузку надо полностью рассчитать себестоимость, норму, зарплату для каждой бригады. Для этого придется вдвое увеличить численность наших отделов. Плюс к тому бригаде потребуется открыть свой счет в банке, взять в штат на полставки бухгалтера...

Новый начальник порта навсегда для себя запомнил-уяснил, насколько бесперспективна система нажима сверху, насильной ломки устоявшихся норм и правил. И потому давил-нажимал аккуратно, постепенно. С оглядкой и на докеров, и на вышестоящее руководство. А без этого никак нельзя, без этого какой же он сам начальник?

С реорганизацией схемы управления Северного бассейна рыбный порт стал структурной единицей вновь созданной «Севрыбы», вобрав в себя «Севрыбсбыт» и транспортно-складскую контору. От таких перемен экономической свободы портовики не ощутили, финансовой помощи не получили, зато в полной мере испытали на себе диктат со стороны «Севрыбы», болеющей за «свой» «Севрыбхолодфлот», суда которого в ущерб других флотов обрабатывались в порту в первую очередь. Наметилась тенденция сокращения объемов поступающих в порт грузов. Это связывали с оскудением запасов Баренцева моря и расширением связей рыбаков с зарубежными партнерами, так что часть рыбопродукции поступала на берег минуя Мурманск.

Перейдя на хозрасчет, в порту на многое взглянули иными глазами. Скажем, кто раньше задумывался, что поддон стоит 35 рублей? А теперь стали беречь каждую копейку. Сократили 700 работников, списали старые, отслужившие свой срок суда портофлота, начали реконструкцию причалов на Угольной базе, повысили тарифы на оказание услуг сторонним организациям, стали копить валюту на реконструкцию нефтебазы. Впервые по-хозяйски взглянули на такую проблему: если судно простаивает у причала, то порт платит штраф флоту, исходя из суммы суточной эксплуатации этого судна. Однако, когда простаивают портовики из-за отсутствия судов, им никто не платит. А ведь простаивают и люди, и механизмы, растут убытки. И за простой вагонов платит порт, а не флоты. Разве в этом заключается экономическая самостоятельность и свобода предприятий-смежников?

Еще раз повторю: руководители порта очень трезво и без излишней паники-суеты смотрели в будущее. На страницах «Рыбного Мурмана» практически не было материалов, где бы портовики жаловались-плакались на свою судьбу. Хотя внутренних проблем в коллективе было не мало. О них поведал начальник первого грузового района П.П.Бутусов с трибуны бассейновой конференции рыбаков:

- Последние три пятилетки усилия «Севрыбы» и министерства были направлены на развитие рыбокомбината и модернизацию флота. На смену бортовичкам пришли ПСТ73 , а выгрузка рыбы в порту происходит стампами образца тридцатых годов. Единственный прогресс: была деревянная стампа - стала титановая... У многих сложилось впечатление о благополучном финансовом положении нашего семитысячного коллектива. Но это далеко не так. Из пятимиллионной прибыли, что портовики заработали в 1988 году, практически половина получена за счет услуг сторонним предприятиям, не входящим в состав «Севрыбы». И за счет принимаемых мер по сокращению затрат внутри порта. А для нормального развития портового комплекса по самым скромным расчетам надо использовать в три раза больше средств! Как их заработать? Есть только три пути: за счет увеличения объемов переработки грузов, при помощи увеличения тарифов на услуги, сокращая численность коллектива...*

Время покажет, что первый путь для портовиков будет закрыт - на деньги мурманских рыбаков в следующие десять лет соседний Киркенес превратится из захудалой норвежской деревушки в современный город с развитым судообрабатывающим комплексом, а мурманские причальные линии осиротеют без судов, стоявших ранее в порту вторым-третьим-четвертым\!\ корпусом из-за нехватки места. Увеличение тарифов на услуги не может продолжаться вечно, оттесняя от причалов корабли экономных флотоводцев. Ну а сократить-избавиться от «лишних» людей и вспомогательных подразделений, конечно, придется. Хотя этот путь иссушает душу руководителя, который набирал-выбирал специалистов, растил их мастерство и вникал в их проблемы, создавал, заботясь об интересах людей и производства, эти самые вспомогательные подразделения. Ломать - не строить. И Валерий Васильевич Кусков, словно предчувствуя тяжелые времена, обратился к читателю с такими словами:

- Вместо понукания, приказа, безропотного исполнительства, к нам должна прийти осознанная ответственность. И активный поиск выхода из создавшегося экономического и социального положения. Я не думаю, чтобы оно было такое уж безнадежное, какое рисуется в прогнозах некоторых экономистов. Но если процесс затянется, тяжелых последствий не миновать. Каждый на себе уже испытал, как достается его рабочий хлеб, что несет жена из магазина, как проводят его детишки свободное время!*

72 - КУСКОВ Валерий Васильевич, заслуженный работник рыбного хозяйства Российской Федерации \1997\. Родился в 1947 году в Тульской области, русский. Окончил Дальневосточный институт рыбной промышленности \1972\, работал инкассатором Госбанка на Дальнем Востоке. С 1972 года в Мурманске: старший прораб, старший стивидор, старший диспетчер, начальник второго грузового района, с 1983 года начальник Мурманского морского рыбного порта.

· Будут изменения, «РМ» от 8 января 1988 г.

73 - ПСТ \посольно-свежьевой траулер\, тип судов, предназначенных для добычи и засолки рыбы на борту. Строились с 1973 года в Клайпеде. Головное судно серии «Баренцево море»: длина 58.8 метров, ширина 12.9 метра, осадка 5.12 метра, водоизмещение 1503 тонны, скорость 13.3 узла, мощность двигателя 2207 л.с. В Мурманском траловом флоте в 70-80-е годы имелось около двух десятков таких траулеров.

· С бассейновой конференции рыбаков. Выступления в прениях. «РМ» от 7 июля 1989 г.

 Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) 


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.227.89.236

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт http://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2014 http://helion-ltd.ru/

.
Designed by Helion LTD
Google Google+
тут купить червячный мотор редуктор
rossi.uni-prom.ru
курсы наращивания ресниц по спец расценкам
weisemaster.ru
Это интересно: магнитола тойота королла по заманчивым ценам от официального дистрибьютора.
audio-drive.ru