Стимулирование экономики Печать

Меры государственного регулирования заключаются в том, что государство силовым методом перераспределяет объем добавленной стоимости от одного сектора экономики к другому.

Например, замораживая тарифы естественных монополий, оно сокращает объем добавленной стоимости, произведенной в монополиях, и ровно на столько же увеличивает его для производителей реального сектора - они-то ведь отпускные цены не снижают. Смысл государственного регулирования состоит в том, что без него тарифы естественных монополий «задушат» промышленность. То есть, минимальная полезность мер госрегулирования - поддержание объема производства на прежнем уровне, а максимальная - увеличение. Идея в том, что если сократить издержки промышленности, то она будет больше производить. Будет ли?

Она, действительно, может немного нарастить производство. Но это зависит не только от тарифов естественных монополий - этот фактор, скорее, второстепенный. Есть еще конъюнктура внутренних и внешних рынков. А она, как правило, в такой ситуации «проседает». Поэтому может случиться вот что: государство замораживает тарифы и перераспределяет добавленную стоимость в производственной цепочке от монополий к производителю. А производитель сокращает объем производства и наслаждается свалившимся ему на голову конкурентным преимуществом, не делая попыток его как-то реализовать и развить. Тем более, что на внутреннем рынке оно получается одинаковым для всех производителей и таковым не является, а просто порождает дополнительную маржу. При этом конечный ВВП либо остается таким же, каким бы он был без такого регулирования и перераспределения, либо даже уменьшается.

Чтобы промышленность повысила объем производства (и произвела столь долгожданную дополнительную добавленную стоимость), нужно, чтобы стимулировалось не только дополнительное производство, но и ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ спрос. То есть, чтобы промышленность видела и понимала, КОМУ она продаст дополнительные объемы произведенной продукции.

Дополнительный спрос может стимулироваться двумя путями: повышением доходов населения (в том числе и путем расширения кредита) и повышением занятости. Эти два пути не противоречат друг другу, но между собой не очень-то пересекаются. Вопрос в том, думает ли государство, вмешиваясь в перераспределение добавленной стоимости между производителями, о том, как ему повысить конечный спрос. И предпринимает ли для этого какие-то шаги.

У государства есть еще одна возможность: стимулировать не внутренний спрос, а экспорт. Тогда дополнительная продукция принесет в экономику дополнительные деньги. Наше государство как раз этим и пытается заниматься: принята правительственная программа поддержки экспорта. В этом же ряду стоит и девальвация рубля.

Успеет ли реальный сектор отреагировать на эти стимулирующие меры государства прежде, чем тарифы естественных монополий вернутся к росту и будет исчерпан эффект девальвации - большой вопрос.

Наверное, государству стоило бы объяснить реальному сектору логику своих поступков: можно было бы сэкономить немного дорогого времени и повысить общие шансы на успех.

Источник: компания "Неокон"

Экономика

Еще статьи на тему "государство":

Государство против анонимности интернет-кошельков

Государство плодит воров

Механизмы гармонизации экономических отношений государства и бизнеса в нефтегазовой промышленности

О государственной экспертизе проектной документации

Государство должно сократить участие в банковском секторе