Главная Выступление руководителя Ассоциации прибрежных рыбопромышленников Евенко А. А. на съезде работников рыбного хозяйства
Выступление руководителя Ассоциации прибрежных рыбопромышленников Евенко А. А. на съезде работников рыбного хозяйства Печать E-mail

Выступление

руководителя некоммерческой организации "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" (НО АПРФХМ) Евенко А. А.

на III Всероссийском съезде работников рыбного хозяйства

Уважаемые делегаты III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства и все присутствующие!

Благодарю за предоставленную мне возможность изложить некоторую позицию прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области на столь важном для рыбного хозяйства страны мероприятии.

Я представляю интересы прибрежного сообщества, состоящего из независимых хозяйствующих субъектов малого рыбного прибрежного предпринимательства, рыбодобывающих и перерабатывающих, а также учебных заведений, основой которого являются добывающие предприятия (46), в составе которых насчитывается порядка 60-75 малых судов длиной до 34 м, самые крупные - МРТК типа "Балтика" и "Лаукува".

Прибрежная рыбохозяйственная деятельность - это глубоко социально-ориентированный реальный сектор экономики значительной части рыбного хозяйства, как в Мурманской области, так и в целом во всех регионах России.

Данное обстоятельство, применительно в Мурманской области, обусловлено, прежде всего, очень удобным примыканием прибрежных территорий Кольского полуострова к Баренцеву и Белому морям.

Незамерзающие прибрежные морские акватории названных морей позволяют рыбакам - прибрежникам круглогодично как вести промысел водных биологических ресурсов, так и заниматься товарным индустриальным выращиванием, одновременно доставляя продукцию в свежем и охлажденном видах на береговые рыбные фабрики, а также напрямую через торговые сети населению.

Динамика данной технологической цепочки (добыча - береговая переработка - реализация) не только положительна, но и устойчиво растет.

Уважаемые коллеги! Как нам всем хорошо известно, хозяйственная деятельность любой отрасли хорошо функционирует там, где правильно выстроена нормативно-правовая база, регулирующая эту деятельность.

Не буду оригинальничать, но это "печка", от которой и надо "танцевать". И особенно это важно для нашего стратегически направленного, социально ориентированного рыбопромышленного комплекса.

Согласитесь, в части приведения в надлежащий порядок правовых механизмов рыбного хозяйства все-таки сделано немало.

Одной из отправных точек этой сложной работы (напомню) стали поручения Президента Российской Федерации, выработанные совместно с нами на заседании президиума Государственного Совета РФ в г. Астрахани 31 августа 2007 года.

В рамках базового закона о рыболовстве подготовлено и выпущено свыше 30-ти различных подзаконных актов, регламентирующих добычу (вылов), переработку водных биологических ресурсов и иных, связанных с этим действий. И многие из нас в этом деятельно участвовали и участвуют по сей день.

Однако, как говорят в народе, "совершенству нет предела". И совсем не случайно, на нашем съезде правильно поставлены вопросы дальнейшего совершенствования законодательного регулирования рыболовства.

Это прямо говорит о том, что не все пока у нас благополучно с созданием необходимых благоприятных законодательных условий для максимального обеспечения нашего населения здоровой, биологически чистой живой, свежей и охлажденной, мороженой рыбой и иными морепродуктами.

Это как раз и отвечает сфере деятельности мурманских прибрежников, которые сегодня, в условиях известного кризиса, вот уже в течение более 10-ти лет (с 2000 г.), путем стопроцентной поставки только свежей и охлажденной рыбы на российский берег, выполняют продовольственную программу региона и страны в целом. За этот период выловлено (добыто) свыше ста тысяч тонн разных видов рыб, из них выпущено и поставлено на берег (береговые перерабатывающие предприятия - 90%, напрямую в торговые сети - 10%) около 80 тысяч тонн готовой рыбной продукции, в т.ч. и для глубокой переработки.

Этому, хотя и не в полной мере, но все-таки способствует действующее нормативно-правовое поле прибрежного рыболовства в Мурманской области.

По инициативе прибрежного рыбацкого сообщества нашего региона (куда входят Мурманская, Архангельская области, Республика Карелия, Ненецкий автономный округ), при полной поддержке Правительства Мурманской области, его структурного подразделения (Комитет рыбохозяйственного комплекса Мурманской области), но с большим трудом, федеральные органы, курирующие рыбное хозяйство, в ноябре 2009 года внесли соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2008 года, определив исключительную экономическую зону Российской Федерации в Баренцевом море как район, где допускается осуществление прибрежного рыболовства.

Результаты превзошли все ожидания!

