Главная Создание особых экономических зон
Создание особых экономических зон Печать E-mail

9.5. Создание особых экономических зон

Значимым фактором, способствующим формированию перспективных точек экономического роста в регионе, может стать создание особых экономических зон. В Мурманской области имеются хорошие предпосылки для создания портовой и туристско-рекреационных экономических зон.

Портовая особая экономическая зона

Порт Мурманск, в силу своего уникального географического положения, является одним из наиболее перспективных для России портов, поскольку это глубоководный незамерзающий порт с защищенной от волнений акваторией Кольского залива. Кроме того, порт имеет ряд явных преимуществ перед другими портами европейской части России, так как имеет свободные неосвоенные территории, расположенные на западном берегу Кольского залива, на которых можно разместить современные терминалы по переработке любых грузов, в том числе опасных и пылящих.

В последние годы усилилась региональная и общероссийская значимость порта Мурманск как транспортного выхода на морские трассы Атлантики и Тихого океана в рамках международных транспортных коридоров: «Европа - Азия»; «Европа - Северный морской путь - Азия - Северная Америка». В перспективе порт может стать «морскими энергетическими воротами» России, через которые будут обеспечиваться энергетическими ресурсами США и страны Евросоюза.

В соответствии с концепцией перспектив развития Мурманского транспортного узла, его грузооборот к 2025 г. планируется увеличить до 105-130 млн т в год, в том числе генеральные грузы от 10 до 15 млн т, навалочные - от 50 до 60 млн и наливные грузы - от 45 до 55 млн т в год.

Указанные факторы позволяют рассматривать Мурманский портовый комплекс (МПК) в качестве претендента на создание портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), в соответствии с соответствующим федеральным законодательством о таких зонах1(Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ; Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. №232-ФЗ; Федеральным законом от 30 октября 2007 г. № 240-ФЗ. Правительство Мурманской области весной 2008 г. участвовало в конкурсе на получение статуса ПОЭЗ, были сформированы и направлены две заявки на ПОЭЗ в западной и восточной части Кольского залива. Заявки не были поддержаны, и принято решение о вторичном направлении заявок в сентябре 2008 г.).

Создание особых экономических зон в портах направлено на решение проблемы таможенного регулирования, обеспечения выгодных торговых схем для внешнеэкономического сотрудничества, дает импульс дополнительному притоку прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих технологический прорыв России на зарубежные рынки. Портовая особая экономическая зона - это не только обособленная географическая территория, но и система преференций, позволяющих обеспечить интенсивный экономический рост портового хозяйства и портовой инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российских портов.

Предполагаемое место размещения Мурманской ПОЭЗ - это территории ОАО «Мурманский морской торговый порт», ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (расположены на восточном берегу Кольского залива) и портовых перегрузочных комплексов на свободном западном берегу Кольского залива.

Формирование ПОЭЗ в Мурманской области позволит:

- обеспечить совершенствование законодательно-правовых условий деятельности портовых структур в части антимонопольного регулирования, устранения административных и экономических барьеров, поддержания добросовестной конкуренции, сокращение сферы тарифного регулирования, разработки процедур регулирования земельных и арендных отношений в зоне;

- создать условия, обеспечивающие недискриминационный доступ региональных операторов к портовой инфраструктуре;

- содействовать развитию логистики, современных информационных технологий в сфере портовых услуг, совершенствованию методов управления портовым комплексом;

- обеспечить координацию и взаимодействие при решении экономических и экологических проблем в МПК, а также защиту прав граждан и правопорядка, борьбу с коррупцией и преступностью;

- сформировать механизмы ускорения развития объектов портовой инфраструктуры на основе частно-государственного партнерства;

- использовать налоговые и инвестиционные преференции ПОЭЗ для повышения деловой активности и инвестиционной привлекательности МПК;

- оптимизировать и повысить экономическую обоснованность тарифов на услуги МПК для большей их конкурентоспособности;

- обеспечить повышение привлекательности Мурманского морского торгового порта и российского флага для судоходных компаний.

Создание ПОЭЗ будет способствовать формированию транспортно-логистического кластера в регионе, который позволит обеспечить повышение конкурентоспособности и объема портовых услуг, увеличить пропускную мощность портовых сооружений и их модернизацию, привлечь дополнительные инвестиции и трудовые ресурсы. При этом необходима координация планов развития морского, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта в рамках единой транспортной системы области, что в совокупности создаст условия для формирования устойчивых и долговременных конкурентных преимуществ портовой деятельности и экономики Мурманской области в целом.

Туристско-рекреационные экономические зоны

Уникальный природно-рекреационный потенциал Мурманской области позволяет сформировать новый, более привлекательный облик региона как центра развития туризма на Севере России и в Арктике и снизить зависимость от сырьевой ориентации экономики.

