Надо платить за качественные услуги Печать

Политика повышения оплаты за коммунальные услуги это не улучшение их качества

По большому счету реформа ЖКХ началась еще 14 лет назад. Однако, не смотря на довольно продолжительный срок ее реализации, видимых результатов население не ощутило. Пожалуй, за исключением введения 100% оплаты за жилье, роста тарифов и прочей "благодати".

При этом за последние 10 лет не был капитально отремонтирован ни один дом, за исключением текущего ремонта кровель и аварийных работ на инженерных сетях. (кстати, их износ составляет 65%).

Только в прошлом году в Государственную жилищную инспекцию Мурманской области поступило на рассмотрение более 1000 обращений граждан по различным вопросам ЖКХ. Почти в 4 раза возросло количество жалоб на протечки кровель. Без малого почти в два раза возросло их количество на - горячие и холодное водоснабжение, но это, в основном, по Мурманску.

По словам руководителя департамента промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Мурманской области Николая Бережного, одна из причин такого положения дел - политика повышения оплаты за коммунальные услуги, но отнюдь не улучшение их качества.

- И в чем же заключается реформа ЖКХ?

- Видите ли, это понятие достаточно емкое, заключить его в узкие рамки весьма затруднительно. В него входит масса аспектов - подача горячего и холодного водоснабжения, тепла, обслуживание жилого фонда и т.д. Можно перечислить еще десятки направлений. И каждая структура имеет свои особенности, свои проблемы. Не так давно правительство РФ приняло программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства до 2010 года. Появился ряд программ по ветхому и аварийному жилищному фонду, программа энергосбережения.

Изменилась, согласно постановлениям, система выплаты субсидий на оплату жилья, их расчет, льготы на жилищно-коммунальные услуги.

С 1-го января 2005 года вошло в силу решение о 100% оплате коммунальных услуг,установлены предельные нормы платежей в виде субсидий согласно постановлению правительства № 444.

- Каковы они у нас?

В Мурманске они составили 22% от среднего душевого дохода семьи. Хочу сразу сказать, это далеко не самый оптимальный вариант. Ведь прожиточный минимум для каждой из трех категорий населения различен - для работающих он выше чем для пенсионеров, а для детей ниже, чем для пенсионеров.

На мой взгляд, данная система далека от совершенства, и зачастую не дает возможности объективно определить материальное положение.

Правительство Мурманской области предлагает свой вариант норм субсидий. Они должны быть различны. К примеру, для самых незащищенных слоев населения она может быть в размере 10%, а дальше по нарастающей вплоть до 22%. Кстати, такая система действует в Москве, Иркутске...

Нужно понимать - основная цель любой реформы проста - улучшить положение людей. Но с льготниками при проведении монетизации сложилась абсурдная ситуация. Деньги, получаемые вместо льгот, вошли в общий доход пенсионеров, инвалидов... В результате планка "зашкалила" и они либо лишились субсидий, либо их размер существенно уменьшился. В итоге благо обернулось во зло. Мы считаем, что эту проблему необходимо решить. Поэтому выдвинули предложение: не учитывать выплаты как доход. Надеюсь, нас поддержат на соответствующем уровне.

- Но каким образом можно в результате реформ снизить плату за коммунальные услуги? Реально ли это?

- В результате ее реализации предполагается создать эффективную структуру управления, чтобы она была не затратная а экономически выгодная. Необходимо сократить количество звеньев в ЖКХ, внедрить энергосберегающие технологии. ... Ведь сегодня большие суммы, поступающие в виде платежей от населения, образно говоря, растворяются в воздухе. Люди платят за потери тепла, воды... Нормы, установленные поставщиками, не соответствуют действительности. Выходит, что мы платим не за услуги, а не известно за что.

- И все-таки, каков конкретный выход?

Одним из путей может быть создание ТСЖ. Имеются в виду создание товариществ либо в одном доме, либо в целом микрорайоне. То есть все проблемы будут решаться непосредственно жильцами, управлять хозяйством, контролировать денежные средства, определять, куда их направлять. Кстати, в новом Жилищном Кодексе, действующем с 1 марта, идет речь о создании ТСЖ.

- Однако в доме могут быть не все квартиры приватизированы?

- Ну и что. Владельцы приватизированного жилья в доле с муниципальными властями создадут товарищество. И будут действовать на равных правах. Между прочим, вся Европа живет в таких условиях. И у нас идут эксперименты в этом плане. В Норвегии, к примеру, действует кооперативная система. Дома находятся под контролем правления ЖКХ с момента постройки и на весь период эксплуатации. Есть такие примеры и в нашем регионе. В Апатитах их создали два. Мало, но надеюсь, это только начало.

Следует учитывать, плата прежде всего зависит от себестоимости услуг. Ведь если товарищество или само правление кооператива заключат с тем же водоканалом прямой договор, то исчезнут посредники. Следовательно, платить придется меньше. Установив счетчики на расход газа, воды, и т.д. расчет будет производиться по факту.

Вполне реально реализовать крупные проекты, конечно, при содействии государства. Это может быть модернизация котельных, переход на придомовое отопление... Модернизация теплосетей, их закольцовка позволит в Мурманске обеспечит бесперебойное теплоснабжение и летом. Так что вполне возможно, что через несколько лет мы сможем получить первые конкретные результаты.

Строительство и ЖКХ

Еще статьи на тему "услуги":

Электронные услуги Мурманской области

Услуги в жилищно-коммунальной сфере Мурманска

Способ снизить плату за коммунальные услуги

Конкурсу «Лучшие товары и услуги Мурманской области» - 15 лет

Работа сервисных компаний на рынке нефтегазовых услуг России

Итоги конкурса «Лучшие товары и услуги Мурманской области 2012 года»

Услуги по повышению территориальной трудовой мобильности

Общественный смотр конкурсной услуги