Вылов (добыча) трески, пикши, камбалы и других видов рыб увеличился почти в два раза. Оживилась береговая переработка, специализирующаяся на "свежье", значительно возросла трудозанятость населения в прибрежных поселках. На прилавках магазинов появилась свежая рыба, причем по доступным для людей ценам. Налажена и работает при поддержке Правительства Мурманской области прямая схема поставки охлажденной рыбы "борт судна - прилавок - население", посредники в ней практически отсутствуют. По этой схеме население уже получило свыше 5000 тонн рыбы такого качества, а с прошлого года в экспериментальном варианте начала поставляться живая рыба и нетрадиционные пищевые гидробионты.

Таким образом, введение данной правовой нормы позволило, при условии технических возможностей, работать северным рыбакам-прибрежникам по всему ареалу Баренцева моря, правда, с ограничением типов прибрежных промысловых судов.

Проблем с освоением прибрежных квот у нас теперь нет. Мало того, нам их не хватает. В сентябре-октябре основная масса прибрежных судов становится к стенке. Благо, что ФАР уже второй год подряд за счет нераспределенного остатка квот для третьих стран, помогает нам. Разумеется, это не комплексное решение вопроса, увеличение ресурсов для прибрежной деятельности должно решаться в принципе, с учетом социальной значимости этого вида рыболовства в субъектах Федерации, территории которых удобно примыкают к морю. Мурманская область как раз и является таковой. Это относится и к Дальнему Востоку.

Мы полагаем, прибрежная деятельность в них (основой которой является рыболовство) не просто должна, а обязана быть вотчиной данных субъектов Федерации. Еще раз напомню, вся наша продукция в свежем и охлажденном видах поставляется в Мурманск, ни одного кг у нас нет возможности поставить на экспорт прямо с промысла. Волей или неволей наши суда везут ее на российский берег. Продукция скоропортящаяся и не подлежащая длительному хранению.

Основная нагрузка по обеспечению населения, береговых рыбофабрик как раз и ложится на плечи "прибрежников". Плюс развитие аква и мари культуры. И этого не видеть ну никак нельзя!

Следовательно, наше предложение: прибрежному рыболовству, исходя из вышесказанного, нужно предать законодательно статус особого благоприятствования, дать ему "зеленый коридор" от промысла до реализации продукции прибрежных промыслов и аквакультуры.

На наш взгляд, необходимо вернуться к понятию прибрежного рыболовства, как доставки рыбы в живом, свежем и охлажденном видах, а также и развитие аквакультуры.

Безусловно, прибрежное рыболовство - это специфическая деятельность рыбного хозяйства и она отлична от океанических промыслов. И совмещать эти два вида промысла, во всяком случае, для Мурманской области ни в коем случае нельзя. В Баренцевом море запасы трески и пикши являются общими с Норвегией. Имеются соответствующее соглашение по выделению ежегодно так называемой прибрежной трески.

Однако, в тоже время, нельзя подходить к этому виду промысла стандартно, т.е. один законодательный "армяк" на всех!

У каждого бассейна, у каждого прибрежного субъекта Федерации своя специфика, геополитические, географические и климатические условия. И это обязательно необходимо учитывать на местах.

Я вам скажу больше. Отдельные прибрежные добывающие компании Мурманской области уже было начали серьезную работу с банками на получение кредитов под строительство судов и размещению заказов. Однако, в связи с известными событиями, связанными с огромными штрафами, инициированными контролирующими органами на местах, причем задним числом, на почве двоякого толкования действующего законодательства, дали "полный ход назад".

Причина - реальный риск потерять свой бизнес, новое судно из-за непредсказуемости действий надзорно-контролирующих служб, ведомств в рамках несовершенного, "кривого" законодательства. Предупредительно-профилактическая работа указанных ведомств начисто отсутствует. Существует жесткая, порой совсем необоснованная "палочная дисциплина": наказывать, наказывать и еще раз наказывать!

Справедливости ради следует отметить: у нашей организованной Ассоциации прибрежников, в последнее время, начали складываться вполне нормальные отношения частно-государственного партнерства с Пограничным управлением ФСБ России по Мурманской области. Мы даже собираемся создать морскую добровольную дружину по охране границы и водных биологических ресурсов. Это ведомство, по нашей просьбе, применило упрощенную схему обработки захода промысловых судов (Постановление Правительства РФ № 560 от 5.09.2007) в прибрежные рыболовецкие поселки Териберка, Ура-губа, Лиинахамари для сдачи уловов на береговые фабрики.

Но это всего лишь робкие ростки взаимоотношений бизнеса и власти.

Но надо сказать: не все у нас так безоблачно! Прибрежные хозяйствующие субъекты могут и хотят большего и лучшего!

Что мешает и что необходимо предпринять для дальнейшего эффективного развития в целом всего прибрежного комплекса Мурманской области?