Область вполне может занять устойчивую нишу на рынке туристических услуг в силу усиления общемировой тенденции к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

Развитие туризма в области во многом базируется на региональной сети особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения - Хибинский региональный природный парк, региональные заказники «Сейдозеро», «Кутса», заповедник «Пасвик». Относительно небольшие бюджетные затраты на создание и обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий позволяют привлечь дополнительные средства в экономику региона. Это происходит за счет как развития природного туризма и обслуживающих его предприятий малого и среднего бизнеса, так и возможного привлечения средств в рамках механизмов, действующих на основании Киотского протокола и международных соглашений, готовящихся для его замены. Возрастает также возможность получения международного финансирования на сохранение малонарушенных природных экосистем, являющихся естественными резервуарами углерода, в противовес малоэффективному экстенсивному использованию таких экосистем (в первую очередь заготовкам древесины). Мурманская область обладает значительным потенциалом для реализации подобных механизмов, так как около 30% эксплуатационных лесов являются малонарушенными.

Одним из факторов, способствующих решению стратегической задачи развития туризма как нового динамично развивающегося сектора экономики Мурманской области, может стать создание туристско-рекреационных особых экономических зон.

Федеральный закон сформировал правовую основу для создания и функционирования в России туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ), в нем предусмотрены финансово-организационные меры поддержки таких зон федерального уровня. На сегодня в Мурманской области нет достаточных предпосылок для организации в ближайшие годы туристско-рекреационных ОЭЗ федерального уровня. Это связано главным образом с недостаточным уровнем развития туристской индустрии в регионе, ее инфраструктуры, значительно уступающим другим регионам, претендующим на получение для своих туристско-рекреационных территорий статуса ОЭЗ в соответствии с федеральным законом. Однако российское законодательство (в частности законы «О туристской деятельности»1(В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Закона о туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации) и «О концессионных соглашениях»2(ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. В развитие указанного Закона подготовлено Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения»)) позволяет субъектам Федерации развивать на своих территориях региональные зоны, предлагая их резидентам и инвесторам особый режим и льготы в пределах своих полномочий. Таким образом, создание туристско-рекреационных ОЭЗ регионального значения может стать первоначальным этапом для приобретения ими впоследствии и федерального статуса.

В соответствии с действующей Долгосрочной целевой программой «Развитие туризма в Мурманской области» на 2009-2011 гг., региональными органами власти предусмотрен комплекс организационно-экономических мер по созданию в области четырех туристско-рекреационных территорий регионального значения: «Терская», «Печенгская», «Ловозерская» и «Хибинская». Это обусловлено тем, что на соответствующих территориях, с учетом уникальности местных условий и концентрации объектов туристского показа, имеются наилучшие предпосылки для развития туризма и, в частности, таких его видов, как экологический, спортивный, рыболовный, культурно-исторический, промышленный, научный, событийный и др. Программой предусмотрена поэтапная реализация системы мероприятий, которые обеспечат существенное преобразование и улучшение туристской деятельности на данных территориях. Вместе с тем программа предусматривает относительно небольшой объем инвестиций на каждой из запланированных туристско-рекреационных территорий, который не обеспечит качественного изменения ситуации и значительного роста потока туристов.

Способствовать привлечению большего объема инвестиций в развитие туристско-рекреационных территорий и соответственно потока туристов будет возможно благодаря усилению уже осуществляемых мер за счет принятия решения об организации на основе отдельных туристско-рекреационных территорий особых экономических зон регионального значения.

Наибольший объем инвестиционных средств для инфраструктурного обустройства требуется для Хибинской туристско-рекреационной зоны. Это обусловлено высокой капиталоемкостью современных горнолыжных комплексов. Однако благоприятные предпосылки для привлечения инвесторов существуют. Так, в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 г.», принятой в 2008 г., горнолыжный комплекс в Хибинах занимает 4-е место среди 13 российских комплексов. Значимость такой зоны возрастает в преддверии подготовки к зимней олимпиаде Сочи-2014. Еще одним преимуществом этой зоны является возможность в полной мере реализовать институт частно-государственного партнерства, так как здесь базируется одна из крупнейших компаний региона ОАО «Апатит», которая активно участвует в развитии горнолыжного спорта в Хибинах.

Другой наиболее перспективной территорией для организации туристско-рекреационной ОЭЗ на территории области является Терская. Это обусловлено наличием уникальных природно-рекреационных и культурно-исторических ресурсов. Открытие на берегах и островах озера Канозеро Терского района многочисленных наскальных изображений (петроглифов) явилось научной археологической сенсацией. Терские поморы сохранили свою самобытную культуру, обряды, песни, народные промыслы и своеобразный быт, что вызывает все больший интерес отечественных и зарубежных туристов. Интересна эта территория и для любителей спортивной рыбалки, других видов спортивного и экологического туризма.

Таким образом, придание статуса особых экономических зон туристско-рекреационным территориям с соответствующими механизмами стимулирования туристского бизнеса, в совокупности с другими мерами повышения инвестиционной привлекательности территории, обеспечит приток более значительных средств отечественных и иностранных инвесторов, что будет вкладом в реализацию целей и задач социально-экономического развития области.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области 

Еще статьи на тему "экономические":

Круглый стол - «Стратегия 2020. Особые экономические зоны»

«Круглый стол» о создании портовой особой экономической зоны на территории Мурманской области

Портовая экономическая зона в Мурманской области

Решение основных социально-экономических проблем Туманного

Механизмы гармонизации экономических отношений государства и бизнеса в нефтегазовой промышленности


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.238.142.134

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .