Сценарии развития экономики Печать

Минэкономразвития РФ повысило прогноз по росту инфляции на 2014 год с 5,5-6,5% до 7-7,5%, а на 2015 год - с 4,5-5,5% до 6-7%.

Инфляция приведет к замедлению росту оборота розничной торговли в 2015 году с 2,1% до 0,6%. Прогноз курса рубля на 2014-2017 годы оставлен без изменений: 35,5 руб. в 2014 и 37 - в 2015. Обмен санкциями приведет к резкому сокращению импорта в 2014 - с 4% до 8%. Прогноз роста ВВП на 2014 - 0,5%, на 2015 - понижен с 2% до 1%, а прогноз чистого оттока капитала в 2014 году повышен с $90 до $100 млрд.

Минфин снова поспорил с Минэкономики. Предметом спора стал прогноз, и это неудивительно: ведь именно он является основой для бюджетных проектировок. Но на этот раз замминистры схлестнулись не только и не столько из-за цены на нефть или инфляции - тут они пока выступают единым фронтом против Центробанка. Яблоком раздора на этот раз, в основном, стали сценарии развития экономики.

Если обычно главная проблема Минфина состоит в том, чтобы отбиться от дополнительных и, с его точки зрения, излишних и даже вредных госрасходов, то сейчас он отбивается от посягательств на налоговую реформу. Отвечая за темпы экономического роста, Минэкономики пытается придумать, как бы этот рост простимулировать. Когда стало понятно, что денег на прямое стимулирование Минфин не даст, возникла идея помешать ему поднять налоги. Действительно, все соглашаются с тем, что рост налогов в условиях экономической рецессии ни к чему хорошему не приведет. Поэтому появилась обратная идея: может помочь снижение налогов - так называемое фискальное стимулирование.

Эта идея заложена в один из сценариев развития экономики, так называемый умеренно-оптимистичный. Его смысл состоит в том, что за счет снижения (или хотя бы неповышения) налогов образуется дополнительный дефицит бюджета в 1% ВВП. А деньги не заплаченные в виде налогов, остаются у бизнеса и служат стимулом для развития. Они становятся этакими замаскированными инвестициями. 1% ВВП - серьезная величина - около 600 млрд. рублей. Такой поворот событий должен был полностью уничтожить все усилия Минфина по балансировке бюджета за счет «своего» прогноза по увеличению нефтегазовых доходов. Допустить этого Минфин не мог и обрушился с критикой на Минэкономики. И критика имела под собой основания: нового главного прогнозиста Минэкономики Алексея Ведева обвинили в том, что он не знает экономической теории. И зря.

Дело в том, что, по прогнозу Минэкономики, при увеличении дефицита на 1% ВВП в год суммарный экономический рост в 2015-2017 годах оказывается на 4,6 процентных пункта выше, чем в базовом сценарии, где он болтается около нуля. По мнению Минфина, таких мультипликаторов госрасходов нет нигде в мире, и после первоначального положительного эффекта средне- и долгосрочный эффект окажется отрицательным. В качестве подтверждения Минфин привод пример Бразилии, которая пошла по пути фискального стимулирования и после непродолжительного всплеска экономического роста практически оказалась в рецессии. Но Минфин лукавит: в сценарии Минэкономики и нет никаких мультипликаторов: рост экономики полностью, один в один совпадает с наращиванием дефицита - 1% ВВП в год (то есть, около 3,5-4% нарастающим итогом) дают суммарный рост экономики в 4,6%. Никаких чудес, все в пределах погрешности.

На самом деле Минфин очень переживает за размер дефицита - в случае увеличения на 1% на его покрытие потребуется дополнительно $20 млрд, и где их взять, Минэкономики не объясняет. Хотя это и так понятно: если мы не поднимаем налоги, но увеличиваем расходы, значит, мы собираемся занимать. А вот на внутреннем рынке или на внешнем - это уже вопрос технический.

Источник: компания "Неокон"

Экономика