Серьезный вопрос для прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области - это обеспечение предприятий достаточными водными биологическими ресурсами. Только для предприятий береговой рыбопереработки, специализирующихся на охлажденном сырье, необходимо 50 тысяч тонн.

Справедливости ради следует отметить, что в настоящее время, несмотря на все перипетии кризисных явлений в стране, прибрежное рыболовство в Мурманской области динамично наращивает объемы вылова (добычи) рыбы, преодолевает многие административные "рогатки", "рвы", "ямы", "ухабы", в течение всего времени поставляет все 100% валютоемких объектов лова (треска, пикша) в свежеохлажденном виде на Мурманский берег.

Безусловно, прибрежные добывающие предприятия испытывают дефицит прибрежных квот на вылов (добычу) указанных ресурсов.
Однако в этой части намечается определенный позитив. Пример: за счет третьих стран за два года "прибавка" составила 3008 тонн трески и 554 тонны пикши. На 2012 год принята рекомендация СНПС 20.10.2011 г. увеличить прямо пропорционально росту ОДУ.

Логика говорит: Необходимо незамедлительно, на уровне Правительства РФ, прибрежное рыболовство в приморских регионах ввести в разряд стратегических направлений с целью обеспечения 100%-й продовольственной безопасности людей, проживающих на их территориях.

Не менее важная проблема, если не сказать большего, у прибрежников нарастает кризис с обновлением и модернизацией основных производственных фондов. У нас это - промысловые прибрежные суда.

Износ прибрежного флота находится на пределе - более 80%. Сроки эксплуатации истекают, а у некоторых уже и истекли.

В связи с известным кризисом, значительно усложнилась кредитная политика банковских институтов, некоторые из них, под различными предлогами, прекратили брать в залог под выдачу кредитов промысловые суда. Собственных же средств на покупку и строительство судов не хватает.

Имеющиеся прогрессивные проекты, как в этой части, так и по другим направлениям развития рыбопромышленного комплекса Мурманской области по этой же причине необоснованно тормозятся.

В этой связи, учитывая полезность прибрежного рыболовства, и в целом всего прибрежного комплекса в субъектах Российской Федерации, имеющих наиболее развитую прибрежную инфраструктуру, и беря во внимание быструю адаптацию и "приземленность" прибрежного рыболовства в части продуктового баланса страны за счет свежей и свежеохлажденной рыбы и морепродуктов - необходимо незамедлительно, с учетом региональных особенностей, принять на государственном уровне специальную профильную программу по судостроению и модернизации отдельно маломерного прибрежного флота.

В противном случае прибрежные водные биоресурсы, данные нам природой, будут не осваиваться, со всеми, вытекающими отсюда последствиями.

Далее. Учитывая установки высшего руководства страны о значительном пересмотре полномочий Центра в сторону регионов, назрела необходимость вернуться к предложению о передаче части полномочий по управлению прибрежными рыбохозяйственными комплексами субъектам Федерации, территории которых наиболее насыщены прибрежной рыбохозяйственной инфраструктурой, в целях оперативной и эффективной управляемости этой отраслью на местах.

Очень болезненный вопрос для прибрежных краболовных компаний у нас на Севере - это освоение приобретенных в свое время на аукционах прибрежных квот на вылов (добычу) краба камчатского. С этой застарелой проблемой происходит у нас на Севере какая-то непонятная вакханалия. Районы промысла то закрываются, то открываются, а сейчас вообще наложен мораторий на освоение прибрежной квоты. Предприятия буквально стонут от произвола и перегибов чиновников федерального уровня, отвечающих за этот вид промысла.

Полагаю, эту проблему также следует отразить в резолюции съезда.

Вот некоторые животрепещущие и злободневные вопросы, которые на полном серьезе волнуют и очень тревожат общественность нашего прибрежного сообщества, как добывающего, так и обрабатывающего секторов, в части обеспечения россиян качественной живой, свежей и охлажденной рыбой, в числе и путем увеличения поставок ее на береговые предприятия Мурманской области.

И закончить свое выступление я все-таки хочу на оптимистической ноте.

Уверен - за прибрежным рыболовством будущее. Данное направление уже востребовано населением приморских территорий (во всяком случае - Мурманского региона).

У предприятий малого бизнеса, занятых прибрежным промыслом и береговой переработкой, будет "все хорошо" при обязательном условии дальнейшего положительного и реального влияния государства на данный сектор экономики, обеспечивающий стратегическую проблему по обеспечению продовольственной безопасности каждого гражданина Российской Федерации.

Спасибо за внимание, Председатель Правления,  руководитель НО АПРФХМ   А. А. Евенко

16 февраля 2012 г.

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

"АССОЦИАЦИЯ ПРИБРЕЖНЫХ РЫБОПРОМЫШЛЕННИКОВ И ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ МУРМАНА"


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

13.59.82.167

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .